Перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет регулирует многие аспекты жизни страны. Так или иначе с ним связаны практически все процессы, происходящие в России. Но отдельного внимания заслуживают расходы бюджета.
Именно благодаря расходам развиваются те или иные отрасли; поддерживаются субъекты РФ, которые не могут решить все навалившиеся на них проблемы только за счет собственного бюджета. Благодаря расходам бюджета населению предоставляется гарантированная бесплатная медицинская помощь и многие другие блага.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав 4
1.1 Понятие и социально-экономическое назначение бюджетных расходов…4
1.2 Классификация расходов бюджета……………………………………………7
2. Действующая система организации расходов бюджетов в Российской Федерации 13
3. Перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации 22
3.1 Основные проблемы современного развития расходов бюджетов в России……………………………………………………………………………….22
3.2Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2012-2014г……………………………………………………………………………….25
3.3Основные приоритеты социально-экономического развития РФ в 2012-2014 г……………………………………………………………………………………..27
3.4Направления расходов проекта федерального бюджета 2012-2014г………………………………………………………………………………..32
Заключение 36

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа готова.docx

— 528.15 Кб (Скачать файл)

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу,  региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в уставных капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ.

2) По роли в общественном производстве  расходы бюджетов бывают:

- расходы  на содержание и развитие материального  производства (расходы на расширенное  воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

- расходы  на содержание и дальнейшее  развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства  – расходы на управление, военные  расходы, расходы на пенсии и  пособия и т.п.);

- расходы  на создание государственных  резервов (затраты на формирование  и обслуживание страховых и  резервных фондов).

С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса.

 

3) По общественному назначению(функциям):

Данная классификация отражает направление финансов на выполнение основных функций государства: государственное управление и местное самоуправление; судебная власть; международная деятельность; национальная оборона; правоохранительная деятельность и безопасность; фундаментальные исследования и содействие НТП; промышленность, энергетика и строительная индустрия; сельское хозяйство и рыболовство; охрана окружающей среды и природных ресурсов; транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика; развитие рыночной инфраструктуры; жилищно-коммунальное хозяйство; образование; культура и искусство; средства массовой информации; здравоохранение и физическая культура; социальная политика; обслуживание и погашение государственного долга; финансовая помощь бюджетам других уровней; прочие расходы.

Пользуясь функциональной классификацией бюджетных расходов, можно оценить состояние экономики в целом, состояние и перспективы развития отдельных ее отраслей, степень государственного регулирования экономики и прочие показатели. Эта классификация наиболее полно отражает структуру финансирования экономики за счет бюджетных средств и, как правило, при публикации государственного бюджета в средствах массовой информации расходы группируются именно по данному признаку.


Существуют и другие основания для классификации бюджетных расходов: по отраслевой направленности (строительство, сельское хозяйство и т.д.); по уровню управления (из Федерального бюджета, Регионального бюджета, Местного бюджета). [3]

Таким образом, экономическая сущность расходов бюджетов проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная их величину. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

 

2. Действующая система организации  расходов бюджетов в Российской  Федерации


Рис. 1Динамика расходов федерального бюджета

 

 

2.1Расходы бюджета на  общегосударственные вопросы

Статья «Общегосударственные вопросы» включает расходы на:

    • Функционирование главы государства –Президента Российской Федерации;
    • Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления;
    • Функционирование Правительства Российской Федерации, высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;
    • Судебная система;
    • Обеспечение деятельности финансовых , налоговых и таможенных органов и органов надзора;
    • Обеспечение деятельности выборов и референдумов;
    • Международные отношения и международное сотрудничество;
    • Международная экономическая и гуманитарная помощь;
    • Государственный материальный резерв;
    • Фундаментальные исследования;
    • Обслуживание государственного и муниципального долга;
    • Резервные фонды;
    • Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;
    • Другие общегосударственные вопросы.

Расходы по статье «Общегосударственные вопросы» являются одним из самых весомых, однако в течении четырёх лет они находятся практически на одном уровне: 2012г. – 6,8%, 2013 г. -6,4%, 2014 – 6,2%, 2015- 6,1%, т.е по сравнению с 2012 г. В 2015 г. Расходы уменьшатся на 0,7%.[7]

2.2Расходы бюджета на национальную оборону

Национальная оборона является основным элементом безопасности государства (наряду с правоохранительной деятельностью и предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

Статья «Национальная оборона» включает расходы на:

    • Вооружённые силы Российской Федерации;
    • Мобилизационная и вневойсковая подготовка;
    • Мобилизационная подготовка экономики;
    • Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;
    • Ядерно-оружейный комплекс;
    • Реализация международных обстоятельств в сфере военно-технического сотрудничества;
    • Прикладные научные исследования в области национальной обороны;
    • Другие вопросы в области национальной обороны.

       Параметры расходов  на национальную оборону, заложенные  в  бюджеты, отражают последовательно  проводящуюся в государстве политику  укрепление его обороноспособности.

