Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 15:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и особенностей формирования доходов федерального бюджета, проведение анализа, разработка мероприятий, направленных увеличение и оптимизацию доходов федерального бюджета.
На основании поставленной цели решаются следующие задачи:
1. углубить теоретические представления о доходах федерального бюджета;
2. сопоставить и проанализировать статистические данные о доходах федерального бюджета за 2010 и плановые 2011,2012 и 2013 года;
3. проанализировать проблемы в области формирования доходов федерального бюджета;
4. разработка конкретных мероприятий способствующих увеличению доходов федерального бюджета.
Введение………………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.Планирование и прогнозирование доходов федерального бюджета……………..4
1.1. Бюджетное планирование………………………………………………………………….4
1.2. Бюджетное прогнозирование……………………………………………………………....6
1.3. Методы планирования доходов Федерального бюджета……………………………….11
ГЛАВА 2. Анализ динамики доходов федерального бюджета в 2010-2013 гг.……………18
2.1. Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год………………………18
2.2. Основные аспекты планирование федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………………………………………19
ГЛАВА 3. Цели бюджетной политики в 2010-2013 годах …………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………………………...31
Список использованных источников………………………………………
-неполнота степени познания экономических законов, дефицит и недостаточная надежность информации.
Единство определенности (детерминированности) и неопределенности будущего - решающая предпосылка экономического прогнозирования. Если бы будущее было полностью определенным, то тогда бы не было потребности в прогнозировании. При неопределенности будущего сама возможность экономического прогнозирования исключается.
Важную роль в развитии экономического прогнозирования играет прикладная научная дисциплина прогностика и ее составная часть - экономическая прогностика.
Прогнозирование следует рассматривать в комплексе с более широким понятием - предвидением, которое дает опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают три формы научного предвидения: гипотезу, прогноз и план.
Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемых объектов, выражающая общие закономерности их поведения.
Прогноз в сравнении с гипотезой имеет значительно большую качественную и количественную определенность и отличается большей достоверностью.
План представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. Его отличительные черты: определенность, конкретность, адресность, обязательность или индикативность. Между прогнозом и планом имеются существенные различия. Прогноз носит вероятностный, а план обязательный характер. План - это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования - создать научные предпосылки для их принятия.
Таким образом, задача экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить переспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.
Типология прогнозов строится в зависимости от различных критериев и признаков. В их числе можно выделить следующие:
1) масштаб прогнозирования;
2) время упреждения или временной горизонт прогноза;
3) характер объекта;
4) функциональный признак;
5) степень детерминированности (определенности) объектов прогнозирования;
6) характер развития объектов прогнозирования во времени;
7) степень информационной обеспеченности объектов прогнозирования.
По масштабу прогнозирования выделяют:
-макроэкономический прогноз;
-структурный (межотраслевой и межрегиональный) прогноз;
-прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (энергетического, инвестиционного, аграрно-промышленного и др.);
-прогнозы отраслевые и региональные;
-прогнозы развития отдельных предприятий, АО, а также отдельных производств и продуктов.
По времени упреждения или временному горизонту все прогнозы подразделяются на:
-оперативные (до 1 месяца);
-краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);
-среднесрочные (от 1 года до 5 лет);
-долгосрочные (от 5 лет до 15-20 лет);
-дальнесрочные (свыше 20 лет).
Временный горизонт прогноза можно определить как отрезок времени, в рамках которого изменения объема прогнозируемого объекта представляются соизмеримыми с его начальной (с тч. зр. прогноза) величиной, и как период, в течение которого на объект прогнозирования оказывают влияние решения, применяемые сегодня, т.е. в момент разработки прогноза.
Применительно к комплексным национальным экономическим прогнозам принята следующая классификация: краткосрочные прогнозы до 2-3 лет, среднесрочные до 5-7 лет, долгосрочные до 15-20 лет. Каждый из указанных видов прогнозов опирается на те устойчивые циклы и процессы в развитии экономики, продолжительность которых укладывается в соответствующий временной горизонт.
Разрабатываемые прогнозы опираются на определенные заделы: краткосрочные - на имеющиеся виды продукции и финансовые ресурсы; среднесрочные - на накопленный инвестиционный потенциал; долгосрочные - на те или иные направления НТП и новые технологии.
По характеру исследуемых объектов различают следующие прогнозы:
-развития производственных отношений;
-развития НТП и его последствий;
-динамики народного хозяйства;
-воспроизводства основных фондов и капитальных вложений;
-экономического использования природных ресурсов;
-воспроизводства населения и трудовых ресурсов;
-уровня жизни населения;
-внешних экономических связей и др.
По функциональному признаку прогнозы подразделяются на два типа:
-поисковый прогноз, который основан на условном продолжении в будущее тенденции развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем, и отвлечении от условий, способных изменить эти тенденции;
-нормативный прогноз, который представляет собой определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования, принимаемых в качестве цели.
По степени детерминированности можно выделить следующие объекты прогнозирования:
-детерминированные (определенные или предсказуемые), описание которых может быть представлено в детерминированной форме без существенных для задачи прогнозирования потерь информации;
-стохастические (вероятностные), при анализе и прогнозировании которых учет случайных составляющих необходим для удовлетворения требований точности и достоверности прогноза;
-смешанные, описание которых возможно частично в детерминированном, частично в стохастическом виде.
По характеру развития во времени объекты прогнозирования можно подразделить на:
-дискретные (прерывные) объекты, регулярная составляющая (тренд) которых изменяется скачками в фиксированные моменты времени;
-апериодические объекты, имеющие описание регулярной составляющей в виде непрерывной функции времени;
-циклические объекты, имеющие регулярную составляющую в виде периодической функции времени.
По степени информационной обеспеченности объекты прогнозирования можно подразделить на:
-объекты с полным обеспечением количественной информацией, для которых имеется в наличии ретроспективная количественная информация в объеме достаточном для реализации метода экстраполяции, либо статистического метода;
-объекты с неполным обеспечением количественной информацией;
-объекты с наличием качественной ретроспективной информацией;
-объекты с полным отсутствием ретроспективной информации (как правило, это проектируемые и строящиеся объекты).
Таким образом, результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состава финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений. Прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов.
1.3 Методы бюджетного планирования и прогнозирования
К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования и прогнозирования относят:
Индексный метод (от достигнутого);
Нормативный метод;
Балансовый метод;
Бюджетирования ориентированного на результат;
Программно - целевой метод;
Метод экспертного прогнозирования;
Метод экстраполяции;
Метод моделирования;
Метод экономического анализа.
Традиционным методом бюджетного планирования и прогнозирования является постатейное (нормативное) бюджетирование, когда в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией ведомства детально обосновывают статьи расходов. При использовании данного метода основной акцент делается на анализе затрат и целевом использовании средств. Бюджетополучатели составляют сметы своих планируемых расходов, которые анализируются и корректируются распорядителями бюджетных средств, а затем передаются на согласование в правительство. В случае, если общая сумма сметных заявок превышает величину запланированных бюджетных доходов, то выявляются приоритетные затраты, а по остальным проводится сокращение расходов.
Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:
денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);
нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).
Серьезный минус нормативного метода бюджетирования заключается в том, что не анализируется эффективность, а, следовательно, необходимость финансирования того или иного ведомства в целом.
Индексный метод основан на использовании разнообразных индексов, отражающих динамику цен, динамику уровня жизни населения, реальных доходов населения. В настоящее время в бюджетном планировании достаточно хорошо применяются индексы дефляторы. Специфика индексного метода состоит в том, что в индексе количественно несравнимые величины приводятся к некоторому общему единству, делающему их сравнимыми, соизмеримыми. Например, применение индексного метода при прогнозировании числа получателей бюджетных услуг заключается в приведении количества получателей бюджетных услуг в настоящем к будущему моменту времени при помощи индексов, характеризующих изменение в будущем каких-либо условий по сравнению с настоящими условиями. Такой метод выражается в следующей формуле:
С(t+1) = С(t) * I, (1.1)
где С - прогноз числа получателей бюджетной услуги на
(t+1) - следующий период времени;
(t) - момент времени t
I - индекс изменения экономических, демографических, организационно-технических и других условий, влияющих на количество оказываемых бюджетных услуг.
Использование балансового метода позволяет увязать финансовые ресурсы органов государственной власти с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, увязать расходы бюджетов с их доходами, установить пропорции распределения средств между бюджетами разного уровня, распределить по кварталам доходы и расходы.
С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется при разработке прогнозов, планов и программ. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов. Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода. В переходный период к рыночным отношениям усиливается роль прогнозных балансов, разрабатываемых на макроуровне: платежного баланса, баланса доходов и расходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного баланса трудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций.
Бюджетирования, ориентированное на результат (БОР) – система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.
Так, бюджетное планирование, ориентированное на результат, является одним из элементов системы взаимодополняющих мер по повышению эффективности государственного управления и как таковое способно дать максимально положительный эффект при условии применения комплексного подхода к реформированию системы государственного управления.
БОР представляет собой механизм планирования бюджетных расходов и подготовки проекта бюджета, при котором:
Информация о работе Планирование и прогнозирование доходов федерального бюджета