Отчет о прохождении практики в межрайонной ИФНС России №1 по ЕАО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 04:01, отчет по практике

Краткое описание

С 6 ноября 2012 года по 9 февраля 2013 года мной была пройдена учебная практика в Межрайонной ИФНС России № 1 по Еврейской автономной области, главной целью которой являлось закрепление имеющихся теоретических знаний, возможность их применения в области осуществления налоговой деятельности в подразделениях данной инспекции и изучение организационной структуры Межрайонной ИФНС России № 1 по Еврейской автономной области, а также изучение произошедших изменений в функциях и правах налоговых органов в связи с проводимой в Российской Федерации административной реформы, начатой в 2004 году.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Состав и структура инспекции, ее задачи и функции………………………...4
1.1 Общие положения…………………………………………………………….4
1.2 Основные задачи ИФНС……………………………………………………...4
1.3 Функции……………………………………………………………………….5
1.4 Перечень и состав групп персонала в подразделении ……………………..7
1.5 Полномочия ИФНС………………………………………………………….14
2 Анализ эффективности работы Межрайонной ИФНС России № 1 по Еврейской автономной области………………………………………………...17
2.1 Анализ показателей налоговых платежей………………………………….17
2.2 Анализ показателей налогового контроля………………………………....25
3.Оценка функционирования налогового механизма в ЕАО…………………28
3.1 Оценка этапов формирования и функционирования налогового механизма в регионе………………………………………………………………………….28
3.2 Анализ модели налогового механизма в ЕАО……………………………..33
3.3 Методы оценки эффективности деятельности налогового механизма в ЕАО……………………………………………………………………………….39
3.4 Противоречия действующей налоговой системы региона………………..42
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………47

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по практике.doc

— 412.00 Кб (Скачать файл)

Особое место в налоговом механизме принадлежит контролю. Налоговый контроль призван обеспечить полноту поступлений налоговых доходов в бюджет. Налоговый контроль должен быть всеобъемлющим, пронизывать все этапы воспроизводства. Важной целью налогового контроля является создание условий, препятствующих уходу налогоплательщика от уплаты налога.

Основной формой контроля налоговых  органов за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками налогов  является налоговая проверка, как  выездная, так и камеральная (см. Таблица 3.2).

 

Таблица 3.2 - Структура налоговых проверок, проводимых за 2009-2011

 

2011

Удельный вес,%

2012

Удельный вес,%

Всего проведено проверок

30442

100

6292

100

Камеральные проверки

30 411

99,9

6 284

99,9

из них выявившие  нарушения

2 443

8

455

7,24

Выездные проверки

31

0,1

8

0,13

из них выявившие  нарушения

23

74,19

7

87,5




 

Согласно приведенным данным таблицы  наибольший удельный вес в структуре  проведенных проверок занимают камеральные  налоговые проверки (99,9%).  Выездные проверки составляют всего 31 (0,1 %).  Достаточно низкий процент выездных проверок в 2011 году связан с нехваткой кадровых ресурсов, в рассматриваемой инспекции их число составляет 11 человек, и огромным количеством налогоплательщиков.

Все элементы налогового механизма  тесно взаимосвязаны. При недостаточной отладке одного звена другие звенья также оказываются малопродуктивными. Так, ошибки в налоговом прогнозировании способствуют появлению диспропорций в соотношениях доходов бюджетов разных уровней.

На микроуровне важным компонентом налогового механизма является налоговое планирование, призванное обеспечить оптимизацию налоговых платежей предприятия без нарушения действующего законодательства. В условиях высокого налогового бремени оптимизация налоговых платежей позволяет предприятию выявить финансовые резервы с целью более эффективного их использования. Налоговое планирование тесно взаимосвязано с элементами налогового механизма на макроуровне, так как управление налогами организации-налогоплательщики осуществляют в макроэкономической среде.

Актуальным для ЕАО является повышение качества планирования доходных источников регионального бюджета  на среднесрочную и долгосрочную перспективу с целью создания основы для эффективного использования  финансовых средств, повышения инвестиционной привлекательности региона и как следствие для достижения целей региональной финансовой политики. Структура планируемых доходов бюджета должна отражать приоритеты социально-экономического развития региона и страны в целом. Структура налоговых доходов бюджета представлена в таблице 3.3.

