Особенности построения бюджетной системы в странах с различным государственным устройством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения курсовой работы явилось изучение особенностей, присущих бюджетным системам развитых стран на современном этапе в зависимости от их административного устройства. Для достижения этой цели рассмотрены особенности унитарных и федеративных государств, теоретические основы устройства бюджетной системы, сущность и ее структура, на основе практических исследований изучены особенности развития бюджетных систем развитых стран и современные тенденции развития мировой финансовой системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………..........3
1. Бюджетная система и бюджетное устройство государства……………...5
1.1. Понятие и сущность бюджетной системы и бюджетного устройства государства………………………………………………………………….…..5
1.2. Основные принципы построения бюджетной системы государства ……10
1.3. Бюджетный федерализм: сущность и модели…………………………..13
2. Анализ международного опыта построения бюджетных систем и организации межбюджетных отношений ………………………………….…17
2.1. Особенности бюджетного устройства в унитарных государствах …...17
2.1.1. Характеристика бюджетной системы Великобритании……………..17
2.2.Особенности бюджетного устройства в федеративных государствах….21
2.2.1. Особенности построения бюджетной системы США ………………....21
3. Основные проблемы и направления совершенствования бюджетного устройства в Российской Федерации………………………………………....25
Заключение……………………………………………………………………...41
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные и муниципальные финансы.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, роль местных  органов власти и местных бюджетов в Великобритании в большой степени сведена к обеспечению эффективного распределения заранее установленного центральным правительством объема финансовых ресурсов.

Кроме этого, расходование средств на местном уровне по некоторым  статьям (включая часть расходов на образование и жилищно-коммунальное хозяйство) контролируется ассоциациями частного характера — как правило, агентствами по расходованию средств, которые финансируются центральным правительством и находятся под контролем его представителей. Зачастую наблюдается даже отсутствие координации действий этих агентств и местных органов власти, что значительно снижает эффективность распределения финансовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

2.2. Особенности  бюджетного устройства в федеративных  государствах.

 

2.2.1. Особенности построения бюджетной системы США.

 

Бюджетная система США  состоит из федерального бюджета, бюджетов штатов и бюджетов муниципалитетов. В настоящее время насчитывается 50 штатов и около 83000 муниципальных  образований, причем для США характерно наличие муниципальных органов власти с ограниченной (по сравнению с остальными муниципалитетами) сферой ответственности — т.н. школьных округов и районов специального обслуживания.

В США органы власти на уровне штатов и муниципалитетов традиционно  несут ответственность за обеспечение населения основными государственными услугами: начальное и среднее образование, местная полиция и пожарная охрана, муниципальный транспорт, общественные работы и социальное обеспечение, а также высшее образование на уровне штата. На федеральном правительстве лежит обязанность финансирования национальной обороны и систем государственного социального обеспечения.

Конституция США наделяет собственными налоговыми полномочиями только федеральное  и региональные правительства, в  то время как органы власти муниципалитетов получают права по установлению и сбору налогов в результате их делегирования органами власти штатов. Отличительной чертой налоговой системы США является то, что в бюджет каждого уровня зачисляются поступления только тех налогов, права по установлению и администрированию которых принадлежат правительству этого уровня. Таким образом, в Соединенных Штатах отсутствует практика, когда поступления от налогов, которые регулируются одним правительством, распределяются между различными бюджетами.

В федеральный бюджет США зачисляются  поступления федерального подоходного  налога с физических лиц и корпораций, а также налога с фонда оплаты труда и некоторых налогов  на продажи. В бюджеты штатов направляются поступления регионального подоходного  налога с физических лиц и корпораций, а также общий налог с продаж, который является основным источником их доходов. В муниципальные бюджеты поступают, прежде всего, поступления налогов на имущество, хотя в некоторых штатах муниципальные органы власти вводят свою ставку налога с продаж и подоходного налога.

