Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является всестороннее изучение процесса функционирования Пенсионного Фонда РФ на современном этапе, выявление его проблем для последующей корректировки и устранения в рамках эффективной федеральной системы социальной защиты населения.

Содержание

Введение………………………………………………………….….3
1.Организационно-правовые основы функционирования
Пенсионного фонда РФ…………………………………………....5
2.Анализ функционирования Пенсионного фонда РФ на
современном этапе
2.1. Особенности функционирования Пенсионного фонда
РФ на современном этапе пенсионной реформы…………….….9
2.2. Анализ доходов и расходов Пенсионного фонда РФ………16
3.Современные проблемы функционирования Пенсионного
фонда РФ
3.1.Проблемы реализации действующей модели пенсионного страхования граждан в РФ………………………………………..18
3.2.Проблемы обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ……………………………………….…..23
Заключение…………………………………………………….…..25
Список литературы………………………………………………..27
Приложения……………………………………………………..…28

Вложенные файлы: 1 файл

Борисова Е.Р.79.Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования..docx

— 141.16 Кб (Скачать файл)

- отсутствие эффективных механизмов  гарантий сохранности и возвратности  пенсионных накоплений и, как  следствие, незаинтересованность  граждан и работодателей в  управлении пенсионными ресурсами  и их накапливании;

- отсутствие стимулов к развитию  добровольного формирования пенсионных  накоплений;

- несовершенство законодательства  в части контроля и регулирования  накопительной составляющей пенсионной  системы, требования которого  не соответствует объему накоплений  и уровню рисков;

- реальное обесценивание средств  пенсионных накоплений;

- возрастание рыночных рисков (по  которым ответственность несет  государство) по мере увеличения  объемов пенсионных накоплений  в условиях нехватки инструментов  инвестирования (1,8 трлн. рублей в  2011 году, 2,3 трлн. рублей в 2012году, 3,5 трлн. рублей в 2014 году);

- высокие издержки администрирования  накопительной составляющей пенсионной  системы, разрешенные законодательством  (комиссия управляющих компаний  и негосударственных пенсионных  фондов составляет 1,4% стоимости  чистых активов, что значительно  превышает уровень комиссии на  развитых финансовых рынках (0,5 - 0,7%));

- системная правовая коллизия, связанная  с организационно-правовой формой  негосударственных пенсионных фондов (указанные отношения регулируются  в публично-правовой плоскости  - в рамках обязательного пенсионного  страхования и не предусматривают  получение прибыли, а накопительная  составляющая основывается на  гражданско-правовых (договорных) отношениях  и формируется с целью получения  инвестиционного дохода).

Государство стремится создать все условия  для  решения данных проблем, и разрабатывает все новые методы борьбы с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Проблемы  обеспечения сбалансированности  бюджета Пенсионного фонда РФ

Действующая система пенсионного обеспечения  была внедрена в 2002 г. и позиционировалась как крайне надежная и эффективная. Однако не прошло и 10 лет, как оказалось, что система была сконфигурирована неправильно, а для того, чтобы оградить российских граждан от нищеты после выхода на пенсию, нужны новые реформы.

Почему  же так вышло и в чем, собственно, проблема?

На  первый вопрос дал ответ премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, сказавший что «в целом ряде прогнозов, которые делали мои коллеги, мы ошиблись, это нужно по-честному признать». Ответ на второй вопрос можно найти в главном документе реформы — «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации», подготовленной совместно Министерством труда и Пенсионным фондом РФ. Основная проблема, согласно документу, заключается в том, что не достигнуты долгосрочная финансовая устойчивость и сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Дефицит бюджета ПФР в 2012 г. должен составлять всего 289 млрд. руб. Однако, если внимательнее разобраться в структуре доходной части, становится понятно, что реальный дефицит ПФР достигает 2,5 трлн. руб., ведь более половины доходов — это трансферты из федерального и региональных бюджетов. (Приложение 4)

Из  бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах «В 2011 – 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на покрытие его дефицита будут выделяться ассигнования из федерального бюджета в 2011 году в размере 890,9 млрд. рублей, в 2012 году – 980,4 млрд. рублей, в 2013 году – 1 109,5млрд. рублей. Общий объем трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации составит в 2011 году 2 324,4 млрд. рублей, в 2012 году – 2 541,7 млрд. рублей, в 2013 году – 2 784,3 млрд. рублей»

Таким образом, дефицит пенсионного бюджета  фактически составляет 20% расходной части федерального бюджета, или 4,5% ВВП. А это  очень серьезно, тем более что дефицит растет. Отсутствие финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета ПФР обусловливает острейшую необходимость аккумуляции средств.

Проблему  предлагается решить, в том числе, за счет накопительной части страхового тарифа, перераспределив 4% из 6% в пользу страховой части и увеличив ее до 20%. Несмотря на то, что против фактической отмены накопительной части пенсии выступали не только экспертное и банковское сообщество, но и ключевые федеральные министры, принципиальное решение уже принято. Правительство РФ поддерживает снижение накопительной части с 6% до 2%  уже с 2013 года.

По  замыслу реформы 2002 года, именно инвестиционная составляющая должна была обеспечить достойный уровень пенсий. Ведь от эффективности управления 6% накопительной части размер страховых выплат зависит почти на 30%. Если новая реформа будет реализована, этот показатель упадет с 30% до 10%. Таким образом, скорее всего, предлагаемая стратегией мера негативно отразится на размере пенсий. Кроме того, существуют опасения, что средств, которые будут изысканы в рамках обсуждаемой реформы, хватит ненадолго, и дальнейшее увеличение страховых взносов и повышение пенсионного возраста не заставят себя долго ждать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Необходимость проведения пенсионной реформы в нашей стране общепризнанна. Действующая пенсионная система  не удовлетворяет многих: пенсионеров - из-за явно низкого размера пенсий; работодателей - вследствие непомерно  высоких страховых взносов в  Пенсионный фонд РФ; власть -  по причине  недовольства значительной части населения  низким прожиточным уровнем пенсионеров; Пенсионный фонд России - так как  он в одиночку не может решить задачу сбора необходимых для пенсионного  обеспечения средств.

В настоящее время  сфера пенсионного обеспечения  характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих  неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной  для экономики нашей страны и  в то же время не обеспечивает в  полной мере потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются:

- финансовая нестабильность;

- слабая дифференциация  пенсионного обеспечения в зависимости  от трудового вклада;

- неоправданно большой  удельный вес льготных пенсий:

- отсутствие социально-справедливого  механизма повышения размеров  пенсий в связи с ростом  стоимости жизни.

По результатам исследования с  достаточной степенью достоверности  можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в  России, последствия экономического кризиса в ближайшее десятилетие  потребует чрезвычайных усилий государства  по обеспечению функционирования различных  систем пенсионного обеспечения. Уже  сейчас взносы предприятий и организаций  в социальные внебюджетные фонды  предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий. В то же время доходы экономически активного населения значительно  превышают средние доходы, и при  выходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно  падает.

В сложившихся  условиях совершенно неизбежной становиться  глубокая реформа пенсионной системы  в Российской Федерации с включением в нее, в частности, такого общепризнанного  в мировой практике института  как негосударственное пенсионное обеспечение. Организационной основой  для негосударственного пенсионного  обеспечения в Российской Федерации  должны выступать негосударственные  пенсионные фонды, то есть организации  с правом юридического лица на ведение  исключительно пенсионного вида деятельности. Хочется верить, что  эта, а так же другие инновации, внесенные  и вносимые в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут  выбраться пенсионной системе из кризиса и существенно улучшить положение всех нуждающихся в  поддержке государства.

В заключение можно прийти к выводу, что работа Пенсионного фонда РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению не всегда эффективную, и еще не один год потребуется  для того, чтобы ее сбалансировать и привести в равновесие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ

2.ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ

3.ФЗ  «Об обязательном  пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ

4.ФЗ N 355-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" от 10 декабря 2010 г.

5.ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ

6.ФЗ N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" от 24 июля 2002 г.

 

7. Бюджетное послание Президента  Российской федерации «О бюджетной  политике в 2011-2013 годах» от 30 июня 2010 года.

 

8. Постановление Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» от 22 декабря 1990 года

 

9. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1

10. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации от 20 сентября 2012 года

 

11. Годовые отчеты Пенсионного фонда РФ за 2010 -2011 годы

 

12.Учебник «Пенсионный Фонд РФ», Л.В.Федоров, издательство Дашков и Ко, 2-е изд., 2012 год ,396 стр.– стр. 121, 143,

 

13. Официальный сайт Министерства экономического развития, http://www.economy.gov.ru/minec/main

 

14. Официальный сайт Министерства финансов, http://www.minfin.ru/ru/

 

15.Официальный  сайт Пенсионного Фонда РФ, http://www.pfrf.ru/

16. Портал российских пенсионеров,  http://pensionary.ru/

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Структура Пенсионного  фонда РФ

 

 

 

Приложение 2

 

Динамика  доходов бюджета Пенсионного  фонда с 2006 по 2014 год

 

Приложение 3

 

Показатели  доходов и расходов бюджета Пенсионного  фонда РФ с 2008 по 2013 год

 

Приложение 4

 

Межбюджетные трансферты бюджету  Пенсионного фонда  Российской Федерации,

 млрд. рублей

 

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

Всего

2 534,5

2 324,4

91,7

2 541,7

109,3

2 784,3

109,5

в том числе:

             

Пенсионное обеспечение

2 032,8

1 783,3

87,7

1 962,7

110,6

2 169,3

110,5

Покрытие дефицита бюджета

1 166,3

890,9

76,4

980,4

110,1

1 109,5

113,7

Валоризация пенсионных прав граждан

502,2

525,0 

104,5 

568,7

108,3

618,4

108,7

Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению

252,8

276,8

109,5

308,2

111,3

345,9

112,2

Компенсация за счет средств федерального бюджета части страхового взноса для организаций малого бизнеса  в высокотехнологичном секторе  экономики и сельском хозяйстве

72,8

47,8

65,7

55,7

116,5

38,5

69,1

Федеральная социальная доплата к  пенсии

31,9

34,5

108,2

38,5

111,6

42,9

111,4

Возмещение расходов по нестраховым периодам

4,1

3,1

75,6

3,5

112,9

3,9

111,4

Софинансирование формирования пенсионных накоплений

2,5

5,0

200,0

7,5

150,0

10,0

133,3

Выплата социального пособия на погребение

0,2

0,2

100,0

0,2

100,0

0,2

100,0

Администрируемые расходы:

501,7

541,1

107,9

579,0

107,0

615,0

106,2

Осуществление ежемесячной денежной выплаты

343,8

365,3

106,3

385,2

105,5

404,1

104,9

Предоставление материнского (семейного) капитала

102,0

120,8

118,4

132,7

109,9

144,1

108,6

Осуществление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными  лицами

30,3

40,4

133,3

47,2

116,8

53,0

112,3

Иные социальные выплаты

14,5

4,6

31,7

4,8

104,3

5,1

106,3



Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования