Пенсионный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Анализ доходов и расходов пенсионного фонда.

Вложенные файлы: 1 файл

анализ пф.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

Доходы  бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховых взносов других категорий работающих граждан;
  • ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию этих пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
  • средств, возмещаемых Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
  • средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • доходов от капитализации средств фонда;
  • других поступлений.

Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают:

  • выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;
  • выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
  • оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;
  • финансирование других статей в соответствии с законом.

Рассмотрим действующий  порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ.

Плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ являются:

1) работодатели  — юридические лица, в том числе  иностранные, их обособленные  подразделения (тариф страховых  взносов — 28%, для организаций, производящих сельхозпродукцию, — 20,6% выплат в денежной и натуральной формах, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования);

2) международные  организации, осуществляющие свою  деятельность на территории РФ в отношении граждан, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение (тариф 28%);

3) граждане, занимающиеся  индивидуальной трудовой деятельностью  и народными художественными  промыслами (тариф 20,6%);

4) крестьянские, фермерские хозяйства (тариф 20,6%);

5) граждане, в  том числе иностранные, лица  без гражданства, проживающие  на территории РФ, индивидуальные  предприниматели, осуществляющие  прием на работу по трудовому  договору (тариф 28%);

6) граждане, работающие  по трудовым договорам, получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, по авторским договорам (тариф 1%).

Вновь созданные  предприятия, учреждения и организации  регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов в 30-дневный  срок со дня их учреждения. Банки открывают расчетные счета при предъявлении предприятиями документа, подтверждающего регистрацию в качестве плательщиков страховых взносов.

Страховые взносы начисляются на все те виды оплаты труда в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям, из которых исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работ по договорам подряда и поручения.

Работодатели  представляют в банк платежные поручения  на перечисление страховых взносов  одновременно с платежным поручением на выплату заработной платы, которые исполняются в первоочередном порядке.

По истечении  установленных сроков уплаты страховых  взносов невнесенная сумма считается  недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется с суммы недоимки за каждый день просрочки.

За несвоевременное  зачисление или перечисление по вине коммерческих банков страховых взносов  в доход фонда с них также  взыскивается пеня за каждый день просрочки.

С 1 января 1998 г. для организаций, своевременно и  в полном объеме осуществляющих текущие  платежи, погасивших просроченную задолженность  по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ до 1 мая 1998 г., начисленные на такую задолженность суммы пеней пересчитывались из расчета 0,12% за каждый день просрочки платежа.

К работодателям  и другим плательщикам страховых  взносов применяются финансовые санкции в виде взыскания:

1) всей сокрытой  или заниженной при начислении  страховых взносов в фонд суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении — штрафа в двойном размере;

2) 10% причитающихся  к уплате сумм страховых взносов  в фонды за их отказ от  регистрации в качестве плательщика  страховых взносов; 

3) 10% причитающихся в отчетном квартале к уплате сумм страховых взносов в фонды за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости, а также сведений о суммах заработка, на которые начислялись страховые взносы, и суммах начисленных страховых взносов с разбивкой по месяцам отчетного квартала.

В качестве примера  рассмотрим бюджет Пенсионного фонда РФ на 1997 г. По доходам бюджет был утвержден в сумме 183101,5 млрд. руб. и по расходам — в сумме 177151,5 млрд. руб. с превышением доходов над расходами в сумме 5950 млрд. руб. Доходы бюджета фонда на 1997 г. формировались за счет следующих источников:

  • остаток средств на 1 января 1997 г. 3864,7 млрд. руб. — 2,11%;
  • страховые взносы — 150744,5 млрд. руб. — 82,3%;

в том числе:

  • мобилизация просроченной задолженности плательщиков страховых взносов — 10500,0 млрд. руб.;
  • средства федерального бюджета, направляемые через фонд на целевое финансирование выплаты государственных пенсий и пособий, — 15884,6 млрд. руб.;
  • погашение долга федерального бюджета перед фондом за 1996 г. государственными ценными бумагами — 6381,0 млрд. руб.;
  • доходы по обслуживанию долга федерального бюджета перед фондом 1418,0 млрд. руб.;
  • средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения РФ по расходам на выплату досрочных пенсий безработным гражданам — 348,7 млрд. руб.;
  • прочие поступления 4460,0 млрд. руб. — 2,4%.

Размер задолженности  плательщиков страховых взносов  перед фондом на 1 января 1997 г. составлял 59519,6 млрд. руб.

Средства бюджета  Пенсионного фонда РФ в 1997 г. расходовались по следующим направлениям:

  • выплаты трудовых пенсий — 137319,0 млрд. руб.;
  • компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими пенсии за счет страховых взносов, — 70, 7 млрд. руб.;
  • выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу, включая пенсии лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, и членам их семей — 18,0 млрд. руб.;
  • выплаты социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению получателям пенсий за счет страховых взносов — 1258,2 млрд. руб.;
  • погашение задолженности по выплате государственных пенсий и пособий за 1996 г., финансируемых за счет страховых взносов, — 13950,2 млрд. руб.;
  • выплаты государственных пенсий и пособий, финансируемых фондом на возвратной основе, включая погашение задолженности по выплате государственных пенсий и пособий за 1996 г., финансируемых за счет средств федерального бюджета — 14598,4 млрд. руб.;
  • доставка и пересылка всех видов пенсий и пособий, осуществляемые за счет государства и финансируемые фондом на возвратной основе, — 3208,1 млрд. руб.;
  • содержание органов фонда — 996,2 млрд. руб.;
  • курсовые мероприятия, подготовка и переподготовка кадров — 13,7 млрд. руб.;
  • капитальные вложения и проектные работы — 293 млрд. руб.;
  • создание инфраструктуры и осуществление мероприятий по организации персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования —137,6 млрд. руб.;
  • расходы на погашение задолженности по привлеченным кредитам банков на 1 января 1997 г. — 3646,3 млрд. руб.;
  • расходы на обслуживание временно привлеченных кредитов — 980,0 млрд. руб.;
  • возврат средств фонду социального страхования РФ, заимствованных ранее, — 662,1 млрд. руб.
 
 

2.  
Анализ бюджета Пенсионного фонда РФ за 2004-2007 гг.

2.1 Анализ доходов  Пенсионного фонда  РФ за 2004-2007 гг.

Бюджет Пенсионного  Фонда РФ за рассматриваемый период, согласно Федеральным Законам о  бюджете Пенсионного Фонда РФ, имеет стабильный профицитный характер и положительную динамику около 123 %. На практике же средств Пенсионного Фонда не хватает для обеспечения пособиями и пенсиями всех категории пенсионеров. Если проанализировать разделы и статья доходов Пенсионного Фонда РФ (таблица 1), то такое положение вещей становиться более понятным.

Доходная часть  бюджета Пенсионного Фонда РФ состоит из двух основных разделов - это «Доходы» и «Безвозмездные платежи», так вот на второй раздел приходиться более половины всех финансовых поступлений в ПФР  в 2006-2007 годах, а 2005 и 2004 43 % и 49 % соответственно. Динамика данного раздела стабильная и положительная. Основные поступления приходят из Федерального бюджета Российской Федерации, который также имеет профицитный характер, в результате поднявшихся цен на энергоносители. Если цены данной категории ресурсов упадут, то вряд ли Федеральный бюджет сможет ассигновать Пенсионный Фонд в прежнем объеме. Незначительную долю в разделе «безвозмездные поступления» занимает статья «безвозмездные поступления от негосударственных организации» - около 0,0015 % от общего объема доходов ПФР, и имеет тенденцию к снижению. За последние годы темп роста составил 27,54 %.

Что касается доходов  непосредственно Пенсионного Фонда  РФ, основной в разделе «Доходы» является подраздел «Налоги и взносы на социальные нужды» и включает следующие статья - «страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии», которая имеет наибольший удельный вес в данном подразделе и составляет 40,8 % от общего объема доходов ПФР; «страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии»; «фиксированные взносы на выплату страховой части трудовой пенсии»; «фиксированные взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии»; «дополнительный тариф для членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации». В 2004 доля данного подраздела 45,7 %, в 2005 - 54,7 %, в 2006 - 46 %, в 2007 - 47 %, таким образом, совокупная динамика по подразделу составила - 124,5 %.

Наименьший удельный вес в разделе «Доходы» имеют  подразделы «Штрафы, санкции, возмещении ущерба» - 0,0114 % в 2007 г., в 2006 - 0,0096 %; «Прочие неналоговые доходы» - 0,0038 % в 2007 г., 0,0064 % в 2005 и 0,68 % в 2004 г.; «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов» - в 2007 - 0,0002 %, в 2006 - 0,0003 %.

