Особенности управления финансами в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:29, реферат

Краткое описание

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.
Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.
Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.

Содержание

.Сущность и необходимость управления финансами
2.Управление финансами РФ
2.1 Функциональные элементы системы управления финансами
2.2 Органы управления финансами, их функции
2.3 Роль региональных и местных финансовых органов в управлении финансами
2.4 методы управления финансами
2.5 Автоматизированные системы управления финансами
3 Финансовое планирование и прогнозирование
3.1 Виды финансовых планов. Методы финансового планирования
3.2 Виды и сферы применения финансовых прогнозов
4. Проблемы управления финансами в РФ
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности управления финансами в РФ.docx

— 57.96 Кб (Скачать файл)

В настоящее время с  государственным финансовым контролем  существует и негосударственный  финансовый контроль, который представлен:

- внутрифирменным контролем;

- контролем коммерческих  банков за организациями; 

- независимым аудиторским  контролем.

Конечные цели всех видов  финансового контроля едины и  заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышения эффективности  распределения и использования  финансовых ресурсов. В то же время  задачи и, соответственно, функции государственного и негосударственного финансового  контроля различны.

Основной задачей негосударственного контроля выступают повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности показателей финансовой отчетности.

 

2.5 Автоматизированные системы  управления финансами

Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. АСУ являются неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствуют лучшему, более эффективному функционированию финансов.

Рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, конкуренции  товаропроизводителей, развитой системе  финансов, порождает рост экономической  и финансовой информации. Всё это  требует умения ориентироваться  в области информатики как  системе сбора, организации хранения и обработки информации. Комплексное  управление финансами специалистами  финансовых органов невозможно без  их информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ).

АСУ финансами - это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств  связи. Она выступает в качестве подсистемы общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки  информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.

В управлении государственными финансами используются автоматизированные системы государственных расчетов (АСФР). В частности, в системе  Министерства финансов РФ функционирует  АСФР, ставшая органической частью структуры финансовых органов. Эта  система способствует повышению  эффективности управления финансами  на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспечения многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализации структуры  аппарата финансовых органов. Ее применение требует постоянного совершенствования  системы финансовых показателей, разработки новых методов выявления и  мобилизации доходов и накоплений, формирование финансовых резервов в  народном хозяйстве, рационального  расходования финансовых ресурсов.

АСФР содержит ряд подсистем, в которых решается комплекс задач  по: сводным расчетам бюджета; доходам  и налогам; расходам бюджетных учреждений; финансам отраслей народного хозяйства. АСФР также помогает решению вопросов в области исполнения государственного бюджета через составление росписи бюджета, внесения изменений в бюджетные показатели, учет исполнения бюджета по доходам и расходам.

В настоящее время актуальной задачей является внедрение автоматизации  финансовых расчетов в низовых финансовых органах. Особенно это актуально  для налоговых инспекций, имеющих  дело с многочисленными, постоянно  меняющимися данными по налогоплательщикам. Эта работа должна проводиться во взаимосвязи с АСФР Министерства финансов РФ.

При всем положительном значении и важности АСФР в то же время  нельзя преувеличивать её возможности. Они не безграничны. Часть задач  по управлению финансами не поддается  формализации, требует опыта работников финансовых органов, традиционных методов  их работы. АСУ финансами не может  выполнять то, что им не свойственно, а именно - совершенствование самих  финансовых отношений, их форм. В этих системах специалисты ставят цели и  их корректируют. Первичная информация поступает от человека, им осуществляется постоянный контроль за работой системы. Работник финансового органа делает выбор решений из подготовленных АСУ возможных вариантов. Но для  этого требуется его высокая  квалификация.

АСУ представляет качественно  новый шаг в совершенствовании  управления экономикой и финансами. В целях повышения эффективности  их функционирования требуются меры по техническому оснащению работников финансовых служб, постоянное совершенствование  системы управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Финансовое планирование и прогнозирование.  

3.1 Виды финансовых планов. Методы финансового планирования.

Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование -это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность - рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

Конкретные задачи финансового  планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста  доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении  средств между централизованными  и децентрализованными фондами.

На общегосударственном  и территориальном уровнях в  систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.

Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения  координации экономического и социального  развития и финансовой политики, а  также комплексного прогнозирования  финансовых последствий разрабатываемых  реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций  и современного принятия соответствующих  мер.

Перспективные финансовые планы  разрабатываются на три года, из которых первый год- это год, на который  составляют бюджет; следующие два  года- плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Финансовые планы классифицируются в зависимости от планового периода, на который они разрабатываются:

 -оперативные финансовые планы, которые составляются на месяц, декаду или неделю,

 -текущие финансовые планы, которые разрабатываются на год

с поквартальной разбивкой;

 -среднесрочные финансовые планы, которые разрабатываются на

плановый период от одного года до трех лет;

 -перспективные (долгосрочные) финансовые планы, которые

разрабатываются на пять и  более лет планового периода;

 -программные финансовые планы, которые разрабатываются на

конкретные периоды внедрения  и использования программ предпринимательской  деятельности по сферам хозяйствования.

Прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей  базируются на использовании различных  методов. Наиболее важными из них  являются: метод экстраполяции, нормативный, математического моделирования. Метод  экстраполяции состоит в том, что финансовые показатели определяются на основе выявления их динамики, в  расчетах исходят из показателей  отчетного периода, корректируя  их на относительно устойчивый темп изменений. Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов. Метод математического  моделирования заключается в  построении финансовых моделей, имитирующих  течение реальных экономических  и социальных процессов.

 

3.2 Виды и сферы применения  финансовых прогнозов

Рассмотрим специфику  сфер применения финансового прогнозирования  на различных экономических уровнях. 

Финансовые ресурсы характеризуют  финансовое состояние экономики  и одновременно являются источником ее развития. Эффективное управление финансовыми ресурсами требует их прогнозирования и планирования. В мировой практике при прогнозировании финансов широкое распространение получили методы экспертных оценок, экстраполяции и моделирования. Разрабатываемые финансовые планы-прогнозы (программы) представляют собой комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных макроэкономических целей. Формирование финансового плана включает расчет итоговых показателей на конец периода по основным секторам экономики. 

На первом этапе формирования финансового плана разрабатывается  так называемая базисная программа, которая основывается на допущении, что экономическая политика страны не будет подвергаться изменениям. Цель базисной программы состоит  в том, чтобы дать ответ на вопрос, решаются ли существующие проблемы сами по себе, остаются в прежнем виде или обостряются. 

На втором этапе рассматриваются  изменения экономической политики с учетом специфики того или иного  периода в зависимости от политики государства. Эта процедура является базой для подготовки нормативной  программы, которая должна быть основана на использовании определенного  комплекса мероприятий, разработанных  для достижения требуемых целей. Сравнение базисной и нормативной  программ позволяет судить об ожидаемых  результатах осуществления данного  комплекса мероприятий. 

Система финансов должна обеспечить расходы на производство валового внутреннего (национального) продукта Y в виде средств  на потребление. С, инвестиций I, государственных  закупок G, расходов на торговлю с внешним  миром (чистый экспорт Е - М), т.е. 

Y = C + I + G + (E-M) 

На базе ориентированных  целей и мероприятий можно  осуществить прогноз макроэкономических параметров на рассматриваемый период. 

Изучение динамики показателей, определение мер и целей, разработка планов с учетом внутреннего состояния  экономики и внешнеэкономических  перспектив, рассмотрение планов отдельных  отраслей и их взаимоувязка, установление предельных значений денежных ограничений  — все это непрерывная цепь итераций по разработке оптимального варианта финансового плана в  целях обеспечения воспроизводственных  процессов в экономике. 

На Западе растет отрасль  бизнеса, компании которой специализируются на подготовке макроэкономических и  отраслевых прогнозов для корпораций-заказчиков. Более того, самые сильные прогностические  экономические центры за рубежом, как  правило, встроены в бизнес в виде аналитических отделов крупнейших компаний и инвестиционных банков. Отечественная школа конъюнктурного макроэкономического и отраслевого  прогнозирования только зарождается. Начинают формироваться весьма профессиональные отделы некоторых ведущих российских банков, инвестиционных компаний и  передовых корпораций из реального  сектора экономики. Однако на сегодняшний  момент их очень мало — не более  двух десятков. Между тем бизнесу  важно ориентироваться в макроэкономике уже сегодня.

 Видами основных финансовых прогнозов являются:

1.Сводный баланс финансовых ресурсов.

Для осуществления государством своих функций по регулированию  финансовых ресурсов необходимо располагать  информацией о финансовых потоках  в экономике, которые формируют  ресурсы финансов. Такую информацию может предоставить сводный финансовый баланс, при составлении которого даются характеристика объема средств, их распределения и использования, оценка финансовых взаимоотношений  между секторами экономики. Это  позволяет определить тенденции  и закономерности, складывающиеся в финансовых взаимоотношениях между секторами экономки, оценить эффективность налоговой и кредитной политики государства. 

Сводный финансовый баланс — инструмент государства, позволяющий  определить оптимальные пропорции  и распределении и расходовании финансовых ресурсов, достичь сбалансированности финансовых ресурсов с затратами. Он включает в себя: баланс денежных доходов  и расходов населения; государственный  финансовый баланс; кредитно-денежный баланс; баланс платежный; финансовый баланс нефинансового сектора экономики (предприятий — производителей продукции  и услуг). Сводный финансовый баланс позволяет получить целостное представление  о процессах образования, пополнения и использования финансовых ресурсов внутри страны, а также о финансовых взаимоотношениях с внешним миром. Финансовые ресурсы экономики формируются как совокупность финансовых ресурсов секторов. Использование финансовых ресурсов государственного сектора осуществляется через расходные части государственного бюджета и внебюджетных фондов. 

В формировании сводного финансового  баланса государства особое значение имеет денежно-кредитный баланс. Реально формирующиеся в народном хозяйстве доходы становятся финансовыми  ресурсами и могут быть использованы в этом качестве лишь в том случае, если они представлены соответствующими денежными средствами. Поэтому динамика денежной массы в обращении должна соответствовать динамике изменения  финансовых ресурсов. 

Информация о работе Особенности управления финансами в РФ