Пенсионный фонд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:59, курсовая работа

Краткое описание

Введение Информация может устареть!!!
Далеко не секрет, что все люди пекутся о своей старости и пытаются каким-то образом себя обеспечить, чтобы не остаться без средств к существованию в нетрудоспособном возрасте. Также многие люди хотят себя подстраховать на тот случай, если производственная травма или несчастный случай вдруг лишат человека трудоспособности или даже жизни (если профессия связана с постоянным риском для жизни; например оперативный работник, кадровый военный). На протяжении многих лет единственным гарантированным источником дохода после ухода на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста, либо вследствие потери трудоспособности были государственные пенсионные

Содержание

Содержание
Введение……………………………………………………………………………3-4стр
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности…………………………………………………………………………
1.1 История возникновения и развития пенсионного обеспечения в России
1.2 Причины создания ПФ РФ
1.3 Сущность и функции ПФРФ
1.4 Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ
Глава 2. Роль Пенсионного фонда РФ в социальном обеспечении пенсионеров
2.1 Пенсионная реформа и демографическая ситуация
2.2 Основные цели и задачи пенсионной реформы
2.3 Оценка современного состояния российской пенсионной системы
Глава 3. Совершенствование пенсионной системы Российской Федерации
3.1 Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы
3.1.1 Целевые ориентиры развития пенсионной системы
3.1.2 Тенденции развития пенсионной системы
3.1.3 Планирование развития пенсионной системы
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Работа.docx

— 51.39 Кб (Скачать файл)

По статистическим данным, население страны стареет: становится все больше пенсионеров и все  меньше работающих. Динамика отношения  занятого трудоспособного населения  и пенсионеров в РФ в 1995-2007-е  гг. представлена в Таблице 1.

К концу 2000г. В  РФ численность пенсионеров составляла 38,55 млн. человек, или 26,5% численности  постоянного населения страны, сейчас в России около 37 млн. пенсионеров, составляющих четвертую часть населения. Приведенные  статистические данные свидетельствуют  о том, что численность занятых в экономике за период с 1992г. Уменьшилась на 13,6% (9,6 млн. человек), а численность пенсионеров при этом возросла на 9,4%. В результате этого нагрузка пенсионной системы на экономическую систему занятого населения возросла на треть - с 46 пенсионеров на 100 человек занятых в народном хозяйстве в начале переходного периода до 62 пенсионеров к началу XXI в.

Уже сегодня на одного пенсионера приходится меньше двух работающих - полтора (или три работающих на двух пенсионеров). К тому же не все трудоспособные россияне работают по найму и, следовательно, не все платят взносы в пенсионную систему. Из 63 млн. работающих только 49,8 млн. являются наемными работниками и платят около 400 млрд. рублей страховых взносов в год. Остальные 13 млрд. человек относятся к самозанятому населению и взносов платят всего около 4 млрд. рублей. В итоге за вычетом их на одного пенсионера фактически приходится 1,28 работающего. Чего естественно, крайне недостаточно для обеспечения необходимого объема поступлений. Из-за неблагоприятного изменения соотношения работающих и пенсионеров уровень пенсий в России так низок, а пенсионный тариф так высок по сравнению с другими странами [6, С. 56].

Проблема пенсионного  возраста в условиях перехода к рыночной экономике находится под воздействием двух противоречивых факторов.

С одной стороны, увеличение безработицы требует  снижения пенсионного возраста как  предпосылки освобождения рабочих  мест старшими возрастными группами работников в пользу молодых, с другой - старение населения и увеличение «нагрузки» на поколение работающих в связи с преобладанием доли пенсионеров предполагает повышение  пенсионного возраста.

Начать пенсионную реформу не позднее января 2002г. Требовало  во многом политический календарь. В  конце 2001г. Еще была возможность  выработать какой-то компромисс по поводу реформирования пенсионной системы. С 2002г. Многие политические силы начали готовить думскую избирательную  компанию 2003г. И поскольку значительная часть из них строила свое обещание с избирателями на пенсионной тематике, тогда договориться с ними было бы трудно. В итоге, если бы начали в 2002г., минимум три года было бы потеряно [2, С. 127].

2.2 Основные цели  и задачи пенсионной реформы

Пенсионная реформа  направлена на изменение существовавшей распределительный система начислений пенсий путем дополнения ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государств перед своими гражданами.

Основной целью  реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного  обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов в социальную сферу.

Основной задачей  пенсионной реформы является создание пенсионной системы, которая обеспечивала бы своевременную выплату заработных пенсий нынешним пенсионерам и гарантировала  бы обеспеченную старость молодому поколению  граждан.