Также необходимо отметить, что для  бюджетной системы Соединенных  Штатов характерно право органов  власти на каждом ее уровне по администрированию  только тех налогов и платежей, которые они вправе вводить и регулировать. Такой порядок предоставляет органам власти на различных уровнях большую фискальную независимость и контроль над базой и ставкой закрепленных за ними налогов.

Межбюджетное выравнивание в США  представлено сложной системой бюджетных  грантов, выделяемых бюджетам различных уровней. При этом зависимость бюджетов субнационального уровня от федеральных трансфертов достаточно сильна: так, в 1991 году средства федерального трансферта составляли в среднем 17,6% к расходам консолидированных бюджетов штатов. В то же время, доля финансовой помощи со стороны региональных бюджетов в расходах местных бюджетов составляла за тот же период 34.4%.

В Соединенных Штатах бюджетам нижестоящего уровня предоставляется как целевая  условная, так и безусловная финансовая помощь. Основным видом безусловной финансовой поддержки является программа межбюджетного доходного выравнивания, основанная на выделении трансфертов, рассчитанных по законодательно утвержденной формуле, учитывающей расходные потребности и фискальный потенциал. В настоящее время федеральный бюджет не оказывает нецелевой финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня, хотя безусловная финансовая поддержка местным бюджетам со стороны бюджетов штатов широко используется.

Целевая финансовая помощь предоставляется в виде грантов двух типов. Первый тип — блок-гранты — выделяется на финансирование достаточно широкого спектра расходных статей при установлении ограничений на перераспределение средств между этими статьями. Существуют блок-гранты на здравоохранение, социальное обеспечение, а также на финансирование других расходных групп.

Вторым видом целевой финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня являются так называемые категорийные гранты (categorical grants), в рамках которых  выделяются средства на финансирование отдельной расходной программы. На федеральном уровне используется несколько видов таких грантов. Например, трансферты, рассчитываемые на основе формулы, распределяются между бюджетами штатов и муниципальных образований согласно законодательно или административно установленному критерию. Такой критерий предоставления финансовой помощи составляется с учетом расходных потребностей получателя средств, его возможности оказывать государственные услуги, стоимость оказания таких услуг, а также прилагаемые усилия по сбору налогов. Формулы расчета могут варьироваться, но как правило, они основываются на таких показателях, как численность населения и душевой доход. Некоторые виды целевых грантов (такие как, например, гранты на осуществление определенного проекта) выделяются на основе решения правительства бюджетам отдельных территорий в течение определенного срока.

Около половины всего объема целевой  финансовой помощи предоставляется  на долевой основе, то есть выделение  средств бюджетами вышестоящего уровня происходит только при условии финансирования органами власти нижестоящего уровня определенной доли расходных статей, охваченных действием гранта.

В США не существует законодательной  нормы, определяющей, что федеральный  бюджет должен быть сведен без дефицита, и федеральное правительство  вправе привлекать заемные финансовые ресурсы для финансирования дефицита федерального бюджета. В противоположность федеральному бюджету, законодательство штатов в большинстве случаев требует бездефицитности региональных и местных бюджетов по текущим расходам, вследствие чего администрация штатов и муниципалитетов имеют право привлекать средства на долгосрочной основе с целью финансирования только капитальных расходов, таких как, например, строительство образовательных учреждений и финансирование общественных работ, а также на краткосрочной основе для покрытия кассового разрыва в исполнении бюджета. Положения, регулирующие порядок заимствований, содержатся в конституциях и законах штатов и как правило, сильно варьируются в зависимости от конкретного штата.

Основным способом государственных  и муниципальных заимствований  в США является эмиссия облигаций  штатов и муниципальных облигаций, обращающихся без ограничений. При этом, процентный доход, полученный по этим ценным бумагам, не облагается федеральным подоходным налогом.

Важным признаком бюджетной  системы США является то, что федеральное  правительство не несет ответственности по ценным бумагам, выпущенным органами власти нижестоящего уровня. В такой ситуации инвесторы опираются на рейтинги частных агентств, которые, в конечном счете и определяют цену заимствований бюджетов штатов и муниципалитетов на открытом рынке.