Наибольшую положительную динамику доходной части бюджета Пенсионного Фонда РФ имели:

1. «Страховые  взносы на страховую часть  трудовой пенсии» - 3724,33 %;

2. «Налоги на  совокупный доход» - 336,19 %;

3. «Фиксированные  взносы на выплату страховой  части трудовой пенсии» - 182,82 %.

Отрицательную динамику показали такие подразделы:

1. «Доходы от  продажи материальных и нематериальных  активов» - 33,3 %;

2. «Безвозмездные  поступления от негосударственных  организаций» - 27,5 %;

3. «Прочие неналоговые  поступления» - 23,3 %.

Таблица 1 - Доходы бюджета Пенсионного Фонда РФ за 2004-2007 гг

 
Доходы  бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации в 2004-2007 гг.  
Наименование  дохода 2007 год 2006 год 2005 год 2004 год темп роста  
  Сум (млн. руб.) уд. вес, % Сум (млн. руб.) уд. вес, % Сум (млн. руб.) уд. вес, % Сум (млн. руб.) уд. вес, %    
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
доходы 882150,6 47,8106 733154,2 46,8038 667741,5 56,7144 466568,2 46,6421 124,41  
налоги  и взносы на социальные нужды 871020,4 47,2074 720619 46,0035 643971,5 54,6955 457260,4 45,7116 124,54  
в том  числе                    
страховые взносы на выплату  страховой части  трудовой пенсии 753860 40,8575 617040 39,3912 5584,4 0,4743 379440 37,9320 3724,33  
страховые взносы на выплату  накопительной части  трудовой пенсии 110940 6,0127 96490 6,1598 80170 6,8092 76420 7,6396 113,41  
фиксированные взносы на выплату  страховой части  трудовой пенсии 3740 0,2027 4030 0,2573 3000 0,2548 933,6 0,0933 182,82  
фиксированные взносы на выплату  накопительной части  трудовой пенсии 1240 0,0672 2020 0,1290 1500 0,1274 466,8 0,0467 172,46  
дополнительный  тариф для членов экипажей гражданской  авиации 1240,4 0,0672 1039 0,0663 861,5 0,0732 0 0,0000 80,00  
налоги  на совокупный доход 2627,3 0,1424 1858,6 0,1187 990 0,0841 145,7 0,0146 336,19  
задолженность и перерасчеты по отменным налогам, 495,8 0,0269 5780,7 0,3690 12000 1,0192 9162,1 0,9159 62,57  
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
доходы  от использования государственного и муниципального имущества 7597,5 0,4118 4641,2 0,2963 10780 0,9156 34507,8 3,4497 79,33  
в том  числе                    
Доходы  от временного размещения ПФР средств, сформированных за счет сумм страховых  взносов на накопительную  часть трудовой пенсии 7116,9 0,3857 2351,8 0,1501 3736,5 0,3174 27041,6 2,7033 126,46  
доходы  от инвестирования средств, перечисленные управляющими компаниями в ПФР 480,6 0,0260 2289,5 0,1462 7043,5 0,5982 7466,2 0,7464 49,28  
доходы  от продажи материальных и нематериальных активов 4,6 0,0002 4,6 0,0003 0 0,0000 0 0,0000 33,33  
штрафы, санкции, возмещение ущерба 210 0,0114 150 0,0096 0 0,0000 0 0,0000 46,67  
прочие  неналоговые доходы 70 0,0038 100 0,0064 0 0,0000 686,1 0,0686 23,33  
безвозмездные поступления 962943,4 52,1894 833288,9 53,1962 509634 43,2856 499240,5 49,9082 127,05  
в том  числе                    
субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ 859291,5 46,5717 833243,8 53,1934 509437,1 43,2689 499240,5 49,9082 122,91  
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
прочие  субвенции, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ 103625 5,6162 89482,5 5,7125 0 0,0000 0 0,0000 38,60  
безвозмездные поступления от негосударственных организаций 26,9 0,0015 45,1 0,0029 196,4 0,0167 0 0,0000 27,54  
всего доходов 1845094 100,00 1566443,1 100 1177375 100,00 1000316,6 100,00 122,84  
                     

Информация о работе Пенсионный фонд