Платежи организаций в бюджетные и внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 02:33, курсовая работа

Краткое описание

Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности является важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и успешного интегрирования российской экономики в мировую. Уже давно и многократно говорилось о том, что действующая налоговая система России нуждается в серьезном реформировании. Основным принципом реформирования налоговой системы признается эволюция, т.е. взвешенная последовательность предпринимаемых шагов по совершенствованию налоговой системы, которая привела бы к намеченным целям без существенных потерь накопленного опыта и уровня развития экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Маня.docx

— 72.03 Кб (Скачать файл)

VII. Чрезвычайные налоги.

налог контроль кодекс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Налоги XIX - начала XX веков

2.1 Государственные налоги  России в XIX веке

На протяжении XIX в. главным  источником дохода оставались государственные  налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.

Наряду с основными  ставками по прямым налогам вводились  надбавки целевого назначения: на строительство  государственных больших дорог, на устройство водных сообщений, временные  надбавки для ускорения уплаты государственных  долгов (действовали с 1812 по 1820 гг.).

Существовали специальные  государственные сборы. Таков, например, введенный в 1834 г. сбор с проезда  по законченному к тому времени шоссе  Санкт-Петербург-Москва.

Взимаются сборы с пассажиров железных дорог, пароходств, с железнодорожных  грузов, перевозимых с большой  скоростью, сборы в морских портах.

Действовали пошлины с  имущества, переходящего по наследству или по актам дарения. В то время  ими облагались только лица, не имеющие  прямого права наследования.

Существовали паспортные сборы, в том числе с заграничных  паспортов. Облагались полисы по страхованию  от пожаров. Кроме государственных  налогов имелись местные.

Налог на недвижимую собственность  был установлен в размере 0,5% с  оценки ее, произведенной в 1821 г..

В 1831 г. дополнительно регламентируются торговые сборы. Появляется документ «О определении соответственного акцизного сбора с разного звания торгующих людей в пользу Санкт-Петербургской и Московской Столиц. Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета от 31 октября в 1831 г.».

Доходы государства росли, но увеличивались и расходы. В середине 50-х годов финансовое положение страны оказалось в очередное раз подорванным из-за огромных военных расходов, вызванных Крымской войной.

Был усилен контроль за расходованием средств. В 1862 г. Александр II (1818-1881) утвердил новые бюджетные правила, вводившие единую систему бюджетного учета и отчетности.

В следующем году в налоговой  системе России произошли существенные изменения. С мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с  городской недвижимости. Им облагались жилые дома, заводы, фабрики, бани, складские помещения, сады, огороды, оранжереи, другие строения, а также пустующие земли. Не подлежали обложению: имущество, содержавшееся за счет казначейства; имущество, принадлежащее земству, духовным ведомствам, благотворительным организациям, ученым обществам, учебным заведениям; имущество, не приносящее дохода; малоценные, на которые сумма налога не превысила бы 25 коп..

Одновременно на базе законов  Екатерины II о купеческих гильдиях началась реорганизация промыслового налога. Изменения происходили в 1869, 1865, 1885, 1898 гг.. важнейшую часть промыслового налога составили пошлины на право торговли и промыслов.

В январе 1885 г. были утверждены «Правила об обложении торговых и  промышленных предприятий дополнительным сбором (процентным и раскладочным)». Процентный сбор в размере 3, а с 1892 г. - 5% чистого дохода взимался с акционерных  обществ, и других предприятий, обязанных  представлять ежегодные отчеты о  своей финансово-хозяйственной деятельности. С остальных предприятий взимался раскладочный сбор.

В 1898 г. Николай II утвердил Положение  о Государственном промысловом  налоге. Налог просуществовал вплоть до революции 1917 г.. промысловые свидетельства согласно новому Положению должны были выбираться на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход.

Основной промысловый  налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий  и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Они взимались при ежегодной  выборке промысловых свидетельств по фиксированным ставкам, дифференцированным по губерниям России.

Дополнительный промысловый  налог по размеру превосходил  основной и зависел от размера  основного капитала и прибыли  предприятия. Кроме этого, он зависел  и от характера предприятия - является ли оно гильдейским или акционерным  обществом.

Принадлежавшие купцам предприятия  и заведения вносили дополнительный налог в виде раскладочного сбора  и процентного сбора с прибыли.

Акционерные общества платили  дополнительный промысловый налог  в форме налога с капитала и  процентного сбора с прибыли. Налог с капитала взимался по ставке 0,15%. С капитала менее 100 руб. он не взимался. Процентный сбор с прибыли устанавливался пропорционально чистой прибыли. Сама чистая прибыль расчитывалась в процентах к основному капиталу.