Вырастут расходы на национальную оборону. В 2013 году на неё планируется выделить 2,3 трлн рублей, что на 25,8% больше, чем в 2012 году, в котором на эту статью предусмотрено 1,9  трлн.

В 2014 году на оборону потратят ещё на 18,2% больше -2,7трлн. рублей, а в 2015 году – на 3,4% больше, сумма увеличится до 2,9 трлн. руб. [7]

2.3 Расходы бюджета на  национальную безопасность и  правоохранительную деятельность

Статья «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» включает расходы на :

    • Органы прокуратуры;
    • Органы внутренних дел;
    • Внутренние войска;
    • Органы юстиции;
    • Система исполнения наказаний;
    • Органы безопасности;
    • Органы пограничной службы;
    • Органы по контролю за оборотам наркотических средств и психотропных веществ;
    • Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;
    • Обеспечение пожарной безопасности;
    • миграционная политика;
    • прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности
    • другие вопросы в области национальной безопасности  и правоохранительной деятельности.

Деньги по данной статье идут на борьбу с преступностью и терроризмом, на предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, борьбу с незаконным оборотом наркотиков.

Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2012 составляет 14,5%, в 2013 г. 15,0%, в 2014 г. – 13,7% в 2015 г. 14,7%. Следовательно расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность растут, хотя и не  так значительно: с 1,86 трлн. до 2,07 трлн. рублей. [7]

 

2.4 Расходы бюджета на  национальную экономику

Одной из основных задач государства является создание и поддержание благоприятного делового климата за счёт эффективного регулирования, создание соответствующих условий развития экономики, а так же защиты и поддержки отечественных производителей.

Статья «Национальная  экономика» включает расходы на :

    • Общеэкономические вопросы;
    • Топливно-энергетический комплекс;
    • Исследование и использование космического пространства;
    • Воспроизводство минерально-сырьевой базы;
    • Сельское хозяйство и рыболовство;
    • Водное хозяйство;
    • Лесное хозяйство;
    • Транспорт;
    • Дорожное хозяйство;
    • Связь и информатика;
    • Прикладные научные исследования в области национальной экономики;
    • Другие вопросы в области национальной экономики.

В течение четырёх лет можно отметить стабильное уменьшение расходов: в 2012 г. -13,8%, в 2013 г.-12,7%, в 2014 г. – 12,3%, в 2015 г. – 11,6%. [7]

2.5 Расходы бюджета на  ЖКХ

Финансовое оздоровление  предприятий жилищно-коммунального хозяйства в определённой степени зависит от финансовой поддержки из федерального бюджета. В федеральном бюджете интересы жилищного-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации учитываются в рамках межбюджетных отношений в Федеральном фонде компенсаций и в Федеральном фонде софинансирования расходов.

Расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 2012 г. составляет 1,1 %, в 2013г. -1,3%, в 2014 г. -1,0%, в 2015 г. -0,8%. Следовательно расходы на ЖКХ сократятся в 2015 г. по сравнению 2012 г. с 1,1% до 0,8%.[7]

2.6 Расходы бюджета на  социально-культурные мероприятия

Конституция РФ гарантирует права граждан на охрану их здоровья, поэтому задача государства – обеспечить для каждого гражданина получать качественную медицинскую помощь.

Статья «Здравоохранение, физическая культура и спорт» предусматривает расходы на:

    • Стационарную медицинскую помощь;
    • Амбулаторную помощь;
    • Скорую медицинскую;
    • Санаторно-оздоровительную помощь;
    • Заготовку, переработку хранение и обеспечение безопасности донорской крови и её компонентов;
    • Санитарно-эпидемиологическое благополучие;
    • Физическую культуру и спорт;
    • Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта;
    • Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта.

Государство финансирует развитие здравоохранения за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также через систему обязательного медицинского страхования (ОМС), созданную в 1991 году.

Основные расходы на здравоохранение приходятся на региональные бюджеты и внебюджетные фонды , включая ОМС, при этом доля последних ежегодно увеличивается.

Более решительно власти поступят с финансированием здравоохранения. Если сейчас на него приходится 4,4%всех расходов федерального бюджета, или 554 млрд рублей, то в 2015 году эта доля сократится до 2,7% и составит 383 млрд руб. [7]

Расходы по разделу «Физкультура и спорт» тоже снизится с 42,3 млрд. в 2012 году 30,4 млрд руб. в 2015-м, доля этого раздела уменьшится с 0,3% до 0,2%. [7]

Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина на образование в государственных и муниципальных учреждениях.

2.7Расходы бюджета на  образование

Статья «Образование» предусматривает расходы на:

    • Дошкольное образование;
    • Общее образование;
    • Начальное профессиональное образование;
    • Среднее профессиональное образование;
    • Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
    • Высшее и послевузовское профессиональное образование;
    • Молодёжная политика и оздоровление детей;
    • Прикладные научные исследования в области образования;
    • Другие вопросы в области образования.

Образование финансируется из бюджетов всех уровней бюджетной системы. Из федерального бюджета в основном финансируются высшее профессиональное образование и научные исследования в образовательной сфере.

Информация о работе Перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации