Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 22:54, дипломная работа
Объектом изучения является деятельность коммерческого банка по организации кредитования юридических и физических лиц и оценки их кредитоспособности. Целью работы является изучить теоретические и практические особенности кредитования и оценки кредитоспособности заемщиков – клиентов коммерческого банка. Задачами работы являются: дать понятие и раскрыть сущность банковского кредитования; рассмотреть принципы осуществления кредитной политики и этапы банковского кредитования; на примере ОАО КБ «Ассоциация» изучить особенности показателей кредитной работы и реализации кредитного договора; проанализировать способы оценки кредитоспособности заемщиков юридических и физических лиц – клиентов банка.
Введение…………………………………………………………………………..4
1. Теоретические основы банковского кредитования………………………6
1.1. Понятие, сущность и виды банковского кредитования…………………6
1.2. Особенности осуществления кредитной политики и этапы банковского кредитования…………………………………………………………………..11
2. Организация банковской деятельности в ОАО КБ «Ассоциация» по кредитованию заемщиков ……………………………………………………21
2.1 Характеристика деятельности ОАО КБ «Ассоциация»………………...21
2.2 Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО КБ «Ассоциация»…………………………………………………………………24
2.3 Анализ показателей кредитной работы ОАО КБ «Ассоциация»……..25
3. Способы оценки кредитоспособности заемщиков и кредитного договора в ОАО КБ «Ассоциация»………………………………………………………….28
3.1 Особенности кредитного договора в деятельности ОАО КБ «Ассоциация»…………………………………………………………………28
3.2 Оценка кредитоспособности заемщиков юридических лиц…………...34
3.3 Оценка кредитоспособности индивидуальных заемщиков – физических лиц……………………………………………………………………………...43
Заключение…………………………………………………………………….51
Список использованных источников и литературы……………………..56
Тщательный анализ финансовой отчетности в сопоставлении с прошлыми отчетами выявляет такие тревожные сигналы, как резкое увеличение дебиторской задолженности, снижение коэффициентов ликвидности, падение объема продаж, убытки от операционной деятельности и др. Плохими симптомами являются непредставление в срок запрошенной банком информации или финансовых отчетов, уклонение руководителей фирмы от телефонных и личных контактов с банком, увлечение клиента созданием новых предприятий или скупкой недвижимости, накопление спекулятивных запасов, потеря важных клиентов и др. Многое может сказать кредитному отделу поведение деловых партнеров заемщика (запросы о платежеспособности его поставщиков, аннулирование страховки страховой компанией) или сообщение других отделов банка (например, появление сальдо на счете клиента в данном банке).
Если банк обнаружил неблагополучную ссуду, чреватую неплатежом, он должен действовать незамедлительно. Наилучший выход - обсуждение дел с заемщиком и разработка программы преодоления кризисной ситуации. Такой вариант более предпочтителен, чем объявление заемщика банкротом. Судебное преследование заемщика может иметь отрицательное действие, если последний докажет, что действия банка нанесли ему ущерб и довели до банкротства.
Если удастся убедить клиента, что положение можно исправить, банк может предложить продать активы, сократить персонал, снизить накладные расходы, изменить маркетинговую стратегию, сменить руководство компании и др. Банки также (хотя пока и редко) могут использовать более прогрессивные методы контроля над состоянием дел заемщика в виде совместной с ним деятельности или даже долевого участия в акционерном обществе.
Возврат кредита с процентами и закрытие кредитного дела это завершающий этап кредитных взаимоотношений банка с заемщиком. Как правило, за 2 - 4 недели до наступления срока погашения ссуды кредитный работник связывается с заемщиком и уточняет перспективы погашения кредита. Если клиент просит о пролонгации, то он обязан в пятидневный срок направить в банк официальное письмо с подробным изложением причин непогашения ссуды в срок.
При положительном решении вопроса о пролонгации ссуды составляется дополнительное соглашение к кредитному договору. В этом документе указываются новые сроки возврата ссуды и процентная ставка (в случае изменения). При наступлении срока возврата ссуды кредитный работник проверяет по бухгалтерским документам факт возврата ее и правильность перечисленных процентов. При необходимости ликвидация задолженности производится выставлением инкассового поручения на бесспорное списание средств с причитающимися процентами.
При возникновении просроченной
задолженности действует
После полного погашения
ссуды и соответствующих
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОАО КБ «АССОЦИАЦИЯ» ПО КРЕДИТОВАНИЮ ЗАЕМЩИКОВ
2.1 Характеристика деятельности ОАО КБ «Ассоциация»
Полное официальное название банка: Открытое акционерное общество коммерческий банк «Ассоциация».
Сокращенное название: ОАО КБ «Ассоциация»
Председатель Совета Банка: Рыбушкин Станислав Олегович
Председатель Правления Банка: Гапонов Михаил Викторович
Банк зарегистрирован 12 ноября 1990 г.
Генеральная лицензия Банка России № 732 от 29.06.2012г. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1025200000352 Дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации 28.08.2002 г. Банк включен в реестр банков участников системы обязательного страхования вкладов 20 января 2005 года, свидетельство № 495. Банк является членом Ассоциации региональных банков России (Ассоциация «Россия»).
Центральный офис: г. Нижний Новгород, ул. Горького, д.61
Шарьинский филиал ОАО КБ «Ассоциация» - Костромская обл, г. Шарья, ул. Адмирала Виноградова, 9.
Уставный капитал ОАО КБ «Ассоциация» на 14 июня 2012 года составляет 404 981 268 руб.
ОАО КБ «Ассоциация» видит свою миссию в ведении социально ответственного банковского бизнеса, предоставляющего доступные и востребованные финансовые услуги, отвечающие высоким требованиям, предъявляемым к уровню и качеству услуг крупнейших российских банков.
Основными приоритетами в стратегии Банка являются повышение эффективности его деятельности во взаимодействии с традиционными для банка клиентами, а также привлечение новых клиентов за счет предоставления им максимально полного спектра финансовых услуг и перспективного партнерства с ними. Банк работает со всеми группами клиентов, делая при этом акцент на сотрудничество с реальным сектором экономики.
Активное развитие филиальной сети является составной частью социальной доктрины Банка, главной задачей которой является обеспечение доступными и качественными банковскими услугами населения.
Свои конкурентные преимущества Банк видит в персонализированном взаимодействии с клиентами, расширении списка финансовых инструментов и активном развитии информационных и коммуникационных стратегий.
Сегодня, несмотря на сложную экономическую ситуацию, ОАО КБ «Ассоциация» стремится сохранить приоритеты своей деятельности, сложившиеся в последние годы.
Банк планирует:
Однако в условиях экономического спада мы делаем акцент не столько на рост объемных показателей бизнеса, сколько на поддержание достигнутых объемов и качества ведения бизнеса.
Особую актуальность для Банка в новых условиях обретают такие задачи как:
Кредитование – одно из важнейших направлений развития бизнеса Банка. Расширение филиальной сети, продуманная работа с клиентами позволили за год увеличить кредитный портфель на 48% и достичь объема 4 млрд. рублей. Для этой цели были обновлены кредитные программы и освоены новые, в частности - автокредитование.
Одновременно продолжалось привлечение к сотрудничеству новых клиентов, физических и юридических лиц, с открытием расчетных счетов и размещением средств в депозиты Банка. Объем привлеченных средств вырос за год на 35% и достиг 3,6 млрд. рублей.
ОАО КБ «Ассоциация» – региональный банк с развитой сетью структурных подразделений, предоставляет клиентам полный спектр банковских услуг. Основанный при участии крупнейших нижегородских предприятий реального сектора экономики, за 22 года своей деятельности он заработал репутацию надежного партнера и эффективного помощника власти и бизнеса.
На дату составления годового отчета филиальная сеть Банка представлена пятнадцатью удаленными структурными подразделениями - одним филиалом, двенадцатью дополнительными офисами и двумя операционными кассами вне кассового узла. Два дополнительных офиса - в г. Семенов и г. Городец - начали свою работу в 2012 году; в г. Бор открылась и активно заработала операционная касса вне кассового узла. В отчетном году были проведены все подготовительные работы по открытию дополнительного офиса Банка в п. Ковернино Нижегородской области.
Филиал Банка находится в г. Шарья Костромской области. Дополнительные офисы, помимо уже упомянутых, работают в г. Ветлуга, г. Бор, р.п. Варнавино, р.п. Красные Баки, р.п. Тоншаево, р.п. Шаранга, р.п. Воскресенское Нижегородской области, Приокском районе г. Нижнего Новгорода, а также дополнительный офис Шарьинского филиала в г. Мантурово Костромской области.
Одним из значимых для Банка событий 2011 года стало присвоение рейтинга «А» (Высокий уровень кредитоспособности) национального рейтингового агентства «Эксперт РА». Повышение уровня рейтинговой оценки обусловили такие факторы, как сохранение высокого качества ссудного портфеля и рост показателей обеспеченности ссуд.
В 2012 году чистые активы Банка выросли на 41,5%, по этому показателю ОАО КБ «Ассоциация» занял 4 место среди нижегородских банков и 366 в списке российских банков (список РБК «Тор500 российских банков»), что на 40 позиций выше, чем в прошлом году. Значительный рост кредитного портфеля позволил Банку подняться на 21 строку в списке Тор500 РБК и достичь 291 места по данному показателю. По объему кредитов, выданных юридическим лицам, Банк разместился на 253 строке в списке российских банков, физическим лицам – на 345 месте.
КБ «Ассоциация» достиг существенного увеличения объема кредитного портфеля, превысив показатели прошлого года на 48%. Этому способствовали рост клиентской базы и расширение географии присутствия Банка. В основном прирост обеспечило кредитование клиентов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (рост по отношению к прошлому году 47%), объем кредитов физическим лицам также увеличился на 34% .
Формирование
Депозитный портфель Банка за отчетный период увеличился на 35%, обеспечив Банку 323 место в Тор500 РБК. По объемам привлеченных депозитов юридических и физических лиц Банк занимает 336 и 297 сроки рейтингов РБК соответственно.
Правительство региона и Управление Федеральной Налоговой службы по Нижегородской области в 2012 году вынесли благодарность Банку за весомый вклад в экономику Нижегородской области.
Таким образом, ОАО КБ «Ассоциация» значительно упрочило свое положение в отрасли за счет роста собственного бизнеса, внедрения новых технологий и банковских продуктов. Что особенно важно, рост бизнеса отмечался по всем основным направлениям деятельности Банка.
В 2012 году ОАО КБ «Ассоциация» активно работало над увеличением доли комиссионных доходов в общей структуре доходов Банка. Фундаментом этой работы являлось наращивание клиентской базы, направленное на увеличение оборотов по счетам, что, в свою очередь, позволило существенно увеличить объем бесплатных ресурсов.
Важное направление в работе Банка - повышение квалификации и инициативы сотрудников.
В 2013 году Банк планирует
увеличить кредитный портфель на
20% . Ежемесячное наращивание
Таким образом, особое внимание в работе Банка в 2012 году уделялось развитию бизнеса и оптимизации бизнес-процессов, что сопровождалось ростом объемов по всем направлениям деятельности Банка.
2.2 Анализ показателей
финансово-хозяйственной
Для ОАО КБ «Ассоциация» этот год стал одним из наиболее успешных в плане роста объемных показателей.
Деятельность осуществлялась по традиционным направлениям - кредитование, развитие филиальной сети, работа с банковскими картами, расчетно-кассовое обслуживание. Повышенное внимание уделялось совершенствованию технических аспектов организации внутрибанковских процессов.
Информация о работе Оценки кредитоспособности заемщиков и кредитного договора в ОАО КБ «Ассоциация»