Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 05:47, курсовая работа

Краткое описание

Далеко не секрет, что все люди пекутся о своей старости и пытаются каким-то образом себя обеспечить, чтобы не оставаться без средств к существованию в нетрудоспособном возрасте. Также многие люди хотят себя подстраховать на тот случай, если производственная травма или несчастный случай вдруг лишат человека трудоспособности или даже жизни (если профессия связана с постоянным риском для жизни) например: оперативный работник, кадровый военный. На протяжении многих лет единственным гарантированным источником дохода после ухода на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста, либо вследствие потери трудоспособности были государственные пенсионные выплаты. Таким образом, все средства аккумулировались на государственных счетах и затем перераспределились.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его цели, задачи и система организации………………………………………………………………………….5
1.1. Причины создания Пенсионного фонда и основные этапы его развития……………………………………………………………………….5
1.2. Цели и задачи Пенсионного фонда………………………………………….6
1.3. Система организации и структура органов управления Пенсионного фонда РФ……………………………………………………………………..10
Глава 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ……………16
2.1. Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда РФ………….16
2.2 Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ………………17
2.3. Анализ динамики и структуры Пенсионного фонда РФ………………….22
2.4. Выявление основных проблем развития Пенсионного фонда РФ……….27
Глава 3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ………………………..29
3.1. Предложения по развитию Пенсионного фонда РФ………………………29
3.2. Направления по дальнейшему развитию Пенсионного фонда РФ………32
Заключение………………………………………………………………………….34
Список используемой литературы………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 52.45 Кб (Скачать файл)

Таким образом, спрогнозированный  на 2009-2011 г.г. бюджет фонда не совпадает  с реальной ситуацией, сложившейся  в сфере пенсионного обеспечения [13].

Дополнительно Пенсионному  фонду РФ доверено осуществлять некоторые  выплаты по социальному обеспечению. Это ежемесячное материальное обеспечение  граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги  перед Родиной, ежемесячные денежные выплаты, связанные с монетизацией льгот, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам  к месту отдыха и обратно, социальная поддержка Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического  Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, возмещение уплаты страховых  взносов в период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет  и период прохождения военной  службы по призыву.

Все это осуществляет ПФР, а расходы на организацию процесса проходят по статье "Финансовое и  материально-техническое обеспечение  текущей деятельности ПФР", то есть осуществляются за счет пенсионных взносов  граждан РФ.

По этой статье запланированы  огромные затраты – более $1,8 млрд. ежегодно. В народе бытует мнение, что  основная часть этих расходов материализуется  в содержании органов пенсионного  обеспечения. В 2009-2011 годах ПФР потратит на содержание органов фонда по всей стране в среднем 47,1 млрд. рублей, а  на капитальные вложения и проектные  работы по строительству объектов –  в среднем 1,1 млрд. рублей.

Еще одна не относящаяся к  фонду статья расходов ПФР, отмеченная в таблице 2 – выплата "материнского капитала". Сумма выплаты на одного ребенка в начале действия национального  проекта составляла 250 тыс. рублей. В  последующие годы она пересчитывалась. В бюджете на 2011 год предполагается выплатить (перевести на ипотеку, образование, дополнительное пенсионное обеспечение) 55 млрд. рублей. В пересчете на головы, в 2010 году ПФР "осчастливит" 220 тыс. семей. По статистике треть родов  приходится на второго или третьего ребенка. За 2010 год родилось порядка 500 тыс. детей, чьи матери имеют право  на получение "материнского капитала", общая же сумма необходимых средств  составит 125 млрд. рублей. В бюджете  ПФР предусмотрено в 2,3 раза меньше.

Таким образом, проанализировав  динамику доходов бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации за 2009-2011 г.г., можно выявить увеличение средств  федерального бюджета в финансировании пенсионной системы. Это свидетельствует  об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов. Основными  причинами увеличения доли средств  федерального бюджета в бюджете  ПФР являются: возложение на ПФР  дополнительных функций по осуществлению  отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета (ЕДВ, ДЕМО - дополнительное ежемесячное  материальное обеспечение, материнский (семейный) капитал).

В структуре расходов бюджета  пенсионного фонда России преобладают  расходы на выплату трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой  и накопительной части в расходах Пенсионного Фонда, то складывается тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую  и накопительную части имеют  тенденцию к увеличению. В структуре  пенсии большую часть занимает страховая  составляющая, далее базовая и  накопительная части [16]. 

