Пластиковые карты, как один из видов банковского продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:26, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является изучение пластиковых карты, как одного из видов банковского продукта. Для достижения поставленной цели автором будут решаться следующие задачи:
- изучение сущности пластиковых карт;
- рассмотрение особенностей операций Сбербанка России с пластиковыми картами;
- определение проблем и перспектив развития рынка пластиковых карт в России.

Содержание

Введение 3
1.Экономическая сущность пластиковых карт 5
1.1 Понятие банковского продукта 5
1.2 Пластиковые карты, как банковский продукт 11
1.3 Принципы работы пластиковых карт 16
2. Особенности операций Сбербанка России с пластиковыми картами 28
2.1  Виды пластиковых карт Сбербанка России 28
2.2 Анализ операций с пластиковыми картами Уральского банка
СБ России 38
3. Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России 51
Заключение 64
Список использованных источников 67

Вложенные файлы: 1 файл

5.doc

— 989.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Пластиковые карты, как один из видов банковского продукта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

1.Экономическая сущность  пластиковых карт                                                     5

1.1 Понятие банковского продукта                                                                        5

1.2 Пластиковые карты, как банковский продукт                                              11

1.3 Принципы работы пластиковых карт                                                            16

2. Особенности операций Сбербанка России с пластиковыми картами          28

2.1  Виды пластиковых карт Сбербанка России                                                 28

2.2 Анализ операций  с пластиковыми картами Уральского  банка  

СБ России                                                                                                               38

3. Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России      51

Заключение                                                                                                             64 

Список использованных источников                                                                   67

Приложение                                                                                                            71

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вместе с  российским потребительским рынком так же стремительно развивается  рынок пластиковых карт. Оплата по карте становится повсеместной нормой - одной из отличительных черт современной жизни. Магазины и рестораны, отели и туристические агентства, поставщики различных товаров и сервисов приобщаются к карточным технологиям, рассчитывая при этом на дополнительный интерес и привязанность со стороны своих потребителей.

Поэтому изучение проблем  использования пластиковых карт в России представляется особенно актуальным, а изучение мировой практики и  перспектив развития рынка пластиковых  карт в России приобретают в настоящее  время конкретную значимость.

Целью данной дипломной работы является изучение пластиковых карты, как одного из видов банковского продукта. Для достижения поставленной цели автором будут решаться следующие задачи:

- изучение сущности пластиковых  карт;

- рассмотрение особенностей операций Сбербанка России с пластиковыми картами;

- определение проблем  и перспектив развития рынка  пластиковых карт в России.

Объектом  изучения в данной работе выступают  банковские карты. Базой исследования является работа Сберегательного банка России с пластиковыми картами.

Для проведения исследования в настоящей дипломной работе будут использованы доводы основных специалистов в области пластиковых карт, таких как: Андреев А.А., Вартанов М., Быстров Л., Головин Ю.В., Иванов Н.В., Коробова Г.Г., Лаврушина О.И., Макарова Г.Л., Немчинов В.К. и др., а так же нормативные документы, регулирующие данный вид банковской деятельности, материалы периодической печати,  статистические данные и данные сети интернет.

По своей структуре  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

В первой главе автор рассматривает пластиковые карты, как банковский продукт и раскрывает принципы работы этих карт.

Во второй главе проводится анализ работы Сбербанка России с пластиковыми картами, рассматриваются виды и типы предлагаемых банком карт.

В третьей главе  автором выявляются проблемы и перспективы  как, развития рынка пластиковых  карт в России, так и спектра  услуг, основанных на использовании  банковских карт.

 

 

 

 

 

  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая  сущность пластиковых карт

1.1 Понятие  банковского продукта

 

В экономической литературе продолжается дискуссия по поводу содержания и разграничения таких понятий как «банковская операция», «банковская услуга», «банковский продукт». Анализ современной научной литературы позволил выделить различные подходы к определению данных понятий и провести их систематизацию.

