Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 15:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение управления государственного кредита. Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и в широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно их направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........................................................................
Управление государственным кредитом в РФ: пределение, цели, задачи……………………………………
Правовые основы регулирования государственного кредита в РФ…………………………………………………
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯУПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………...
Анализ развития управления государственным кредитом с 1917 г. по 1991г………………………………………………
Анализ развития управления государственным кредитом с 1991 г. по 2005г………………………………………………
Анализ развития управления государственным кредитом с 2005 г. по 2011г………………………………………………
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………...
Проблемы в управлении государственным кредитом в РФ
Перспективы развития управления государственного долга…………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Основными факторами увеличения государственного долга, в том числе и внешнего, были бурное железнодорожное строительство, промышленный подъем 90-х гг. XIX столетия, русско-японская война 1904-1905 гг., а затем первая мировая война. За 1914-1917 гг. внешние заимствования России составили 7,7 млрд руб.
После Октябрьской революции
В конце 1988 г. при обсуждении бюджета на 1989 г. "перестроечное" Правительство СССР впервые заявило о дефиците государственного бюджета в размере около 100 млрд. руб. В 1989 г. впервые была обнародована и величина внутреннего государственного долга, составившая к началу 1989 г. 400 млрд. руб. В 1989 г. дефицит государственного бюджета достиг рекордной суммы 120 млрд. руб.В 1990 г. предполагалось сократить его до 60 млрд., а в 1991 г. до 27 млрд. руб. Однако эти наметки не были выполнены. Золотовалютные резервы страны сократились с 15,3 млрд. в 1988 г. до 7,6 млрд. долл. в 1991 г.
Аналогичная картина была и с
внешним долгом. Впервые о масштабах
внешнего долга было объявлено в
конце 1990 г. при обсуждении бюджета
на 1991 г. Указывалось, что для обеспечения
предусмотренных доходов
Развитию экономического, бюджетного
и долгового кризиса в
Несмотря на крупные в последующие
годы суммы погашений внешнего долга,
общая задолженность России сокращалась
крайне медленно. Во-первых, одни лишь
ежегодные проценты по долгу составляли
до 8 млрд. долларов. Во-вторых, вплоть до
1999 г. Россия продолжала наращивать внешние
заимствования. Рекордным оказался
1998 г., в течение которого прирост
внешнего долга составил 27,3 млрд. долл.
(в том числе в связи с
размещением четырех новых
Проблема снижения государственного внешнего долга считается ныне одной из важнейших. Возможности Федерального бюджета крайне ограничены. Оплата одних лишь процентов не дает возможности сколько-нибудь существенно снижать основную сумму долга.
Некоторое снижение общей суммы долга произошло в результате последнего раунда переговоров в рамках Парижского и Лондонского клубов.
Однако падение цен на нефть и другие энергоносители в конце 2001 г., а также снижение нормы обязательной продажи инвалютной выручки экспортерами с 75% до 50% значительно обострило проблемы не только погашения внешнего долга, но и развития экономики в целом.
Важной остается и проблема внутреннего долга. В отличие от внешнего, внутренний долг РФ в основном накоплен за годы реформ как в связи с компенсацией обесцененных вкладов граждан в Сберегательном банке на начало "отпуска цен", так и в связи с переходом на "заемное" покрытие дефицита государственного бюджета в ходе реформ. Общий объем государственного внутреннего долга на конец 2000 г. составлял 560 млрд.руб. Основная доля его 515 млрд. руб., или 90% приходилась на облигации федеральных займов. В 2001–2004 годах успешно проходила реализация Государственной программы погашения государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным долговым товарным обязательствам, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года № 1006.
Учитывая, что Долговая стратегия на 2003–2005 годы предусматривала увеличение сроков заимствований на внутреннем рынке, а также исполнение федерального бюджета с профицитом, Минфин России минимизировал привлечение на короткие сроки и осуществлял в основном средне– и долгосрочные заимствования.
Таблица 1
Динамика изменения объема и структуры государственного внутреннего долга
На 1 января 2003 года |
На 1 января 2004 года |
На 1 января 2005 года | ||||
Млрд рублей |
% |
Млрд рублей |
% |
Млрд рублей |
% | |
ГКО |
18,815 |
2,87 |
2,723 |
0,41 |
0,024 |
0,003 |
ОФЗ |
624,199 |
95,37 |
649,311 |
97,86 |
765,768 |
99,997 |
ОГНЗ |
11,500 |
1,76 |
11,500 |
1,73 |
- |
- |
Итого долг |
654,514 |
100,00 |
663,534 |
100,00 |
756,792 |
100,00 |
Результатом проводимой политики стал рост государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах. В течение двух лет его объем возрос с 654,51 млрд рублей на 1 января 2003 года до 756,79 млрд рублей на 1 января 2005 года или на 15,6 %
Расходы на обслуживание государственного долга в государственном федеральном бюджете на 2004 г. Были предусмотрены в сумме 287, млрд руб., в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга – 64,4 млрд руб. и внешнего долга – 223,2 млрд руб. В последующие годы (2005-2007 гг.) расходы на обслуживание государственного долга существенно сократились: в бюджете на 2005 г. Они предусматривались в сумме 224 млрд руб., в бюджете на 2006 г. – 198,5 млрд руб. и в бюджете 2007г. – 156,8 млрд руб. Расходы сократились в основном за счет уменьшения внешнего долга, который, по экспертным оценкам, к началу 2007 г. Составил 70-80 млрд долл. Против примерно 120 млрд долл. на начало 2005 года.