 

2.4.    Выявление основных проблем развития Пенсионного фонда РФ

Состояние пенсионной системы  России оценивается экспертами как  нестабильное. С начала старта пенсионной реформы - 1 января 2002 г. - система обязательного  пенсионного страхования накопила ряд проблем. Говоря о сложностях развития этой системы, в качестве первой проблемы выделяется нарастающий дефицит  Пенсионного фонда (ПФР). Как говорилось выше, дефицит российской пенсионной системы только по трудовым пенсиям  в 2008 году составил 384,1 млрд. рублей, в 2009 году – 521,0 млрд. рублей, в 2010 году – 656,0 млрд. рублей.

В качестве второй проблемы обозначается снижение размера пенсий, т.к. реформа и снижение тарифов  идут за счет снижения размеров пенсий. Размер пенсий анализируется при  помощи коэффициента замещения, который  показывает, насколько пенсия покрывает  предыдущий заработок. 

 

Таблица 3 - Расчет коэффициента замещения заработной платы пенсий на 2007-2010 годы

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата в  целом по экономике, руб.

12 920

15 304

17 723

20 395

Среднегодовой размер пенсии, руб.

3 284

3 928

4 760

5 098

Коэффициент замещения

25,4%

25,7%

26,9%

25,0%


 

 

В 1995г. этот коэффициент составлял 39,8%, то есть был почти равен норме  Конвенции МОТ, согласно которой  коэффициент замещения должен составлять 40%. В 1998 г. коэффициент замещения  был равен 37,9%, в 2005 г. коэффициент  замещения составил 27,5%. На 2006 г., коэффициент  замещения составил 25%. В период с 2007 по 2010 г.г. коэффициент замещения  изменялся в пределах от 25,0% до 26,9%.

В качестве следующей проблемы можно выделить снижение доли пенсионного  страхования в системе обязательного  пенсионного страхования в той  страховой части пенсии, которая  зависит от заработка и стажа. И как следствие, приводит к увеличению прямых выплат в виде базовых выплат пенсий, не зависящих от зарплаты и  стажа.

Это приводит к увеличению перераспределяемых через пенсионный фонд льготных выплат. Выплата пенсий составляет 84% от расходов пенсионного  фонда, а начиналось все, когда доля пенсионных расходов составляла 96-98%.

К проблемным аспектам развития обязательного пенсионного страхования  была отнесена низкая доходность по средствам, как оставшимся в Пенсионном фонде, так и переданным управляющим  компаниям, составляющая 4% годовых. Причем негосударственные пенсионные фонды  предоставляют доходность от 4 до 17%. В настоящее время уровень  инфляции "перекрывает" уровень  доходности.

Рост системы государственного (добровольного) пенсионного страхования  по всем показателям замедлился. По ее мнению, в результате пенсионной реформы у граждан оказался "подорван" как спрос, так и интерес на услуги негосударственных пенсионных фондов (НПФ) [10. с.7-8] 

 

 

  

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития Пенсионного  фонда РФ 

 

3.1.    Предложения по развитию Пенсионного фонда РФ

В качестве мер для преодоления  сложившейся ситуации планируется  усовершенствование системы налогообложения  НПФ, которая в настоящее время  является "запретительной", и расширение спроса граждан на их услуги через  предоставление адекватной информации об их деятельности.

По оценкам Министерства финансов РФ, уже к 2015 году пенсионная система России будет переживать серьезнейший кризис, связанный с  уравниванием численности работающего  и неработающего населения. К  тому времени даже для поддержания  сегодняшнего уровня пенсий государству  придется привлекать дополнительные средства в размере 2% ВВП.

Возможно, дефицит бюджета  ПФР (Пенсионного фонда России) придется компенсировать за счет, так называемого, человеческого фактора или, другими  словами, повысить возрастной пенсионный порог. Иного способа закрыть  столь крупные бюджетные дыры в министерстве пока не находят.

Хотя в финансовых расчетах на 2008-2010 годы повышение пенсионного  возраста не закладывается. С другой стороны, назрела потребность решения  вопроса, касающегося досрочного выхода на пенсию части россиян, занятых  в некоторых областях российской экономики. Треть государственного бюджета уходит именно на "досрочников". Оплачивать такие расходы в новом  законопроекте о профессиональных пенсионных системах предлагается работодателям, которым в случае принятия закона придется отчислять на социальные нужды  на 3-7% больше. Одновременно с этим будет  корректироваться перечень профессий, имеющих возможность досрочного выхода на пенсию.

Повысить пенсионный возраст  и стимулировать работать пенсионеров, можно, если пообещать им более высокую  пенсию. С точки зрения экономической  эффективности, эти изменения были бы вполне оправданы. Для Пенсионного  фонда это реальная возможность  решить проблемы бюджетного дефицита. Но в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения  с социально-политической точки  зрения; во- вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо  выше. В российских условиях реализовать  эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических  реформ. Но в связи с тем, что  реформы в стране продвигаются достаточно медленно, осуществить предложенные изменения вряд ли удастся.