 При маркетинговом подходе, исследователи выделяют такие категории, как «банковская операция» и «банковская услуга». Отметим, что данный подход представляется как наиболее традиционный. Банковская услуга определяется как выполнение банком определенных действий в интересах клиента.1 Современное понятие «банковский продукт» при данном подходе не используется.

 Отметим, что при данном подходе, в рамках другой концепции, наблюдается совмещение определений «банковский продукт» и «банковская услуга». Уткин Э.А. 2 предлагает определять банковский продукт (услугу) как разнообразные действия на финансовом рынке, денежные операции, осуществляемые коммерческими банками за определенную плату по поручению и в интересах своих клиентов, а также действия, имеющие целью совершенствование и повышение эффективности банковского предпринимательства. Маркова В.Д.3 определяет банковский продукт как комплекс услуг банка по активным и пассивным операциям.

 Представителями другого подхода являются Лаврушин О.И., Быкова Н.И, Головин Ю.В. и другие исследователи. Так, в частности, Головин Ю.В.4 определяет деньги – как ресурс, который «изготавливается» банками в соответствии с требованиями объективных экономических законов. Автор не делает разграничения «денежной» и «неденежной» составляющих банковского продукта.

Анализ современного банковского законодательства5 позволяет сделать вывод о том, что такие понятия как «банковская услуга» и «банковская операция» трактуются неоднозначно, а понятие «банковский продукт» не нашел отражения.

Ряд исследователей отмечают, что критерием, позволяющим  отличить «банковскую услугу» от «банковской операции» представляется механизм удовлетворения потребностей клиентов (см. рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Схема  взаимоотношение между банком и клиентом в соответствии с клиентской концепцией

 

Так, в частности, Коробов Ю.И.6 использует «банковский продукт» как синоним «банковской услуги». Он отмечает, что услуги как результат выполнения банковских операций имеют свои отличительные признаки, а именно – абстрактность, непостоянство спроса на банковские услуги, вторичность удовлетворяемых потребностей и другие.7

 Современные исследователи определяют банковскую услугу как деятельность банка, направленную на удовлетворение потребности клиентов (участников экономических отношений) в приращении финансовых ресурсов, получении дополнительных ресурсов, проведении расчетов, хранении и информационном обеспечении. В процессе осуществления банковской услуги появляется банковский продукт. Банковский продукт – это то, что клиент в действительности приобретает у банка.8

На  взгляд автора, для того, чтобы определиться в терминологии «банковский продукт», необходимо обозначить критерии отнесения к данному продукту. Термин «банковский продукт» достаточно новое явление в теории и практике банковского дела.

Автор согласен с мнением Л.В.Конаковой9 о том, что к критериям определения «банковского продукта» представляется возможным отнести следующие: банковский продукт, предлагаемый на рынке должен быть выгоден и клиенту банка и непосредственно банку, обладать определенными полезными свойствами.

Г.Ю. Мещеряков  определяет «…банковскую услугу как  совокупность операций, удовлетворяющих какую-нибудь потребность клиента. Банковские услуги состоят из различных операций, выполняемых в процессе денежного обращения. В этом заключается их отличие от других видов услуг.

Только одна банковская услуга может быть идентифицирована как продукт – это эмиссия денег, включая их электронную форму»10.

Все остальные  услуги, по его мнению, обеспечивают перемещение денег, в том числе  их перемещение со счета на счет и образование денежных фондов.

В концепции  маркетинга получила развитие трехуровневая концепция продукта Ф.Котлера 11, которая включает:

- товар по замыслу: основная выгода или услуга;

- товар в реальном исполнении: марочное название, упаковка, качество, внешнее оформление, свойства;

- товар с подкреплением: поставка, послепродажное обслуживание, гарантии, монтаж.