 

 

 

 

3. Основные  проблемы и направления совершенствования  бюджетного устройства в Российской Федерации.

 

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:

федеральный бюджет и  бюджеты государственных внебюджетных фондов;

бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов;

местные бюджеты.

Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются  расширительно, то есть включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.

Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

Второй уровень бюджетной  системы, помимо бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди  которых 21 республиканский; 55 краевых  и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”.

На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди  которых районные, городские, поселковые и сельские.

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации  на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.

Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты  субъектов РФ. В то же время консолидированные  бюджеты субъектов РФ состоят  из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

В РФ финансовая помощь из федерального бюджета субъектам  РФ предоставляется 5 фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов.

Фонд финансовой поддержки  субъектов РФ (ФФПР) формируется  исходя из 14 % планируемых на предстоящий  финансовый год налоговых доходов  федерального бюджета (за исключением  таможенных пошлин и доходов от внешнеэкономической деятельности) в целях выравнивания доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, финансируемым из консолидированных бюджетов субъектов РФ. Из ФФПР выделяются дотации субъектам РФ на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, субсидии на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области.

Фонд компенсаций формируется  с 2001 года за счет 15% НДС, ранее поступавших  в бюджеты субъектов РФ, с целью  предоставления региональным бюджетам субвенций и субсидий на реализацию федеральных законов, как правило, предусматривающих социальные выплаты (пособия) или льготы отдельным категориям населения. Средства из этого фонда передаются всем без исключения субъектам Федерации, вне зависимости от их уровня бюджетной обеспеченности, пропорционально численности соответствующих категорий населения.

Цель выделения средств  региональным бюджетам из Фонда со финансирования социальных расходов – стимулирование субъектов РФ поддерживания на определенном уровне предоставление (финансирование) основных общественных услуг. Субсидии из данного фонда распределяются между всеми субъектами РФ для долевого финансирования (частичного возмещения) приоритетных социально-значимых расходов (прежде всего, на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, социальную помощь населению). Впервые Фонд софинансирования был создан в составе федерального бюджета в 2002 году с тем, чтобы компенсировать расходы региональных бюджетов на выплату заработной платы бюджетникам, повышенной решением федерального правительства и на субсидии населению на оплату жилья и коммунальных услуг.

Фонд регионального  развития выполняет функцию аккумуляции  инвестиционной составляющей финансовой помощи регионам. Средства из данного  фонда направляются на финансирование федеральных программ развития регионов, среди которых ФЦП развития Калининградской области до 2010 года, ФЦП “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года”, "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года", "Сокращение различий в социально- экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)", и другие.

Фонд реформирования региональных финансов до 2004 года формировался  за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Начиная с 2005 г. Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов формируется исключительно за счет собственных доходов федерального бюджета Субсидии из данного фонда ежегодно предоставляются отобранным на конкурсной основе субъектам Федерации при условии выполнения ими программ реформ в бюджетной сфере.

Помимо пяти перечисленных  фондов в рамках финансовой поддержки  бюджетов нижестоящих уровней из федерального бюджета выделяются дотации  и субвенции закрытым административно-территориальным образованиям (ЗАТО),  наук оградам и др.

Нынешний этап бюджетной  реформы стоит на фундаменте, заложенном предыдущими этапами. Так, на первом этапе (2001–2004 гг.) стояла задача наладить работу по Бюджетному кодексу, на втором (2004–2007 гг.) – обеспечить достоверность учета и отчетности, основанных на кассовом исполнении бюджета и усилении роли внешнего контроля в лице Счетной палаты. В результате бюджетная сфера стала управляемой и подотчетной, появилась возможность планировать деятельность на длительный период и создать «подушку безопасности» на случай падения цен на нефть. С введением института бюджетных обязательств вся конструкция бюджетного процесса была существенно изменена.

Информация о работе Особенности построения бюджетной системы в странах с различным государственным устройством