Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:33, курсовая работа
Анализ доходов и расходов пенсионного фонда.
Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовую пенсию по старости назначают при наличии не менее 5 лет страхового стажа.
Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается Федеральным законом. Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК/Т,
где СЧ — страховая часть,
ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначена страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т — ожидаемый период выплаты пенсии.
Расчетный пенсионный капитал — общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу ранее названного закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии. Ожидаемый период выплаты пенсии с 1 января 2002 г. устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев до достижения 16 лет (192 месяца), а затем ежегодно увеличивается на один год до достижения 19 лет (228 месяцев).
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ = ПН/Т,
где НЧ — размер накопительной части трудовой пенсии;
ПН — сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом.
Размер трудовой пенсии по старости определяют по формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ,
где П — размер трудовой пенсии по старости;
БЧ — базовая часть трудовой пенсии по старости;
СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости;
НЧ — накопительная часть трудовой пенсии по старости.
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2003 г. № 346 утверждены Правила информирования застрахованных лиц о состоянии специальной части индивидуального счета и подачи застрахованными лицами заявления о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании для перевода средств пенсионных накоплений) .
В соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» предусмотрено, что такая поддержка осуществляется за счет взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, осуществляемых за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета, и передаваемых в бюджет Пенсионного фонда РФ в пользу застрахованного лица, уплатившего дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии на условиях и в порядке, которые установлены указанным Федеральным законом. Государство обязалось добавлять на накопительные счета из расчета «тысяча на тысячу», но не более 12000 рублей в год. Для работников, достигших пенсионного возраста, но продолжающих трудиться и отложивших оформление пенсии, государственная прибавка установлена в четыре раза выше: «четыре тысячи на тысячу», но не более 48 тысяч рублей в год . Принимать заявления на участие в программе Пенсионный фонд начал с 1 октября 2008 г.
В таблицах 23.1 и 23.2 приведены доходы и расходы Пенсионного фонда РФ за 2007 г.
Таблица 23.1
Доходы Пенсионного фонда РФ за 2007 г.
|
Таблица 23.2
Расходы бюджета Пенсионного фонда РФ на пенсионное обеспечение в 2007 г.
|
Порядок размещения обязательных пенсионных накоплений установлен Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 11-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (перечень активов для размещения включает государственные федеральные ценные бумаги субъектов Федерации, корпоративные облигации и акции российских эмитентов, ипотечные ценные бумаги, рублевые депозиты, денежные средства, в том числе иностранную валюту, на счетах в кредитных организациях).
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2003 г. № 346 утверждены Правила информирования застрахованных лиц о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и подачи застрахованными лицами заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании — один раз в год до 31 декабря текущего года).
Кроме расходов на выплату пенсий важное место в расходах ПФР имеют расходы на социальные программы субъектов РФ (оказание адресной помощи неработающим пенсионерам, включая предоставление единовременной материальной помощи и др.).
Финансируют выплату базовой части трудовой пенсии за счет сумм единого социального налога, а страховой и накопительной частей трудовой пенсии — за счет средств ПФР. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет ПФР, учитывают на его индивидуальном лицевом счете.
Расходы бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ и направляются на:
1.1 Проблемы и перспективы реформы пенсионной системы РФ
При переходе к рыночной экономике ввиду низкого пенсионного обеспечения встал вопрос о необходимости реформирования существующей распределительной пенсионной системы. Одним из шагов на этом пути является введение в действие с 1 января 2002г. Федеральных законов:
- от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
- от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";
- от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Щуко Л.П. Новый расчет пенсий. Москва - Санкт-Петербург: 2006, стр. 32
Существует две причины побудившие Россию приступить к формированию новой пенсионной системы:
1) состояла в объективной потребности пересмотреть укоренившуюся в обществе идеологию самой природы обязательного пенсионного страхования трудящихся, возродить, и, главное, реализовать на практике истинную его сущность. При этом учитывалось , что уже в то время постепенно, хотя и медленно, складывалась многоукладная система экономических отношений, менялось представление властных структур о целях общественного производства, создаваемого трудом народа, в частности наметилась тенденция к паритетному смягчению военного противостояния двух мировых политических систем и использованию высвобождаемых ресурсов в интересах населения страны;
2) состояла в необходимости повысить уровень доходов основной части пенсионеров, живущих как правило на одну пенсию. Кроме того, в пролом пенсии вообще не индексировались ни с учетом роста цен на потребительские товары, ни с учетом роста заработка. Материальный достаток пенсионеров в силу этого хотя и медленно, но неуклонно снижался.
С введением в действие 1 января 2002 года нового пенсионного законодательства начался новый этап пенсионной реформы - постепенный переход к накопительному финансированию пенсий, в том числе учету накоплений на индивидуальных счетах в системе обязательного пенсионного страхования.
Новое пенсионное законодательство изменило структуру всей пенсионной системы в Российской Федерации. Захаров М.Л., Тучкова Э. Право социального обеспечения России. М., 2005, стр. 218-220
За многие годы у нас сложилось устойчивое мнение о том, что пенсионные проблемы могут волновать лишь очень пожилых людей, а молодым и даже гражданам среднего возраста о пенсии можно не беспокоиться, поскольку Конституцией России каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Проблемы пенсионного обеспечения граждан в разных государствах (Германия, Франция, Великобритания) в значительной степени отличаются друг от друга. Это объясняется разницей в экономике, степенью развития национальных систем социального обеспечения, а также демографическими, культурными и социально-политическими особенностями каждой страны. На Западе, например, пенсионный возраст волнует граждан едва ли не с младенческого возраста. С момента поступления на работу каждый лично отслеживает порядок учета своего трудового стажа, влияющего на размер пенсии. Более того, система учета стажа, размеры и условия пенсионных отчислений являются главными после заработной платы составляющими любого трудового договора и соглашения. А степень гарантированности получения пенсии в старости даже в богатых высокоразвитых странах является едва ли не решающим фактором при выборе карьеры и места работы.