 По аналогии с данным подходом, Павлов В.В.12 предлагает представить «банковский продукт» в следующем виде:

 1) товар по замыслу: основная выгода или услуга, которая лежит в основе банковского продукта;

 2) товар в реальном исполнении: банковские операции, банковская технология, банковские документы;

 3) товар с подкреплением: обслуживание (материальная обстановка, в которой оказывается услуга; процесс оказания услуги; персонал банка).

Павлов В.В. отмечает, что все указанные элементы образуют банковский продукт. Банковская услуга лежит в основе потребительской ценности банковского продукта.

Элементы, перечисленные  во втором уровне, оказывают влияние  на различные аспекты производства банковского продукта: банковские операции влияют только на себестоимость; банковские технологии влияют как на себестоимость, так и на потребительскую ценность; а банковские документы отражают юридический аспект продукта.

Третий уровень  банковского продукта формируют  «расширенные» характеристики, увеличивающие потребительскую стоимость товара.  
Ужесточающаяся конкуренция в банковском бизнесе за корпоративных клиентов вынуждает российские банки разрабатывать и предлагать новые банковские продукты.

Резюмируя указанные  подходы, можно сделать общий вывод. Все сторонники различных концепций, тем не менее, видят предназначение банков в повышении уровня рационального поведения участников экономических отношений в условиях рыночной неопределенности, в снижении размеров их транзакционных издержек и минимизации информационной асимметрии в отношениях между ними.

И так, попробуем  все же определить, что же называется банковским продуктом. Банковский продукт – набор модифицированных банковских и финансовых операций для решения какой-либо потребности клиента, который можно позиционировать как новую банковскую услугу или сочетание традиционных услуг банка, выстроенное в технологическую цепочку, позволяющую решать конкретную проблему клиента и удовлетворять его спрос в комплексном обслуживании.

  К примеру, банковский продукт – «зарплатный проект» может состоять из трех операций:

- выпуск банком пластиковых карт для сотрудников предприятия;

- установление лимита на кредит по пластиковым картам в размере 1-2 зарплат сотрудника;

- установка банкомата на предприятии.

 Как правило банковский продукт нацелен на конкретную группу клиентов. Группы клиентов, например, могут быть образованы комбинациями из следующих:

- физические лица и юридические лица;

- резиденты и нерезиденты;

- крупные, средние, мелкие вкладчики и т.п.

- по роду деятельности:

а) страховые  компании;

б) пенсионные фонды;

в) банки-корреспонденты;

г) инвестиционные компании;

д) магазины;

е) туроператоры и т.п.

 Отметим,  что новые банковские продукты создаются на основе анализа потребностей клиента и возможностей их удовлетворения банками. Банковские продукты могут быть классифицированы по признакам клиентов и/или по следующим признакам:

- головная организация, филиалы;

- рубли, валюта;

- сроки; 

- проценты или комиссии;

- место и время оказания услуги;

- специальные признаки банковской операции - специфические для каждой конкретной услуги.

Действуя в  интересах участников экономических  отношений, банк удовлетворяет их основные потребности:

1.   в увеличении размера (приращении) ресурсов;

2.   в получении (мобилизации) дополнительных ресурсов;

3.   в осуществлении расчетов и платежей;

4.   в хранении денежных средств и ценностей;

5.   в получении информации, консультации и содействии.

В соответствии с этим банковский продукт можно  считать формой правления банковской услуги, а элементами банковского продукта являются (см. рисунок 2).

 

 

 

Рисунок 2 –  Элементы банковского продукта

 

- Банковские услуги (расчетные, депозитные, кредитные);

- Банковские операции (продуктообразующие , производительные, управленческие, аналитические);

- Банковские технологии (процессы) – т.е. последовательность, порядок совершения операций;

- Банковские документы – т.е. материальные носители, удостоверяющие права и обязанности банка и клиента при предоставлении банковского продукта.

Информация о работе Пластиковые карты, как один из видов банковского продукта