А для этого  необходимо повысить доходы пенсионной системы, из которых производятся и  будут в дальнейшем производится пенсионные выплаты. Для повышения этих доходов, которые складываются из отчислений, производимых страхователями (работодателями) за каждое застрахованное лицо (работника), необходимо, в свою очередь, решить следующие задачи:

1. вывести скрытые  части зарплат из тени и  увеличить за счет этого поступления  средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. С учетом размеров скрытой части зарплаты здесь возможен рост в 2-2,5 раза. И это дает основание прогнозировать такой же рост пенсий, естественно, при условии предсказываемого получения доходов.

2. создать стимулы  для работающих к полной уплате  взносов со всего объема своих  доходов. А для этого стал  необходимостью отказ от старой  системы учета пенсионный прав (по стажу работы и по размеру  заработка за два последних  года), поскольку он не полностью  учитывает вклад каждого человека  в доходы пенсионной системы.

3. обеспечить  прозрачность пенсионной системы.  Обязательства государства перед  гражданином по пенсионным выплатам  должны выражаться не в процентах  и годах, а в рублях. И каждый  год работник должен получать  отчет о состоянии заработанных  им пенсионных прав - в каком объеме перечислены взносы за него его работодателем, каков общий объем пенсионного капитала, начисленного ему за все годы работы, в каких объемах он индексировался и т.д.

Решив эти основные и ряд еще более частных  задач, пенсионная реформа позволит сформировать новую пенсионную модель - более простую, более удобную  для расчетов, более понятную гражданам, а главное, обеспечивающую более  высокий уровень пенсий - как нынешним пенсионерам, так и будущим поколениям россиян.

Таким образом, суть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между  работником и работодателем: в повышении  ответственности работников за обеспечение  своей старости, а работодателя - за уплату страховых взносов за каждого  работника.

2.3 Оценка современного  состояния российской пенсионной  системы

В настоящее время  в рамках системы обязательного  пенсионного страхования работодатель за каждого работающего гражданина уплачивает взносы в Пенсионный фонд России. Эти взносы являются составной  частью единого социального налога (ЕСН). Максимальная ставка ЕСН на сегодняшний  день составляет 26% от фонда оплаты труда (ФОТ), из которых 20% направляется в качестве взносов в ПФР (оставшаяся часть делится так: 331% - в Фонд обязательного медицинского страхования, 2,9% - в Фонд социального страхования). Эти взносы для лиц 1967г. рождения и моложе состоят их трех частей: базовой (6%), страховой (8%), накопительной (6%). Уплаченные взносы отражаются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Подобно уплаченным взносам и будущая пенсия застрахованных лиц, соответственно, будет также  состоять из трех частей: базовой, страховой  и накопительной. Базовая часть  пенсии является фиксированной, она  устанавливается государством, одинаковы  для всех пенсионеров и не зависит  от стажа и зарплаты (на 01.03.2009 г. она  составляет 1950 рублей). Страховая часть  пенсии зависит от суммы уплаченных страховых взносов каждого конкретного  человека, отражаемых в его индивидуальном счете. Она учитывается на личном счете и индексируется на уровень  инфляции. Накопительная часть пенсии зависит от накопленной суммы  застрахованного лица, учтенной в  специальной части его индивидуального  лицевого счета и ожидаемого периода  выплаты пенсии [3, с. 47].

1 марта базовая  часть трудовой пенсии россиян  была увеличена на 8,7%. 1 апреля  на 17,5% и 1 августа на 7,5% выросла  страховая части трудовой пенсии, в результате чего средний  размер трудовой пенсии составил 5536 рублей.

Следующее повышение  пенсии намечено на 1 декабря - базовая  часть трудовой пенсии будет проиндексирована на 31,4%. Таким образом, всего за 2009 год пенсии будут проиндексированы 4 раза. В результате к концу года средний размер трудовой пенсии составит 6630 рублей; средний размер социальной пенсии достигнет величины прожиточного минимума пенсионера и составит 4780 рубля.

Сведения о  численности пенсионеров и средних  размерах их пенсий в целом по Российской Федерации по состоянию на 1 августа 2009 года представлены в Таблице 2.

Глава 3. Совершенствование  пенсионной системы Российской Федерации

3.1 Долгосрочная  стратегия развития пенсионной  системы

Принятие правильного  решения о дополнительных мерах  пот совершенствованию пенсионной системы опирается на всесторонний анализ показателей долгосрочного  планирования развития пенсионной системы  РФ.

Необходимость разработки долгосрочной стратегии развития пенсионной системы была обусловлена неудовлетворительными  характеристиками современной пенсионной системы в части финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств собственными источниками и соответственно быстрым увеличением разбалансированности бюджета ПФР, возрастанием его зависимости  от госбюджетных трансфертов, отставанием  уровня жизни пенсионеров, сформировавших свои пенсионные права в основном или полностью в условиях действия советского пенсионного законодательства, а также торможением реализации основных страховых принципов, заложенных пенсионной реформой 2002г.