В 1875 г. государственный земский  сбор был заменен поземельным  налогом. Общая сумма налога с  каждой губернии и области определялась произведением подлежащей обложению  территории в десятинах на оклад  налога с десятины удобной земли  или леса. Величина оклада налога колебалась с четверти копейки в Архангельской  и Олонецкой губерниях до 17 коп. в Курской губернии.

В России в результате принятых мер в начале 70-х годов бюджетный  дефицит удалось ликвидировать. Этому в большой степени способствовали косвенные налоги.

Среди косвенных налогов  самые крупные доходы государству  приносил акциз на алкогольные напитки  или, как его называли в России, питейный налог. В стране издавна  варили мед, пиво, брагу. Вино и водка  стали распространяться лишь с XIV в.

Помимо акциза, еще одной  формой питейного налога стал патент на торговлю спиртным.

Кроме этого, в России действовали  акцизы на табак, спички, сахар, керосин, соль, прессованные дрожжи и ряд  других товаров.

Роль косвенных налогов  в бюджете России была чрезвычайно  велика. Практически во всех развитых странах косвенные налоги по сумме  существенно превосходили прямые, но в России особенно.

Основной прямой налог - подушная подать - все больше изживал себя, не отвечая экономическим условиям России. Неоднократные меры по ее повышению  приводили лишь к росту недоимки.

Отмена подушной подати произошла  лишь в 1882 г. и связана с именем министра финансов Н.Х. Бунге (1823-1895). Чтобы осуществить это, пришлось увеличить налог на городскую недвижимость, поземельный налог, гербовый сбор, установить налог с наследств и налог на доходы от денежных капиталов.

Через четыре года оброчная подать с крестьян была преобразована  в выкупные платежи. Предполагалось, что крестьяне будут выкупать землю в течение 44 лет. До 1882 г. налог с наследств функционировал в размере 6%, но взимался по узаконению 1801-го г. только с лиц, не имеющих право на законное наследование.

Он был введен вновь  со всех наследств, а его ставка устанавливалась  в зависимости от степени родства  пропорционально оценочной стоимости  наследуемого имущества.

Не облагались сельскохозяйственные земли, отходивший к лицам сельского состояния, имущество, поступающее казне, церкви, ученым или учебным заведениям.

Не распространялся налог  и на домашнюю движимость, не приносящую дохода (кроме денежной наличности).

В 1885 г. был введен налог  на денежный капитал. Объектом обложения  служил доход, получаемый от ценных бумаг, в том числе от вкладов в  кредитные учреждения и от выигрышей  по государственным займам. Налог  удерживался у источника дохода при выплате дивидендов по ставке 5%.

По Городовому положению 1870 г. органы городского управления получили право взимать государственный  квартирный налог. Однако разработка его  затянулась надолго.

Он вступил в действие только с 1894 г.. Ставка налога была дифференцирована в зависимости от наемной цены квартиры. Облагался содержатель квартиры независимо от того, являлся ли он собственником или арендатором.

От квартирного налога освобождались: духовенство христианского  вероисповедания, дипломаты и члены  императорского дома. Не облагались жильцы при промышленных предприятиях. Наиболее крупным из прямых налогов был  налог с недвижимых имуществ.

Ставка его определялась Городской Думой в процентах  с чистого дохода, получаемого  от данных имуществ.

Значительную сумму среди  прямых налогов давал налог на право в Москве торговли и промыслов. Сюда входили стоимость патентов, купеческих свидетельств, свидетельств на право мелкой торговли, сборы с торговых и промышленных заведений, с трактиров, огородов, постоялых дворов, с частных лиц, содержащих лошадей. Многие сборы имели ограничивающие предельные ставки, как и налог с недвижимых имуществ. Косвенные сборы и пошлины взимались за клеймение мер, гирь и весов, за утверждение планов и чертежей на постройки в частных владениях, за прописку, за выдачу справок из адресного стола. К этой же статье относились сборы с аукционной продажи, с векселей, заемных писем и договоров, судебных пошлин.

2.2 Налогообложение в начале XX века

Указанный период можно назвать  начальным периодом урбанизации  и развития капитализма в России. Оба этих процесса лишь набирали силу. Подъем промышленности, торговли, концентрация производства и капитала, строительная лихорадка, бурный рост населения еще  впереди.

Ставка налога с недвижимого  имущества в 1900 г. была доведена до законодательно установленного максимума, т.е. до 10%.

Сумма налогов на торговлю и промыслы также быстро росла - более  чем в полтора раза, но структура  ее оставалась неизменной. По-прежнему значительные поступления шли от трактирных заведений.

Резко увеличились сборы  с лиц, содержащих лошадей, экипажи  и собак. Конечно, город рос, в  том числе территориально, а лошади оставались основным транспортным средством. Трамвай только начинал их теснить. Но главное в том, что к 1913 г. сюда добавились налоги на автоматические экипажи и велосипеды.

Среди уплачиваемых городу пошлин на первое место по объему вышли  платежи за прописку.

Финансовое положение  России перед началом Первой мировой  войны было довольно устойчивым.

Истинное значение налогов  в бюджете дореволюционной России было существенно больше, чем кажется при рассмотрении доходных статей. Например, казенные железные дороги, принося высокие доходы (около 680 млн. руб.), сами же «съедали» их на свое содержание. Казенная винная монополия учитывается в расходах, поглощая более четверти тех доходов, которые дает государству. И лишь налоги обеспечивают доходы бюджета государства при минимальных затратах.

Исполнение бюджета России в 1914 г. не было доведено до конца. Мирное развитие страны прервалось. Мировая  война губительно сказалась на финансовом положении страны. Резко выросла  бумажно-денежная эмиссия. Чтобы покрывать растущие военные расходы, правительству потребовалось систематически повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы. Стремительно росли суммы займов как внутренних, так и внешних.

Определенный этап в налаживании  финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической  политики, когда были сняты запреты  на торговлю, на местный кустарный  промысел. Появились иностранные  концессии. Была разработана система  налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.

Существовали следующие  виды налогов:

I. Прямые налоги: сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный,  рентные налоги с земель, изъятых  из сельскохозяйственного оборота,  гербового сбор, наследственные  пошлины.

II. Косвенные налоги: акцизы  и таможенное обложение.

Акцизы были установлены  на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных  напитков, табачных изделий, спичек, нефтепродуктов, текстильных изделий и некоторых  других потребительских товаров.

Прямые налоги являлись орудием  финансовой политики - рычагом перераспределения  накапливаемых в процессе хозяйствования капиталов и в то же время становились  существенным фактором роста доходов  бюджета.

Промысловым налогом облагались торговые и промышленные предприятия, а также единоличные ремесла  и промысловые занятия. Он состоял  из двух частей: патентного сбора и  уравнительного сбора. Плата за патент зависела от разряда предприятия  и его местонахождения.

Уравнительный сбор устанавливался с суммы торгового (или вообще хозяйственного) оборота. Первоначально  он был определен в 7%, из которых 3 шли в государственный бюджет, 3 - в местный бюджет и 1% - в пользу голодающих. Однако очень скоро это  налогообложение было признано чрезмерным. Налог снизился в среднем в 2 раза с дифференциацией его по отраслям.

Уравнительный сбор представлял  собой по сути дела налог с оборота, позволяющий относительно равномерно облагать все товары, улавливать и  аккумулировать в бюджете излишки  доходов.

В общемировой практике налог  с оборота в конечном счете эволюционировал в налог на добавленную стоимость. В экономике России эволюция была обратной - в сторону сближения налога с оборота с акцизами - определенной фиксированной надбавкой к цене товара в пользу государственной казны. На протяжении многих лет налог с оборота вызывал отклонение цен на товары от их стоимости, препятствовал установлению рыночных цен и развитию хозрасчетных отношений.

Другим важнейшим прямым налогом был подоходно-поимущественный. Им облагались как физические, так  и юридические лица: акционерные  общества, товарищества и т.п. поимущественное  обложение представляло собой прежде всего налог на капитал. Государственные предприятия были освобождены от поимущественного налога, но платили подоходный налог в размере 8%. Физические лица привлекались к уплате налогов, если имели годовой доход от 300 руб. и выше или имущество стоимостью около 300 руб.

Сельскохозяйственный налог. Рассчитывался в зависимости  от количества земли и количества голов скота на одного человека. Скот приравнивался к пашне по соотношению: одна голова рабочего скота  равнялась 0,8 десятины пашни. Налог  соответствовал классовой политике, проводимой в деревне, приводил к  сокращению зажиточных хозяйств, не стимулировал повышение эффективности труда.

В дальнейшем финансовая система  нашей страны эволюционировала в  направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов  она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий  и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств  и отсутствие какой-либо самостоятельности  предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей  всякой инициативы и постепенно подводили  страну к финансовому кризису. Кризис разразился на рубеже 80-х - 90-х гг.. Его возникновению способствовал и ряд других объективных и субъективных факторов.

Информация о работе Платежи организаций в бюджетные и внебюджетные фонды