В соответствии с БК РФ федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.
В федеральном бюджете на 2006-2007 гг. верхний предел государственного долга Российской Федерации на 1 января 2007 г. И на 1 января 2008 г. Был предусмотрен по долговым обязательствам Российской Федерации соответственно в сумме1148,7 млрд руб. и 1363,2 млрд руб.; соответственно верхний предел государственного внешнего долга РФ в сумме 79,2 млрд долл. (или 64,4 млрд евро) и 46,7 млрд долл. (или 36,3 млрд евро).
В 2005-2006 гг. произведено досрочное погашение долгов перед странами – членами Парижского клуба кредиторов. В августе 2006 г. Россия полностью рассчиталась по долгам перед странами – членами этого клуба, выплатив 21,6 млрд долларов.
Однако при сокращении
долга органов государственного
управления резко увеличились
Объем внешнего долга РФ на 1 ноября 2009 г составил
38 млрд 036,4 млн долл или 25 млрд 655,2 млн евро.
Таким образом, объем внешнего долга РФ
сократился за месяц на 33,7 млн долл, его
объем на 1 октября составлял 38 млрд 070,1
млн долл. В пересчете на евро сокращение
внешнего долга составило 377,4 млн евро,
его объем на 1 октября составлял 26 млрд
032,6 млн евро. Задолженность перед странами-членами Парижского
клуба, не являющаяся предметом реструктуризации,
составила на 1 ноября 2009 г 1 млрд 080,2 млн
долл или 728,6 млн евро. Задолженность странам,
не входящим в Парижский клуб, равнялась
1 млрд 858 млн долл или 1 млрд 253,2 млн евро.
Задолженность бывшим странам Совета
экономической взаимопомощи /СЭВ/ составила
1 млрд 336 млн долл или 901,1 млн евро.
" Коммерческий долг" РФ перед другими странами,
который представляет из себя долги внешнеэкономических
объединений бывшего СССР, на 1 ноября
2009 г составлял 1 млрд 231,9 млн долл или 830,9
млн евро.
Задолженность перед международными финансовыми организациями составила 3 млрд 908,1 млн долл
или 2 млрд 636 млн евро.
Задолженность по еврооблигационным займам составляла 26 млрд 239,6 млн долл
или 17 млрд 698,3 млн евро, по облигациям
внутреннего валютного займа – 1 млрд
778,2 млн долл или 1 млрд 199,4 млн евро.
По данным Министерства Финансов РФ на 1 марта 2011 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, составил 3 083 210,184 млн. рублей. По состоянию на 1 июля 2012 года внутренний долг РФ равен 3 795,5 млрд. рублей.
3.1. Проблемы в управлении государственным кредитом в РФ
Считается, что государственные займы менее опасны, чем эмиссия. Но и они оказывают заметное негативное воздействие на экономику. Во-первых, правительство часто прибегает к принудительному их размещению, что нарушает рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, практика выпуска государственных ценных бумаг, мобилизуя свободные средства финансового рынка, увеличивает среднюю рыночную ставку процента. Это ведет к удорожанию кредита, снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично – к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения производственных инвестиций финансовыми, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики. В-третьих, долговые обязательства государства, накапливаясь, формируют внутренний и внешний государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Поэтому правительства прибегают к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые (практика рефинансирования государственного долга). Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ не устраняет угрозы роста инфляции. Он только создает временную отсрочку для этого роста, что характерно для многих переходных экономик, в том числе и для российской, тем более, если учитывать имеющуюся у Центрального банка РФ возможность скупки государственных облигаций на вторичном рынке ценных бумаг. Эффективное управление государственным долгом должно максимально способствовать решению задач, определенных финансовой политикой. Вопросы управления государственным долгом в настоящее время регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год, другими нормативно-правовыми документами, в частности актами Банка России. Анализ имеющейся законодательной базы в сфере государственного долга позволяет сделать вывод, что вопросы правового регулирования управления государственным долгом в настоящее время получили недостаточно полное и четкое юридическое закрепление.
Также существенным недостатком управления государственным долгом является недостаточная разработка законодательно установленных целей государственных заимствований. В то же время необходимо четко законодательно определить процедуры и механизмы взаимодействия и координации соответствующих органов, их функции и ответственность, а также механизм обмена информацией между государственными органами, осуществляющими валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную политику.