Согласно прогнозным расчетам, развиваясь в условиях действующего законодательства, ФПР будет постоянно  нуждаться в средствах федерального бюджета на законодательно предусмотренных  условиях субсидиарной ответственности. Доля средств федерального бюджета  на покрытие дефицита бюджеты ПФР  к 2025г. вырастет до 1,2% ВВП.

Однако абсолютный размер трудовой пенсии будет индексироваться  замедляющимися темпами и уже  к 2030г. ее среднегодовой рост сравняется с темпами инфляции, после чего снижение продолжиться. В то же время относительный размер трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера будет возрастать и достигнет своего минимума - свыше 1,5 раз - в начале 2020-х гг., а затем вновь снижается до 125%, т.е. до уровня запланированного на 2009г.

Еще менее утешительные прогнозы ожидают младшие поколения  граждан, которые формируют пенсионные права в условиях сохранения действующего налогового законодательства: влияние  демографического кризиса и негативный макроэкономический прогноз не позволяет  государственному страховщику сохранить  в течение всего пенсионного  цикла накопленные пенсионные права. В результате средневзвешенное соотношение  размера трудовой пенсии и текущего заработка неуклонно снижается  и к 2020г. будет ниже 20% [4, С.56].

3.1.1 Целевые ориентиры  развития пенсионной системы

В бюджетном послании о бюджетной политике в 2008 - 2010 гг. выделена ключевая задача стабилизации пенсионной системы как главного рискового фактора развития отечественной  экономики в долгосрочной перспективе. Данная задача была конкретизирована в следующем бюджетном послании в части необходимости формирования устойчивого экономического механизма пенсионного обеспечения на долгосрочную перспективу, создания условий для получения достойной пенсии как вышедшим на пенсию, та и тем, кому это предстоит. Эти меры должны предусматривать в том числе упорядочение источников финансирования пенсий, более эффективное управление пенсионными накоплениями.

Сложность поставленных задач адекватна сложности и  глубине накопленных за годы перестройки  экономических проблем пенсионной системы в нашей стране, которые  дополнительно осложняются воздействием общемировых тенденций и факторов: углубившийся демографический и  финансовый кризисы.

Чтобы реализовать  эффективные инструменты государственного регулирования пенсионной системы, необходимо опираться на факторы, которые  определяют ее развитие:

o макроэкономические (темпы роста и структура ВВП, доля в нем фонда оплаты труда, индексы роста потребительских цен, количественные характеристики состояния рынка труд и др.);

o демографические (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, возрастно-половая структура населения);

o социально-трудовые (ситуация на рынке труда, период трудовой активности и структура трудового стажа, уровень оплаты труда (доходы) лиц, уплачивающих взносы, величина прожиточного минимума трудоспособного и нетрудоспособного населения);

o собственно пенсионные (нормативные требования к условиям выхода на пенсию (пенсионные схемы и пенсионные программы), исторически сложившаяся организационная структура самой пенсионной системы).

Перечисленные факторы  накладывают ограничения на формирование экономических механизмов регулирования развитием пенсионной системы и должны быть учтены при формировании долгосрочных целевых ориентиров ее развития. Исходя из страховых принципов системы обязательного пенсионного страхования они должны формулироваться следующим образом:

o полная текущая финансовая обеспеченность накопленных государственных пенсионных обязательств и долгосрочная устойчивость бюджета ПФР;

o создание экономических и социально-трудовых условий для обеспечения адекватного уровня замещения утраченного застрахованным в ПФР лицом дохода/заработка (коэффициент замещения);

o государственная гарантия обеспечения всем получателям трудовых (страховых) пенсий минимального прожиточного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.2 Тенденции  развития пенсионной системы

По прогнозным оценкам, разбалансированность бюджета  ПФР достигает своего максимума  около 1,2% ВВП в начале 2020-х гг. При этом, если в 2010г. несбалансированность составит около 18% общего объема средств, направляемых на выплату страховой  части трудовой пенсии, то к 2025г. этот показатель возрастет почти в 5 раз  и превысит 85%. Источником покрытия несбалансированности по действующему законодательству являются средства федерального бюджета, что позволяет говорить не о дефиците пенсионного бюджета, а лишь о финансовой необеспеченности страховых пенсионных обязательств государства. В то же время с точки зрения госбюджетных отношений, следует отметить, что темпы роста расходных обязательств федерального бюджета на покрытие дефицита пенсионной системы вплоть до середины 2020-х гг. будут опережать темпы роста заработной платы в стране, а в последующем - темпы роста цен. Причин для этой негативной тенденции много, и они обусловлены всеми выделенными выше факторами, однако наиболее существенный вклад в нарастание несбалансированности ПФР вносит фактор снижения доли налогово-страховых отчислений на пенсионные цели, определенными действующим налоговым законодательством.

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации