Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 12:17, курсовая работа
Цель данной работы – на основе официальных вариантов пенсионной реформы выявить дальнейшие направления развития российской пенсионной системы.
Для достижения указанной цели были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Показать причины создания Пенсионного фонда РФ, основные этапы его развития;
2. Проанализировать современное состояние пенсионной системы России;
3. Сравнить различные варианты реформирования пенсионной системы.
Введение
3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности
7
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России
7
1.2 Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации
14
Глава 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ
20
2.1 Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда РФ
20
2.2 Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ
31
Глава 3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ
Заключение………………………………………………………………..
43
Список литературы……………………………………………………….
44
Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.
При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно.
Таким образом, размер пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.
Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть – государство и работодатель.14 Программа действует в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений.
Средства Фонда национального благосостояния в 2012-2014 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан (таблица 2).
Таблица 2
Прогноз объема Фонда национального благосостояния, млрд.руб.15
Чтобы получить право на государственное софинансирование пенсии, нужно подать заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации. В Программе государственного софинансирования пенсии уже участвуют более 7 000 000 человек.16 В Ростовской области 124467 жителей вступили в государственную программу софинансирования пенсий.
Однако практическая реализация пенсионной реформы столкнулась со значительными трудностями. Основная из них заключается в том, что реальные страховые механизмы финансирования пенсий так и не заработали.
Во-первых, материальное положение российских пенсионеров улучшается слишком медленно и не соответствует представлениям о достойной старости.
В таблице 5 представлена численность пенсионеров, средний размер назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения, величина прожиточного минимума. Для лучшей оценки уровня пенсионного обеспечения пенсионеров используется показатель соотношения пенсии с прожиточным минимумом пенсионера. Оптимальным считается соотношение 2,5–3 прожиточных минимума. В России средняя пенсия существенно ниже — 1,5–1,7 прожиточного минимума.17
Таблица 3
Численность пенсионеров, средний размер назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения, величина прожиточного минимума18
На рисунке 1 представлена динамика соотношения среднего размера назначенных пенсий к величине прожиточного минимума пенсионера.
Рис.1. Отношение среднего размера назначенных месячных пенсий к величине прожиточного минимума пенсионера в РФ, %
В 2011 году средний размер трудовой пенсии составил 8,5 тыс. рублей.
Он возрос до 9,3 тыс. рублей в 2012 году и планируется 10,2 тыс. рублей в 2013 году и 11,1 тыс. рублей в 2014 году. Средний размер социальных пенсий возрастет с 5,1 тыс. рублей в 2011 году до 5,7 тыс. рублей в 2012 году, 6,2 тыс. рублей в 2013 году и 6,9 тыс. рублей в 2014 году.
Борьба с бедностью среди пенсионеров проводится единственно возможным путем – увеличением базовой части трудовой пенсии (единственная часть трудовой пенсии, размер которой зависит от правительственных решений) и финансируется за счет текущих бюджетных поступлений. При существенном номинальном росте пенсии не удается сохранить их уровень не ниже дореформенного. Средний коэффициент замещения по России в течение последних лет снижается, поскольку темпы роста пенсий отстают от темпов роста заработной платы (рисунок 2).
Рис.2. Коэффициент замещения в РФ с учетом прогноза19
Для сравнения в Великобритании суммарный коэффициент замещения по обязательной и добровольной схемам для самых богатых пенсионеров
составляет 87%, а для самых бедных — лишь 21%. В среднем коэффициент замещения, обеспечиваемый обязательными пенсионными схемами, составляет 47,6%. Во Франции совокупный уровень замещения трудовых доходов наемных работников достаточно высок: в среднем первая пенсия составляет 55% - 70% последней заработной платы без учета разницы в налогообложении; учет этой разницы увеличивает коэффициент замещения приблизительно на 10 пунктов. В Швеции в среднем коэффициент замещения, обеспечиваемый обязательными пенсионными схемами, составляет 68,2%.20
Однако, отмечая относительно низкий размер коэффициента замещения, не следует забывать об отраслевой и региональной российской специфике исчисления данного показателя, принципиально отличающейся от методологии Международной организации труда. В России используется солидарный коэффициент замещения, который рассчитывается как соотношение среднего для всех получателей размера пенсии в текущем году и средней заработной платы в экономике за этот же период, выраженное в процентах.
Величина солидарного коэффициента замещения среднего размера
трудовой пенсии по старости по Российской Федерации составляла 35,3% в конце 2009. В результате реформы 2010 г. он увеличился до 38,4% в целом по России. Сейчас он составляет 40%, но в последующие годы его снижение возобновится и к 2050 г. он составит 22%.
Рис.3.Величина солидарного коэффициента замещения среднего размера трудовой пенсии по старости по Российской Федерации
Сравнение российского солидарного коэффициента замещения с международными нормами, по меньшей мере, некорректно, т.к. в нем учитывается пенсия лиц, не выработавших 30 лет страхового стажа, которые составляют 23% от числа получателей трудовой пенсии по старости.
Тем не менее, независимо от методики расчета, коэффициент замещения, действительно, в России имеет тенденцию к снижению. И обусловлена эта тенденция, в первую очередь, демографическим старением населения, ведущим к росту числа пенсионеров и сокращению занятых и соответственно – расходованию уменьшающихся поступлений средств в пенсионную систему на больше число пенсионеров.
Во-вторых, финансовая устойчивость государственной пенсионной системы не была обеспечена задуманными нововведениями, и фактически достигается за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и страховых (налоговых) поступлений – сегодняшние работники (работодатели) платят пенсии сегодняшним пенсионерам. Если рассматривать структуру доходов фонда, видно, что финансовое состояние Пенсионного фонда России характеризуется все возрастающим дефицитом, который пока покрывается за счет государственного бюджета (рисунок 4) Таким образом, с течением времени постреформенная пенсионная система откатывается все дальше к своим историческим проблемам.
Рис.4. Доля межбюджетных трансфертов федерального бюджета бюджету
Пенсионного фонда РФ в 2010-2012 гг., млрд.руб.
Особо подчеркнем, что основные характеристики бюджета Пенсионного фонда России свидетельствуют о наличии профицита (таблица 4), что вводит в заблуждение общественность по поводу финансовых проблем функционирования фонда. Вопрос о фактической сбалансированности системы пенсионного страхования по доходам и расходам остается нерешенным по сегодняшний день.
Таблица 4
Основные параметры бюджета Пенсионного фонда России, млрд.руб.
В-третьих, не был реформирован институт досрочных пенсий, не созданы корпоративные пенсионные системы, не предприняты все необходимые шаги для действительного развития накопительного компонента. Также население плохо информировано о целях и принципах пенсионной реформы, о своих возможностях в новой системе пенсионного обеспечения.
И, наконец, достаточно часто со стороны государственных органов звучат предложения о полном или частичном демонтаже накопительного компонента в рамках системы трудовых пенсий.21 Подобные меры означали бы отход от накопительных принципов в пенсионной реформе и постепенный возврат к уравнительной модели пенсионного обеспечения, а также снижение финансовой устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе.
Глава 3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ
После опубликования итогового доклада Стратегии-2020, включившей и пенсионный раздел, с новой силой разгорелись дискуссии о том, как реформировать нынешнюю дефицитную пенсионную систему. Либерально настроенные эксперты ищут пути уменьшения пенсионных трат и бюджетных вливаний в Пенсионный фонд. Среди предложений - постепенное повышение пенсионного возраста и уравнивание времени выхода на пенсию для мужчин и женщин. Кроме того, авторы Стратегии-2020 считают абсурдным понятие "работающий пенсионер" - по их мнению, если достигнувший пенсионного возраста человек продолжает работать, пенсию он получать не должен.
Были выдвинуты разные варианты новой пенсионной реформы в России. Критически осмыслим ключевые новации.
Предложения Минтруда22 носят радикальный характер: они предполагают серьезную перестройку всех существующих правил пенсионной системы.
Минтруд предлагает в течение трех лет направлять часть накопительной части пенсии - от 2% до 4% из нынешних 6%- на текущие выплаты пенсионерам, а с 2015 года предоставить гражданам право выбора — оставить себе накопительный внос или перевести его солидарную часть. Минтруда призывает сократить накопительную часть пенсии с 6% до 2%. Взамен предлагается развивать добровольные корпоративные пенсионные программы. За счет этих мер планируется сбалансировать пенсионную систему страны уже к 2016 году, сократив дефицит ПФР более чем на 400 миллиардов рублей. Предлагается поэтапное сокращение числа получателей досрочных пенсий, сокращение досрочных льготных пенсий для учителей и врачей, рост тарифа для работодателей с проблемными рабочими местами и для самозанятых.
Минздравсоцразвития предлагает сделать действующую в 2012-2013
годах ставку страховых взносов в Пенсионный фонд в размере 22% постоянной. Кроме того, считается необходимым сохранить ставку в 10% для зарплат, получаемых сверх взносооблагаемого заработка -1,2 млн. руб.(сейчас 512 тыс. руб. в год).23 Предлагается ввести несколько категорий стажа.
Минимальный (15 лет) будет необходим для получения социальной пенсии.
Стаж в 30 лет станет основанием для получения 40 процентов от утраченного заработка, а стаж в 40 лет - для получения пенсии в 45 процентов от зарплаты.
Для формирования досрочных пенсий предлагается платить дополнительный тариф, в частности, за работников по 1-му списку перечня вредных и опасных производств в размере 4%, по 2-му списку - 2%. Также предлагается повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет к 2029 году. Поэтапное увеличение планируется начать в 2015-м. К 2047 году пенсионный возраст и мужчин, и женщин должен составить 65 лет. Для этого с 2030 года возраст выхода на пенсию россиян обоих полов планируется повышать по три месяца в год, а с 2036 года - по шесть месяцев в год. Проведенный в марте опрос фонда общественного мнения показал, что против повышения пенсионного возраста выступает 84% населения.
Минфин настаивает на более "мягкой" пенсионной реформе. В частности, считает необходимым стимулировать более поздний выход граждан на пенсию, увеличивая ее на 6 процентов за каждый дополнительно отработанный год, а также повысить минимальный необходимый для пенсии трудовой стаж с 5 до 10 лет.24 Министерство также предлагает вовлечь в пенсионную систему самозанятое население (репетиторы, таксисты и т.д.) и заставить его платить страховые взносы, а также отменить ряд льгот по пенсиям. Кроме того, ведомство предлагает плавно повысить страховые взносы для вредных производств, работники которых имеют право на досрочную пенсию. За счет этих мер Минфин планирует сократить дефицит Пенсионного фонда до 0,46 процентов ВВП к 2020 году. Сейчас показатель составляет около 2% ВВП (почти триллион рублей).
Подведем итоги дискуссий ключевых министерств по выработке
стратегии пенсионной реформы.
Наиболее дискуссионным вопросом относительно развития пенсионной системы является повышение пенсионного возраста. Для расчетов можно использовать единый демографический сценарий. Возрастные коэффициенты рождаемости в течение всего прогнозного периода задавались постоянными и соответствовали уровню 2009 г. (таким образом, суммарный коэффициент рождаемости был равен 1,5).25
Противники повышения пенсионного возраста часто ссылаются на то, что большая часть плательщиков взносов на пенсионное страхование не доживет до пенсионного возраста. Однако, прогнозируемое снижение смертности, даже при повышении пенсионного возраста к 2030 г. до 65 лет, позволит доживать до пенсии большей доле мужчин, чем сейчас, и примерно такой же доле женщин.
Информация о работе Перспективы развития Пенсионного фонда РФ