Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 21:01, реферат
История создания, особенности организации и принципы функционирования Парижского клуба.
собственного народа.
Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является
членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с
кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу
экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были
направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства
вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна
не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны-
должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский
клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к
проведению экономических реформ.
4. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств
среди кредиторов.
Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает
равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с
пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой
работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что
для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока,
будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.
Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в
переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят,
чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками
для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов.
Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей
содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться
аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от
других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях
обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредиторов,
правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных
кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий
рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении
кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить
возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».
Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для
представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как
правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но
иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба
переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с
делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры
занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик. «Иногда
переговоры почти полностью проваливаются в результате возникновения в
последнюю минуту каких-то умопомрачительных моментов, — вспоминает один из
участников Парижского клуба Питер Маунтфельд. — Помню, как совершенно
неожиданно разрешилась одна из таких паровых ситуаций в мужском туалете в
Центре Клебера, когда соседом моим оказался управитель одного африканского
Центрального банка».
II. Условия реструктуризации
Реструктуризация долга – это одна из форм реорганизации условий долга, в
ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат
задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых
должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике
таких платежей. В последнее время реструктуризация внешнего долга стала
достаточно популярной практикой. В Парижском Клубе реструктурируются долги
правительств и гарантированные ими долги, а в Лондонском – задолженности
перед коммерческими банками. В рамках Парижского клуба реструктуризация
задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран, хотя
не всегда.
В отношении разных
стран государствами-
методы. В результате этих подходов в настоящее время четко обозначились
четыре категории стран-должников:
|
|Категории стран-должников
|Беднейшие страны: Торонтские, Лондонские, Неапольские условия |
|Беднейшие из стран со средним уровнем дохода: Хьюстонские условия. |
|Богатые из стран со средним уровнем дохода: стандартные условия |
|Парижского Клуба
|Исключения: в отдельных случаях сумма внешнего долга страны может |
|быть сокращена на особых условиях в силу политических и иных |
|соображений.
1. Торонтские Условия.
Были приняты в 1988 году.
|
|ТОРОНТСКИЕ УСЛОВИЯ
|Данные условия могут применяться лишь в отношении стран с доходом на|
|душу населения не выше
установленного Всемирным
|который дает право на получение кредитов от Международной ассоциации|
|развития ( в настоящее время – 540 долларов в год ). |
|Кредиторам предлагаются следующие варианты условий, которые они |
|могут предоставлять должникам
:
|Вариант А ( уменьшение
суммы долга ):
|Списать треть долга;
|В отношении остальной
части долга пересмотреть
|рыночным процентным ставкам
;
|Срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет. |
|Вариант В ( долгосрочные
долги ) :
|Проценты начисляются
по рыночным ставкам;
|Срок погашения 25 лет, включая льготный период в 14 лет. |
|Вариант С (уменьшение платежей по обслуживанию долга ) : |
|Предоставление льготных процентных ставок ( выбрать большую из двух |
|величин : 3,5% в год или половина рыночной ставки; |
|Срок погашения 14 лет, включая льготный период в 8 лет. |
Страны, получившие отсрочку по погашению долгов в соответствии с
Торонтскими условиями : Республика Мали, Центральноафриканская Республика,
Мадагаскар, Нигер, Танзания и др. В период 1988-1990 гг. Парижским Клубом
было заключено 26 соглашений о пересмотре долгов на основе Торонтских
условий на общую сумму в 5,8 млрд. долл.
Торонтские условия предназначены не для всех стран-должников. Они
применяются лишь в отношении очень тяжелых обстоятельств по обслуживанию
долгов и предоставляются странам с низким средним доходом на душу населения
и хроническими проблемами платежного баланса на период осуществления ими
глубокой структурной перестройки.
2. Хьюстонские условия.
Приняты в 1990 году в отношении бедных стран, у которых годовой доход на
душу населения превышает установленный максимальный уровень ( в настоящее
время это 785 долларов), дающий право на реструктуризацию долгов на основе
Торонтских условий.
|
|Хьюстонские условия.
|Срок погашения коммерческих кредитов увеличен до 15 лет, льготный |
|срок 8 лет.
|Срок погашения кредитов,
предоставленных в рамках
|официального содействия развитию, увеличен до 20 лет, льготный |
|период – 10 лет
|Положение о переводе долга. Кредиторам предоставлено право продавать|
|или обменивать долговые
обязательства по погашению
|кредитов, предоставленных
в рамках программ
|развитию, либо 10 % непогашенной суммы кредитов (либо обязательства |
|по погашению коммерческих кредитов на сумму в 10 % млн. долл. , если|
|данная величина окажется больше, чем упомянутые 10 %). |
Чтобы попасть в категорию беднейших из стран со средним уровнем дохода,
государство должно удовлетворять двум из следующих критериев. Чтобы стать
на пересмотр кредита на основе Хьюстонских условий с точки зрения размера
долга, страна должна удовлетворять двум из трех критериев.
|
|Критерии для пересмотра
долгов.
|Годовой доход на душу населения не должен превышать установленный |
|Всемирным банком потолок
(1235 долларов).
|Соотношение суммы долга кредиторам Парижского Клуба и суммы долга |
|коммерческим кредиторам должно составлять 1,5 |
|Установленные показатели масштабов задолженности : |
|Сумма долга не менее
50% объема ВВП;
|Отношение суммы долга к стоимости экспорта не менее 275%; |
|Коэффициент запланированного обслуживания долга не менее 30%. |
Некоторые страны, входящие в указанную категорию, занялись
реструктуризацией своих долгов на основе Хьюстонских условий, причем
первыми были Польша и Египет. Другие решили провести обменные операции с
государственными долговыми обязательствами, как это допускается
Хьюстонскими условиями. Так поступили Конго, Сальвадор, Гондурас, Марокко и
Нигерия. В период с 1990 по 1992 год на основе Хьюстонских условий
заключено 15 соглашений о пересмотре долгов на общую сумму примерно 18,4
млрд. долларов.
3. Тринидадские и Лондонские условия (усиленные Торонтские условия).
Приняты в 1990-1997 гг. в отношении наименее развитых стран и других
беднейших государств.
|
|Тринидадские условия
|Аннулирование 2/3 долга стран-должников, входящих в соответствующие |
|категории.
|Гибкий график платежей в соответствии с экспортными возможностями |
|страны-должника:
|Реструктуризация оставшейся части долга не 25 лет, |
|Предоставление льготного
периода в 5 лет,
|Капитализация процентов
за первые 5 лет.
|Гибкий график платежей в соответствии с экспортными возможностями |
|страны-должника
|Отбор кандидатов на
предоставление льготных
|аналогичным Торонтским
условиям.
|
|Лондонские условия
|Аннулирование 25% долга и реструктурирование оставшейся суммы на 23 |
|года с 6-летним льготным
периодом и начислением
|ставкам
|Реструктурирование долга
с применением льготных
|23 года без льготного
периода.
|Реструктурирование долга
по рыночным процентным
|16-летним льготным периодом.
|Реструктурирование
|предоставленных в порядке оказани официального содействия развитию, на|
|30 лет с 20-летним льготным
периодом.
За период 1991-1993 гг. были пересмотрены долги 10 стран на общую сумму
4 млрд. долл. (Гвинея, Гондурас, Мавритания, Мали, Мозамбик, Сьерра-Леоне).
4. Последние варианты (Неапольские, Лионские, Инициатива HIPC)
|