Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 11:09, курсовая работа
При всей важности морального аспекта стоит отметить, что и экономическое состояние общества зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения. В настоящее время реформирование пенсионной системы может и должно стать неотъемлемым звеном реформы всей экономики и финансов России.
Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.
Введение
Глава 1. Внебюджетные фонды РФ. Экономика внебюджетных фондов РФ
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России
1.2 Виды государственных пенсий и условия их назначений
1.3 Источники формирования и расходования средств ПФР
Глава 2. анализ доходов и расходов бюджета ПФР на пенсионное обеспечение в 2008 - 2010 гг. Плановый проект бюджета ПФР на 2011 - 2012 гг
2.1 Анализ доходов бюджета ПФР в 2008 - 2010
2.2 Анализ расходов на пенсионное обеспечение в 2008 - 2010 гг
2.3 Плановый проект бюджета ПФР на 2011 - 2012 гг
Глава 3. совершенствование деятельности ПФР: программа государственного софинансирования пенсии
Заключение
Список использованной литературы
Бюджет ПФ РФ как основной документ, определяющий повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансового учреждения нашей страны, содержит много и других не менее важных для каждого пенсионера моментов. Но даже рассмотренные проблемы, бесспорно, близки и понятны не только пенсионерам, но и всем гражданам.
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2008-2010 гг.
Доходы фонда в прошедшем году выросли по сравнению с 2008 г. на 40,2% и составили 2,73 трлн. руб. Из них суммарный объем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составил 1,25 трлн. руб., или 45,6 % от суммы доходов. По сравнению с 2008 г. рост поступлений страховых взносов составил 236 млрд. руб. Объем средств федерального бюджета составил чуть менее 1,5 трлн. руб., или 53,4% (пресс-служба фонда от 17 марта).
Суммарный объем расходов ПФР в 2009 г. составил 2,36 трлн. руб. Это на 32% больше, чем в 2008 г. Из них на пенсионное обеспечение 38,6 млн. граждан было направлено свыше 2 трлн. руб., что на 533,3 млрд. больше по сравнению с 2008 г. На осуществление единовременных денежных выплат было выделено 235,5 млрд. руб. Таким образом, общий профицит бюджета ПФР составил 372 млрд. руб.
Суммарные доходы бюджета фонда на текущий год прогнозируются в размере 3,3 трлн. руб.; суммарные расходы - в размере 3,0 трлн. руб., из них на исполнение обязательств по выплате пенсий, пособий и социальных выплат будет направлено 2,9 трлн. руб. По отношению к валовому внутреннему продукту доля доходов и расходов бюджета Фонда составляет 8,1 и 7,5 % соответственно.
Общее превышение доходов над расходами на 2010 г. оценивается в сумме 241,5 млрд. руб. Вместе с тем расчетный дефицит в распределительной составляющей бюджета планируется обеспечить за счет дополнительных поступлений из федерального бюджета (+315,6 млрд. руб.). Т.е. доля средств федерального бюджета повысится с 52% до 63% по сравнению с утвержденной в нынешнем бюджете.
В соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, начиная с2008года, увеличивается тариф страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 4% до 6% за счет соответствующего уменьшения отчислений на страховую часть. Данные изменения повлекут увеличение плановых поступлений страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии на сумму около 100 млрд. рублей, или на 89,6% по отношению к 2007году. При этом прирост поступления страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за этот же период согласно расчетам к Законопроекту уменьшится примерно на 7% и составят 7,1%, тогда как в 2009 и 2010годах этот прирост предполагается на 13,9% и 12,2%.
Законопроектом предусмотрено получение доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении ПФР, в 2008году 12,0млн. рублей (в 2,6 раза больше, чем в 2006 и 2007годах), на 2009 и 2010годы такие доходы предусматриваются, соответственно, в размерах 15,0 млн. рублей (в 1,2 раза больше)и 19,0млн. рублей (в 1,5 раза больше).
Безвозмездные поступления из федерального бюджета предусмотрены: в 2008год в сумме 1284324,4млн. рублей, на 2009год - в сумме 1461048,3млн. рублей и на 2010год - в сумме 1806647,7млн. рублей, или 55,1%, 54,7% и 56,8%, соответственно, от предполагаемых доходов ПФР. Из них на покрытие дефицита бюджета Фонда в 2008-2010годах средства из федерального бюджета предусмотрены, соответственно, в сумме 184580,6млн. рублей, 149138,6млн. рублей и 251551,7млн. рублей (на 109,2 % - в 2008году, на 69% - в 2009году и на 185,1% - в 2010году больше, чем в 2007году).
Сегодня ЕСН взимается по регрессивной шкале: в части доходов, поступающих в ПФР, она составляет 20% при зарплате до 280 тыс. руб. в год, 7,9% - с зарплаты от 280 до 600 тыс. руб. в год, а свыше 600 тыс. руб.- всего 2%.
По расчетам, суммарный фонд заработной платы в целом по стране в 2008 году составил 8 921,0 млрд., в 2009 году – 10 299,0 млрд., в 2010 году – 11 771,0 млрд. рублей. За три года главная составляющая налогооблагаемой базы по ЕСН вырастет всего на 32%, тогда как пенсии должны вырасти в два раза больше, на 65% за счет увеличения бюджетных ассигнований.
Таким образом, проанализировав динамику доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007, 2008 и 2009 годы, можно выявить тенденцию, увеличение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов, о чем свидетельствуют нижеприведенные данные.
2.2 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2008 – 2010 гг.
Средства ПФР в 2008-2010 г.г. были использованы на следующие статьи:
1) страховые взносы на
2) средства, поступающие из федерального бюджета в бюджет ПФР на финансирование базовой части трудовой пенсии на 5,4 %, и составили 590038509,4 тыс. рублей.
3)средства федерального бюджета, передаваемые ПФР на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на 5 %, и составили в сумме 206053912,6 тыс. рублей, в том числе средства по статье доходов бюджета ПФР, которая предусматривает поступление средств федерального бюджета на осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам на 6,2 %, и составили 147066844,3 тыс. рублей.
Согласно статье 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фонда в 2008 год утвержден по расходам в сумме 1786,5 млрд. руб. (100,2%), с профицитом в сумме 36,2 млрд. рублей. Бюджет Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, исполнен по расходам - в сумме 1 769 921,2 млн. рублей, в 2009году - в сумме 2099895,2млн. рублей, в 2010году - соответственно, в сумме 2464817,1 млн. рублей.
Из федерального бюджета предоставлены межбюджетные трансферты в сумме 916,42 млрд. рублей, из них: на выплату базовой части трудовой пенсии - 590,0 млрд. рублей (100% от бюджетных назначений); на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, ежемесячных доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию), дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) гражданам РФ, включая расходы на их доставку, - 103,9 млрд. рублей (100%); на выплату пенсий, назначенных досрочно безработным, - 1,76 млрд. рублей (99,2%); на выплату материального обеспечения специалистам ядерного оружейного комплекса - 1,69 млрд. рублей (102,1%); на осуществление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан в общей сумме - 206,01 млрд. рублей.
Увеличены расходы бюджета ПФР в 2008году в части передачи пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ) на 8989535,5 тыс. рублей, или на 232,5%, и составили 15776304,5тыс. рублей.
Расходы Законопроекта определены в соответствии с нормами действующего законодательства, указами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, прогнозными показателями социально-экономического развития Российской Федерации. Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых ПФР на исполнение публичных нормативных обязательств, составил в 2008год 2034251,3млн. рублей (96,9% от общего объема расходов бюджета Фонда), на 2009год - 2391414,2млн. рублей (96,7%), на 2010год - 2795460,4млн. рублей (97,1%). Перечень публичных нормативных обязательств, исполнение которых возложено на Фонд, содержит 27 позиций, при этом должен быть обеспечен широкий спектр выплат.
Расходы на ДЕМО в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30марта 2005года №363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945годов» составили в 2008году 13018,4млн. рублей, в 2009году- 11684,4млн. рублей. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1августа 2005года №887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» в 2008году - 642,7млн. рублей, в 2009году - 610,6млн. Данные рассчитаны исходя из среднегодового числа получателей и среднегодового размера выплаты.
Общая сумма расходов
в соответствии с Федеральным
законом от 17декабря 2001года №173-ФЗ
«О трудовых пенсиях в
На выплату базовой части трудовой пенсии направили в 2008 г. 707722,2млн. рублей (33,7%), в 2009году - 876619,7млн. рублей (35,5%).
На выплату страховой части пенсии, соответственно, 929213,5 млн. рублей (44,2%), 1073048,0млн. рублей (43,5%).
Расходы на выплату правопреемникам умерших застрахованных лиц: в 2008г. - в сумме 1995,7млн. рублей (0,12%), в 2009г. - в сумме 2966,9млн. рублей (0,15%).
Общая сумма расходов,
предусмотренных в
Расходы на оказание мер социальной поддержки Героев: в 2008 г. в сумме 10,7 млн. рублей (0,0005%), в 2009 г. - в сумме 11,9 млн. рублей (0,0004%).
Расходы, регламентированные Законом об инвестировании: в 2008 г. - 18274,0млн. рублей (0,87%), в 2009г. - 23765,6млн. рублей (0,96%). Запланированные расходы обоснованы произведенными расчетами.
Расходы на выплату досрочно назначенных пенсий гражданам, признанным безработными, пособий в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Законопроектом: в 2008 году в сумме 1871,8 млн. рублей, в 2009 году - 2099,8 млн. рублей.
Расходы на международное сотрудничество в 2008-2010 годах определены с учетом уплаты взносов в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО) и Международную ассоциацию пенсионных и социальных фондов и составляют в 2008году 5,5млн. рублей, в 2009году - 5,7млн. рублей, в 2010году - 6,0млн. рублей.
Законопроектом на финансирование
мероприятий в области
Расходы, связанные с
ведением специальной части
Расходы по передаче средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды в 2008год в сумме 17389,0млн. рублей (0,8%), в 2009году - в сумме 22784,3млн. рублей (0,9%).
Рост передаваемых средств обусловлен прогнозом увеличения численности застрахованных лиц, реализующих право на формирование накопительной части трудовой пенсии через негосударственные пенсионные фонды.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что в структуре расходов бюджета пенсионного фонда России преобладают расходы на выплату трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной части в расходах Пенсионного Фонда, то складывается тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть занимает страховая составляющая, далее базовая и накопительная части.
Ключевым годом в истории Пенсионного фонда стал юбилейный, 2010 год. Впервые Пенсионный фонд в полном объеме объединил две основные функции: администрирование страховых взносов и выплату пенсий.
Замена ЕСН на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2010 года задала направление развития пенсионной системы – к окончательному переходу на страховые принципы.
А Пенсионный фонд стал администратором взносов не только в пенсионную систему, но и в систему обязательного медицинского страхования.
С 1 января 2010 года единый социальный налог был заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
При этом функция администрирования взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования передана от налоговых органов Пенсионному фонду.
В короткие сроки Пенсионный фонд разработал и внедрил необходимое программное обеспечение, довел до работодателей формы и регламенты отчетности. Уже в течение 2010 года Пенсионный фонд трижды принимал отчетность – за первый квартал, полугодие и девять месяцев – от 3,6 млн. работодателей.
Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации принципы его функционирования