Пенсионный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Реформирование системы государственных финансов в 90-е годы XX
столетия в России связано с появлением системы внебюджетных фондов.
: Создание их было продиктовано необходимостью безотлагательного решения
отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. Особое значение среди них имеют социальные внебюджетные фонды. Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление доходных источников и, как правило, строго целевое использование средств. В частности, речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
Главные направления и источники формирования Пенсионного
фонда РФ 6
1.2.Задачи Пенсионного фонда РФ 8
1.3.Доходы Пенсионного фонда РФ 10
ГЛАВА 2.РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
2.1.Цель пенсионной реформы
2.2.Пути реформирования пенсионной системы..... 15
2.3.Результаты реформирования пенсионной системы... 19
2.4.Индивидуально-персонифицированный учет 21
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА В РОССИИ
3.1 .Государственная пенсионная система в России 23
3.2.Распределительная и накопительная пенсионная система в России.. .25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая. по финансам пенсионный фонд.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Базовые пенсии, назначаемые  всем гражданам России, должны обеспечивать материальные условия жизни независимо от наличия трудового стажа и назначаться в твердых размерах с учетом прожиточного минимума пенсионера в     степени     трудоспособности.     Трудовая     (страховая)     пенсия     должна

18

соответствовать объему участия в социальном страховании, зависящему только от продолжительности страхования и величины уплаченных взносов. Наконец, негосударственная пенсия - необязательная составляющая, выплачиваемая через негосударственные пенсионные фонды. По мнению разработчиков концепции, негосударственная пенсия должна была заменить профессиональные пенсии, пенсии, связанные с неблагоприятными условиями труда, а также служить прибавкой для лиц, желающих получить повышенный доход при выходе на пенсию.

Хотя трехуровневая  система пенсий так и не была создана, часть намеченных в Концепции мероприятий была реализована. В частности, с 1 апреля 1996г. была введена система индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования. В июне 1997г. при Пенсионном фонде был создан Информационный центр персонифицированного учета. /

В мае 1998 г. была принята «Программа пенсионной реформы  РФ», предусматривающая переход  от распределительной к смешанной  пенсионной системе. В этой системе  три уровня пенсионной системы сохранились, но были модифицированы и конкретизированы.

Социальная  пенсия должна предоставляться за счет общих налоговых поступлений после обязательной проверки нуждаемости лишь тому, кто не имел возможности накопить средства для проживания в старости и не располагает иными источниками существования. Обязательная накопительная пенсия выплачивается всем работающим по найму. Она финансируется самим работником за счет отчислений от зарплаты и за счет инвестиционного дохода. Размер этой пенсии ставится в зависимость от величины индивидуальных накоплений и инвестиционного дохода, полученного па протяжении трудовой жизни. Дополнительные пенсионные системы включают обязательные для отдельных категорий работодателей взносы и добровольные личные взносы работников, позволяющие достичь более высоких стандартов пенсионного обеспечения.

19

Однако, эта  реформа также не была проведена  по причине августовского кризиса 1998 г. К реализации пенсионной реформы правительство приступило лишь в 2001 г. Было предложено с 2002 г. установить, во-первых, суммарный тариф отчислений страховых взносов в ПФ, взимаемый с работодателя и работника, в размере 27%, из которой на именной пенсионный счет должен идти 1% зарплаты работника. Во-вторых, предельную величину годового дохода работника, на которую начисляются страховые взносы. В-третьих, дополнительный тариф страховых взносов в профессиональные пенсионные системы, начисляемых на фонд оплаты труда работников, имеющих право досрочного выхода на пенсию.

2.3. Результаты реформирования пенсионной  системы.

В последние  годы государственная пенсионная система  РФ переживает кризис. Доходы пенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного обеспечения - низкий уровень размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения продолжает снижаться. В то же время невозможно повысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большую величину максимальный размер пенсии, и, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня минимальных пенсий. В последние годы по причине все еще заниженного максимального размера пенсии растет число лиц, получающих пенсию в максимальных и близких к ним размерах, поэтому идет процесс постоянного уменьшения дифференциации размеров основной массы пенсий. I Система пенсионного обеспечения не в состоянии решить задачу -одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от

20

прошлого трудового  вклада. Решить эту проблему возможно только путем либо значительного увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ, | либо рационализации и оптимизации самой пенсионной системы.

В условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов, позволяющих  повышать размеры пенсий без ущерба для отдельных категорий пенсионеров, невозможно проводить адекватную социальную политику в области пенсионного обеспечения. Доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения за последние годы сократилось более чем на 30 пунктов. Одновременно повысилась доля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера. Кроме того, постоянно уменьшается численность занятых в народном хозяйстве и наблюдается уклонение от уплаты налогов значительного числа налогоплательщиков.

Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров связано с особенностями российской пенсионной системы, к которым относятся: относительно низкий пенсионный возраст; высокая доля пенсионеров - льготников; возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста.

| Указом Президента  РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О  мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» предусмотрено:

  1. Закрепить   за   Пенсионным  фондом   РФ   и   его   территориальными 
    органами полномочия по выплате государственных пенсий;
  2. Рекомендовать   органам   исполнительной   власти   субъектов   РФ   в 
    течение 2001 г. заключить с Пенсионным фондом РФ соглашение о 
    передаче     территориальным     органам     Пенсионного     фонда    РФ 
    полномочия   по   назначению   и   выплате   государственных   пенсий, 
    материально-технической      базы,      обеспечивающей      реализацию 
    указанных   полномочий,   а   также   о   переводе   лиц,   занимающихся

вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда РФ.

2.4. Индивидуально-персонифицированный  учет

Введение      индивидуально-персонифицированного      учета      в      системе пенсионного страхования обусловлено следующими факторами:

■ созданием условий для назначения пенсий в соответствии с результатами 
труда каждого застрахованного лица;

■ обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих 
7       размер пенсии при ее назначении;

  • созданием информационной базы для реализации   и совершенствования 
    пенсионного   законодательства,   для   назначения   пенсий   на   основе 
    страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
  • развитием заинтересованности застрахованных лиц   в уплате   страховых 
    взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • созданием   условий      для   контроля   за   уплатой   страховых   взносов 
    застрахованными лицами;
  • упрощением      порядка      и      ускорением      процедуры      назначения 
    государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.

Индивидуальный  учет в системе государственного пенсионного страхования строится на следующих принципах:

  • единства государственного пенсионного страхования РФ;
  • всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный 
    фонд РФ и учета сведений о застрахованных лицах;
  • доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем;
  • использование сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного 
    обеспечения;

■ соответствия   сведений   о   суммах   страховых   взносов,   представляемых

каждым плательщиком для индивидуального учета, сведениям  о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов;

■ осуществления    индивидуального    учета    в    процессе    всей    трудовой 
деятельности застрахованного лица.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащего страховой номер и анкетные данные.

_ Лицо, впервые  поступившее на работу по трудовому  договору, получает страховое свидетельство  по месту работы. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, не являются  субъектами государственного пенсионного страхования, кроме несовершеннолетних, получающих пенсию по случаю потери кормильца.

Страховые свидетельства  государственного пенсионного страхования хранятся у застрахованных лиц. Изменение сведений о застрахованном лице влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в его индивидуальном лицевом счете.

Сведения  о застрахованных лицах представляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели представляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудовому договору, за которых они уплачивают страховые взносы. Сведения передаются в те органы фонда, в которых эти работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в фонд, сами представляют сведения о себе в органы фонда по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственная пенсионная система 3.1. Государственная Пенсионная система в России

Государственная пенсионная система в России функционирует  на принципе непрерывной финансовой солидарности поколений работающего и нетрудоспособного населения. Сложившаяся в России демографическая ситуация увеличивает пенсионную нагрузку на работающее население. В этих условиях государство стремится поднять уровень государственных пенсий до минимального прожиточного уровня, что ведет к выравниванию государственных пенсий и ослаблению стимулов к их «зарабатыванию».

Общее руководство  Пенсионного фонда осуществляются правлением, оперативное управление — исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации органами оперативного управления являются отделения Пенсионного фонда, а в городах и районах - уполномоченные отделения. / Правления Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределения средств Фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделениях и уполномоченных отделениях Пенсионного фонда. Финансовое положение Пенсионного фонда к 2001 г. значительно укрепилось. В 2000 - 2001 гг. неоднократно производилось увеличение пенсии.    |

Программа пенсионной реформы РФ, утвержденная в мае 1998 г., в перспективе предусматривает переход от действующей распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной, а также введение персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования.

Введение  индивидуально-персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования обусловлено следующими факторами:

■   созданием условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

 

■ обеспечением достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих 
размер пенсии при ее назначении;

  • созданием  информационной  базы для реализации  и  совершенствования 
    пенсионного законодательства, для назначения пенсий на основе страхового 
    стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
  • развитием  заинтересованности застрахованных лиц  в уплате  страховых 
    взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • созданием    условий    для    контроля    за    уплатой    страховых    взносов 
    застрахованными лицами;
  • упрощением порядка и ускорением процедуры назначения государственных 
    трудовых пенсий застрахованным лицам.

Индивидуальный  учет в системе государственного пенсионного страхования строится на следующих принципах:

  • единство государственного пенсионного страхования в РФ;
  • всеобщность и обязанность уплаты страховых взносов в Пенсионный 
    фонд РФ и учет сведений о застрахованных лицах;
  • доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем;
  • использование сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного 
    обеспечения;
  • соответствие  сведений  о  суммах  страховых взносов,  представляемых 
    каждым    плательщиком - для    индивидуального    учета,    сведениям    о 
    фактически   перечисленных   этим   плательщиком   суммах   страховых 
    взносов;
  • осуществление   индивидуального   учета   в   процессе    всей   трудовой 
    деятельности застрахованного лица.

Информация о работе Пенсионный фонд