 

Таблица 3.3 - Структура налоговых доходов ЕАО 2009-2011 гг.

Наименование

2009 год

2010 год

2011 год

Сумма (тыс.руб.)

Уд. вес,%

Сумма (тыс.руб.)

Уд. вес,%

Сумма (тыс.руб.)

Уд. вес,%

Налоговые доходы

1537771,5

100

1879160,8

100

2486066,6

100

Налог на прибыль организаций

275722

17,9

357570,1

19

633186,1

25,5

Налог на доходы физических лиц

299847,3

19,5

884060,8

47

1042830,1

41,9

Акцизы

224148

14,6

256844,6

13,7

335881

13,5

Налоги на совокупный доход

92326,2

6

130077,3

6,9

180282,3

7,2

Транспортный налог

52416

3,4

54454,9

2,9

68375,8

2,8


 

Окончание таблицы 3.3

Налог на имущество организаций

68991

4,5

180735,7

9,6

213662,3

8,6

Налог на игорный бизнес

14117

0,9

54,5

0,003

-

-

Налог на добычу полезных ископаемых

8730

0,57

6810

0,4

6108,9

0,2

Сборы за пользование  объектами животного мира и за объектами водных биологических ресурсов

1200

0,08

1541

0,08

1250

0,05

Государственная пошлина

274

0,02

5683,4

0,3

4490,1

0,2


 

Наблюдается возрастающая тенденция  налоговых доходов. Если в 2009 году налоговые  доходы составляли 1537771,5 тыс. руб., то к  2011 году они составили 2486066,6 тыс. руб.

Удельный вес от налога на прибыль  увеличился на 7,6% (25,5 - 17,9), а от налога на доходы  физических лиц на 22,4% (41,9 - 19,5). Удельный вес от налога на совокупный доход увеличились незначительно - на 1,2%, от налога на имущество организаций на 4,1% (8,6 - 4,5).

По остальным видам налогам  произошло снижение поступлений: акцизы - на 1,1%, транспортный налог - на 0,6%, налог  на добычу полезных ископаемых - на 0,37%, сборы за пользование объектами  животного мира и за объектами водных биологических ресурсов - на 0,03%. Понижение показателей произошло также по налогу на игорный бизнес и государственной пошлины. Более наглядно структура налоговых доходов представлена на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 - Структура налоговых доходов ЕАО в 2011г.

 

Прогноз строится исходя из финансового  состояния и исполнения бюджета  в текущем году. При прогнозировании  доходов региона основой являются налоговые поступления в региональный бюджет.

ЕАО может вводить на своей территории региональные, местные налоги и сборы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (НК РФ). Кроме того устанавливает размеры процентных ставок по ним, а также в пределах, установленных НК РФ, предоставляет налоговые льготы, вносит изменения и дополнения в региональное законодательство, предоставляет отсрочки и рассрочки по уплате налогов в бюджет региона, предоставляет налоговые льготы.

Таким образом, осуществляя налоговую  политику в пределах своих полномочий, региональные власти ЕАО могут оказывать  поддержку тем направлениям и видам хозяйственной деятельности, осуществление которых позволяет решать проблемы социально-экономического и финансового развития субъекта.

Проведение продуманной налоговой  политики является одним из необходимых  условий достижения экономического роста, так как непосредственно влияет на экономическую активность хозяйствующих субъектов. Стимулирование экономической активности приводит, с одной стороны, к росту налоговых доходов бюджета, с другой - к увеличению объема негосударственных инвестиций, что позволит решить ряд социально-экономических задач, стоящих перед регионом.

Налоговое регулирование является важным фактором развития экономической  активности предприятий и организаций  в ЕАО. Вместе с тем налогообложение  хозяйствующих субъектов следует  рассматривать не только с точки зрения стимулирования их экономической активности, но и защиты интересов бюджета в части обеспечения доходами государственных расходных полномочий.