Критический дефицит бюджета  ПФР никак не является следствием реформы пенсионной системы. Это  результат других преобразований –  прежде всего в налоговой политике. Это результат принятия на себя государством новых социальных обязательств, лежащих  вне пенсионной сферы, - таких, как  выплата ЕДВ и ДЕМО, и в меньшей  степени это результат появления  в структуре трудовой пенсии ее накопительной  части, на которую не раз уже пытались возложить всю полноту ответственности  за дефицит бюджета ПФР.

Безусловно, сохранять систему  социального страхования с огромным нарастающим дефицитом – это  нелепица. Но отказ от социального  страхования – это далеко не единственный выход. Ведь можно просто устранить  проблему дефицита – и продолжать реформу дальше. Как альтернатива возврату к прямым выплатам пенсий из федерального бюджета возможно восстановление финансирования и финансовой устойчивости социального страхования.

Там, где речь идет об обязательствах по базовой части пенсии, финансировать  их нужно за счет средств федерального бюджета из тех источников, которые  определить для данной цели сам законодатель. Размер базовой части пенсии и  источники ее финансирования определяются в законах о федеральном бюджете  на каждый финансовый год. Отличие только в том, что до настоящего момента  источником финансирования были остатки  налоговой составляющей ЕСН, теперь предлагается сделать таким источником любые другие доходы федерального бюджета.

Предлагаемая схема преодоления  дефицитности бюджета Пенсионного  фонда достаточно проста и технологична. При этом расходы государства  на финансирование своих обязательств перед пенсионной системой будут  на 30-40 проц. меньше, чем при любом  другом финансировании дефицита. Страховая  природа государственной пенсионной системы и накопительный механизм будут сохранены. Как будут сохранены  система персонифицированного учета, лицевые пенсионные счета граждан  и информирование застрахованных о  состоянии их счетов. Государство  сможет продолжать опережающими темпами  повышать размер базовой части пенсии для нынешних пенсионеров и, как  предполагалось концепцией пенсионной реформы еще в 2001 г., приближать ее к прожиточному минимуму без ущерба для баланса расходов и доходов  пенсионной системы.

Еще одно решение проблемы дефицита бюджета и низкого уровня пенсий предлагает руководитель Центра стратегических разработок М.Дмитриев. По его словам "главным ресурсом, который до сих пор не был задействован в этой сфере, является государственная  собственность". Оценки, проведенные  ЦСР показали, что без ущерба для  исполнения государственных функций  на покрытие пенсионного дефицита может  быть направлено госимущество в объеме около 15% ВВП. Государственные активы могут быть распределены по накопительным  счетам работников и пенсионеров, а  доходы от их использования и продажи  пойдут на финансирование более высоких  пенсий как в ближайшие годы, так  и в долгосрочной перспективе.

Приватизация в таком  социальном формате будет полезна  не только для укрепления пенсионных финансов, но и для общего повышения  эффективности российской экономики. Перевод приватизируемых активов  на накопительные счета можно  использовать, в частности, для стимулирования более позднего выхода на пенсию и  софинансирования добровольных пенсионных накоплений работников и работодателей. Кроме того, за счет передачи приватизируемого имущества возникает возможность  компенсировать финансовые потери накопительной  системы в результате кризиса.

Еще одним плюсом передачи госактивов пенсионерам станет возможность  избежать повышения налогов на фонд оплаты труда, а значит, убрать лишние препятствия на пути развития предприятий  в посткризисный период. В перспективе  можно будет устойчиво поддерживать соотношение пенсий и зарплат  на уровне 40%.

Иными словами, реформы могут  быть продолжены [8. с.15-26] 

 

3.2.    Направления по дальнейшему развитию Пенсионного фонда РФ

Во всем мире пенсионные системы, характеризуемые многочисленными  национальными особенностями, которые  обусловлены процессами исторического  развития и влиянием тех или идей, переживают в настоящее время  период осмысления и подвергаются постоянной трансформации, направленной на совершенствование  возложенных на них функций. Поэтому  слепое заимствование опыта других стран при реформировании системы  пенсионного обеспечения в России является достаточно бесперспективным. Более продуктивным представляется анализ этого опыта с целью  выявления подходов, которые позволяют  наиболее эффективно решать возложенные  на пенсионную систему задачи не только в настоящее время, но и в перспективе.

Факторами, обеспечивающими  стабилизацию финансового положения  Пенсионного фонда, будут служить:

Информация о работе Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы