Особенности развития финансовой системы Республики Беларусь в период 2000 – 2011 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследовать финансовую систему Республики Беларусь и предложить направлений её развития и совершенствования, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность финансовой системы, основы и принципы её построения;
2. Определить структуру построения финансовой системы Республики Беларусь;

Содержание

Введение
1. Структура и принципы построения финансовой системы государства
1.1 Общее понятие о финансовой системе, экономические основы и принципы её построения
1.2 Структура построения финансовых систем и её виды
1.3 Роль государственного бюджета в финансовой системе государстве
2. Характеристика финансовой системы Республики Беларусь
2.1 Характеристика сфер и звеньев финансовой системы Республики Беларусь
2.2 Формирование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов финансовой системы Республики Беларусь
3. Основные направления развития и совершенствования финансовой системы Республики Беларусь
3.1 Оптимизация структуры финансовой системы
3.2 Повышение эффективности государственной политики регулирования бюджетно-налоговых отношений
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

фин сис-ма рб.doc

— 1.25 Мб (Скачать файл)

Одна из важнейших  задач бюджетной политики, призванной создать механизмы быстрого реагирования на проявление кризисных явлений  и экономное использование финансовых резервов, – ликвидация государственных целевых бюджетных фондов.  Так, с 2012 года мероприятия государственных программ в области охраны природы планируется финансировать в общем порядке без формирования республиканского и местных фондов охраны природы. Не будет формироваться фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья в связи с отменой платежей экологического налога, которые были источником его доходной части.

Со следующего года намечается также отменить отчисления в инновационные фонды для хозяйственных обществ, где в уставном фонде доля государства составляет менее 50%.

С 2013 года инновационные  фонды будут формироваться исключительно  за счет прибыли организаций. [12]

Таким образом, в качестве приоритетного направления бюджетной политики Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицит бюджета, будут использоваться такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся: повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства, которые будут способствовать росту денежных накоплений - основного источника платежей в бюджет; изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств; привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решаются сразу несколько задач, причём не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет; претворение в жизнь всех тех конкретных мероприятий в финансово-экономической сфере, которые содействуют росту доходов и снижению расходов бюджета.

Основные направления налоговой политики Республики Беларусь на ближайшие пять лет должны быть нацелены на обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание условий для развития эффективной и конкурентоспособной экономики и улучшение качества жизни населения.

Основная целевая ориентация налоговой политики на предстоящее  пятилетие - повышение оптимальности  применяемой в республике налоговой  системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета  и сохранении дефицита и долговых обязательств на экономически безопасном уровне.

В связи с этим в 2011-2015 годах будут решаться следующие  задачи: совершенствование структуры  и механизмов взимания установленных  налогов и сборов с ориентацией  на максимальное приближение налоговой  системы республики к применяемым в экономически развитых странах; радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтинговых оценках; оптимизация и секвестирование неэффективных бюджетных расходов с ориентацией на достижение конкретных результатов и повышение эффективности использования выделяемых ресурсов; концентрация бюджетных средств, включая средства на государственную поддержку реального сектора экономики, на приоритетных высокоэффективных проектах и программах; повышение эффективности управления государственным долгом на основе изучения опыта и применения международной практики.

Для реализации поставленных задач планируется: упразднение мелких налогов и сборов и снижение налогового давления на прибыль организаций и фонд заработной платы; упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования; упорядочение взимания местных налогов и сборов; сокращение объемов перераспределяемых государством ресурсов, их концентрация на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны и повышение эффективности расходования бюджетных средств; обеспечение адресности социальных программ и поддержки населения; отработка механизмов и постепенный переход к программно-целевому планированию расходов бюджета; оптимизация портфеля государственного долга по сроку, валюте и долговым инструментам; диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов; совершенствование системы управления долгом органов местного управления и самоуправления; развитие внутреннего рынка государственных заимствований.

Намеченная налоговая  политика должна способствовать модернизации и повышению конкурентоспособности национальной экономики, активизации инвестиционных процессов. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП планируется сократить с 27,9 % в 2010 году до 25,4 % в 2015 году. [12]

С 2012 года предлагается обеспечить снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 процентов и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты на 3 процентных пункта. Снижение налоговой нагрузки на экономику составит 1,3 процента к ВВП. Также планируется упрощение порядка взимания экологического налога.

Успешная реализация предложенных мер по корректировке  налоговой политики уже в 2011-2012 годах  позволит повысить нейтральность и  стабильность налоговой системы, значительно  снизить налоговую нагрузку на экономику и с 2013 года уже не потребуется проводить существенные изменения налогового законодательства.

Снижение налогового бремени будет осуществляться в  увязке с реформой межбюджетных отношений, на основе упорядочения и закрепления  доходных источников и расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы Республики Беларусь на долгосрочной основе. Органы местного управления и самоуправления получат возможность планировать бюджет на перспективу, более рационально расходовать его средства для выполнения программ экономического и социального развития территорий, что должно обеспечить конституционное право граждан на равный доступ к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, независимо от места их проживания.

Налоговая политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

Одним из приоритетных направлений  налоговой реформы должно быть упрощение  налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Этот процесс должен сопровождаться мерами по существенному расширению базы налогообложения и увеличению фактической собираемости налогов и будет включать следующие мероприятия по реформированию налоговых платежей: завершение работы по отмене всех оборотных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг на республиканском и местных уровнях; снижение нагрузки на фонд заработной платы путем отказа от практики взимания чрезвычайного налога, оптимизации ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и отчислений в фонд содействия занятости. снижение и унификация таможенных пошлин.

При сохранении высокого уровня социальных расходов налоговая политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышения эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования.

Упорядочению государственной поддержки реального сектора экономики будут способствовать сокращение объема субсидий и льгот, ликвидация перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразование, оптимизация бюджетных субсидий на оказание транспортных услуг населению, принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок. [12]

 

Заключение

 

Финансовая система  страны - совокупность находящихся  в определенной взаимосвязи финансовых институтов, посредством которых государство осуществляет первичное распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода с целью образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы страны; он отражает основные доходы и расходы государства. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация финансовых ресурсов, их распределение и расходование.

Основными путями преодоления  негативных тенденций финансовой системы в условиях мирового финансово-экономического кризиса являются:  минимизация дефицита государственного бюджета путём сокращения некоторых статей расходов и увеличения доходной части, сокращение расходов  за  счёт снижения затрат на нужды обороны страны, на содержание административно-управленческого аппарата;  за счёт дальнейшего снижения дотаций, выплачиваемых из республиканского бюджета, на отдельные мероприятия местным бюджетам для их сбалансирования, перевода на коммерческую основу некоторых бюджетных учреждений;  консервация в ряде случаев строительных объектов, финансируемых за счёт средств государственного бюджета и др.

В качестве приоритетного  направления бюджетной политики Республикой Беларуси намечено ограничение уровня дефицита бюджета. В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицит бюджета, будут использоваться такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся: повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства, которые будут способствовать росту денежных накоплений - основного источника платежей в бюджет; изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств; привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи решаются сразу несколько задач, причём не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет; претворение в жизнь всех тех конкретных мероприятий в финансово-экономической сфере, которые содействуют росту доходов и снижению расходов бюджета. основными направлениями совершенствования налоговой политики  Республики Беларусь являются следующие: упрощение расчётов и порядка взимания налогов; жёсткая регламентация прав и ответственности плательщиков; совершенствование норм юридической ответственности за нарушения в области налогов; поэтапное снижение уровня налогообложения с одновременным расширением налоговой базы; борьба с теневым сектором экономики; предотвращение утечки капитала и стимулирование инвестиционной активности; пересмотр и упорядочение льгот в системе налогообложения; постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на доходы и имущество физических лиц; совершенствование таможенного регулирования, способствующее активизации импорта; согласование механизма налогообложения научно-инн6овационных субъектов хозяйствования; стремление к унификации с налоговыми системами, действующими в государствах СНГ и ЕС, в частности создания согласованного налогового законодательства с Российской Федерацией.

 

Список использованных источников

 

  1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: [от 16 июля 2008 г. с алфавитно-предметным указателем]. - Минск: Нац. центр правовой информации Республики Беларусь, 2008. - 155 с.
  2. Вахрин, П. И. Финансы, денежное обращение, кредит: учебник для вузов / П. И. Вахрин, А. С. Нешитой. - М.: Дашков и К, 2002. - 656 с.
  3. Воробей, Г.А. Финансовое право Республики Беларусь: учеб. пособие / Г. А. Воробей. - Минск: Амалфея, 2006. - 431 с.
  4. Жук, И.Н., Киреева, Е.Ф., Кравченко, В.В. Международные финансы: учеб. пособие / под общ. ред. И.Н. Жук. - Минск.: БГЭУ, 2001. - 149 с.
  5. Заяц, Н.Е. Финансы предприятий: учеб. пособие / Н. Е. Заяц, Т. И. Василевский; под общ. ред. Н.Е. Заяц. - Минск: Выш. школа, 2009. - 528с.
  6. Колпина, Л.Г. Финансы и кредит: учеб. пособие / Л. Г. Колпина; под ред. М. И. Плотницкого. - Минск: Книжный Дом: Мисанта, 2005. – 335 с.
  7. Мультан, Г.К. Государственные финансы: учеб. пособие / Г. К. Мультан; под общ. ред. Г.К. Мультана. - Минск: БГЭУ, 2005. - 167с.
  8. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года : одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года: текст Кодекса по состоянию на 8 февраля 2007 г. - Минск: Амалфея, 2007. - 118 с.
  9. Нестеров В.В., Желтов Н.С., Данина Т.М. Финансовая система и экономика / В. В. Нестеров [и др.]; под ред. В. В. Нестерова, Н. С. Желтова. - Москва: Финансы и статистика, 2004. - 432с.
  10. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. – Минск: Мисанта, 2002. – 33 с.
  11. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by
  12. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nbrb.by
  13. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by
  14. Попов, Е.М. Финансы предприятий: учебник / Е.М. Попов. - Минск: Выш. шк., 2005. – 573 с.
  15. Рудый, К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран: учеб. пособие / К.В. Рудый - М.: ООО "Новое знание", 2003. - 300с.
  16. Сенчагов, В.К. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для вузов / В.К. Сенчагов; под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова - М: Проспект, 2002. - 487 с.
  17. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие / Т.В.Сорокина. - 2-е изд.,перераб. - Минск: БГЭУ, 2004. – 290 с.
  18. Сумароков, В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования / В.Н. Сумароков. - М: Финансы и статистика, 1996. – 224 с.
  19. Фисенко, М.К. Финансовая система Беларуси: учеб. пособие / М.К. Фисенко. – Минск: Соврем. школа, 2008. – 184 с.
  20. Эрдман, С.А. Финансово-кредитные системы зарубежных стран: учеб.-метод. комплекс для студ. экон. спец. / Авт.-сост. С.А. Эрдман. – Новополоцк: ПГУ, 2005. – 180 с.

Информация о работе Особенности развития финансовой системы Республики Беларусь в период 2000 – 2011 гг.