 

3.3 Методы оценки эффективности  деятельности налогового механизма 

      в ЕАО

 

Реалии современного уровня развития социально-экономических отношений  в Российской Федерации, условия  разрастающегося в последние  годы мирового экономического кризиса  диктуют необходимость в существенном повышении качества государственного регулирования экономических отношений. Одним из наиболее реальных путей достижения этой, несомненно, актуальной и важной цели является формирование и реализация продуманной, научно обоснованной государственной экономической политики на уровне ЕАО.

Повышение значимости собственной налоговой политики ЕАО приводит к необходимости анализа налоговой политики с целью оценки эффективности ее реализации и выявления тенденций поведения региональной власти в процессе управления налогообложением.

В настоящее время существует множество различных методик оценки эффективности налоговой политики региона. Их можно объединить в четыре основные группы:

  1. на основе экспертных оценок;
  2. на основе коэффициента налоговой лояльности;
  3. на основе соблюдения принципов построения налоговой системы;
  4. на основе базовых показателей, характеризующих уровень налогового бремени и социально-экономическое состояние региона.

Несмотря на многообразие методов  оценки, не существует единой общепризнанной наиболее эффективной методики, которая могла бы подойти для любого научного исследования. В связи с этим приходится самостоятельно выбирать, какую методику использовать.

У каждой группы методов оценки эффективности  региональной налоговой политики есть свои плюсы и минусы, которые должны учитываться при выборе используемого метода.

Наиболее простыми в применении являются методы на основе экспертных оценок и методы на основе соблюдения принципов построения налоговой  системы. Но в тоже время, они являются менее точными и имеют наибольшую вероятность ошибок. В первом случае это связано с тем, что мнение эксперта может носить субъективный характер, во втором с отождествлением понятий «налоговая политика» и «налоговая система».

Максимально точными и сложными являются методы оценки на основе коэффициента налоговой лояльности. Они же и наиболее эффективные, поскольку позволяют оценить влияние налоговой политики региона на отдельно взятые хозяйствующие субъекты.

Группа методов на основе базовых  показателей налоговой нагрузки и социально-экономического состояния  региона самая оптимальная. Именно ее хотелось бы предложить в качестве основополагающей. Данная методика проста в расчетах, но в отличие от других она анализирует ряд базовых показателей, всесторонне характеризующих региональную налоговую политику, что позволяет дать наиболее полную оценку ее эффективности. К плюсам этой группы можно также отнести небольшую вероятность ошибок и точность результатов.

Можно сделать вывод, что на данной момент не существует универсальной  методики оценки эффективности региональной налоговой политики. У каждой группы методов есть свои положительные и отрицательные стороны, поэтому приходится самостоятельно выбирать, какую методику использовать в зависимости от той или иной ситуации.

На основе данных из Приложения В рассчитаем показатель налоговой нагрузки.

 

Таблица 3.4 - Структура доходной части  бюджета ЕАО 2010-2011 гг.

Наименование налога (сбора)

2010 год

2011 год

Сумма (тыс. руб.)

Удельный вес,%

Сумма (тыс. руб.)

Удельный вес, %

Налоговые и неналоговые  доходы

2 526 314,9

43,404

2 555 577,7

45,99

Налоговые доходы

1 879 160,8

32,286

2 486 066,6

44,739

Неналоговые доходы

647 154,1

11,119

69 511,1

1,251

Безвозмездные поступления

3 294 125,5

56,596

3 001 190,2

54,01

Всего доходов

5 820 440,4

100

5 556 767,9

100


 

                           ;                           (3.1)

 

 

На основе полученных показателей  можно сделать вывод, что налоговая нагрузка в ЕАО высокая. При данном уровне нагрузки государство располагает максимальными возможностями управления развитием экономики. Но для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %).Высокая налоговая нагрузка может привести к ликвидации стимула к предпринимательской деятельности, образование групп налогоплательщиков стремящихся к уходу от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики.

 

3.4 Противоречия действующей налоговой  системы региона

 

Законодательство субъектов  РФ о налогах и сборах является неотъемлемой частью всей системы российского  законодательства о налогах и сбора. Его характеризуют признаки:

Информация о работе Отчет о прохождении практики в межрайонной ИФНС России №1 по ЕАО