Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 11:14, курсовая работа
Остановимся вначале на марксистской трактовке прибыли. К.Маркс сделал попытку определить прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости он полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. Эксплуатация – это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли.
Введение
Глава 1. Формирование распределение и использование прибыли
1.1 Прибыль как экономическая категория
1.2 Виды прибыли
1.3 Распределение и использование прибыли
Глава 2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия ( на примере ООО “Консиб”)
2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО “Консиб”
2.2 Анализ состава и динамики прибыли
2.4 Анализ распределения и использования прибыли предприятия
Глава 3. Пути и методы увеличения прибыли
3.1 Резервы увеличения прибыли ООО «Консиб»
Заключение
Список используемой литературы
Для заполнения таблицы № 6 необходимо, числовые данные, указанные в графе 3 таблицы №5 разделить на выручку от реализации продукции.
В целом структурно-динамический анализ показал, что в ООО “Консиб” в 2013 году по сравнению с 2012 годом улучшились финансовые результаты практически по всем показателям. Следует обратить внимание на тот факт, что согласно данным таблицы № 5 чистая прибыль в отчетном году по сравнению с предыдущим увеличилась в 3,41 раза (519:152), в основном за счет увеличения выручки от продаж в 3,98 раза (21572:5422).
2.3 Анализ распределения и использования прибыли предприятия
Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. Объектом распределения является валовая прибыль.
При распределении прибыли исходят из следующих принципов:
- первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом;
- прибыль,
оставшаяся в распоряжении
Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом предприятия. За счет чистой прибыли выплачиваются дивиденды, создаются фонды накопления, потребления, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала. В процессе формирования и использования фондов специального назначения за счет прибыли реализуется ее стимулирующая роль.
Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год, по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.
Так, на ООО “Консиб” из чистой прибыли образуются фонды: накопления, потребления, социальной сферы.
Рассмотрим анализ распределения и использования прибыли.
Резервный фонд на данном предприятии не сформирован, поэтому средства на пополнение резервного фонда не направлялись.
Принять данные коэффициенты отчислений в фонды было решено на собрании учредителей.
Анализируя распределения чистой прибыли в фонды специального назначения, необходимо знать факторы формирования этих фондов. Основным фактором является : чистая прибыль; коэф. отчислений прибыли.
Таблица 7
Данные об использовании чистой прибыли
Показатель |
Отчетный 2013год , тыс.руб. |
Аналогичный период 2012 года, тыс.руб. |
Отклонения (+, -), тыс.руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Чистая прибыль |
519 |
152 |
+367 |
2. Распределение чистой прибыли: |
|||
в фонд накопления |
129,75 |
45,6 |
+84,15 |
в фонд потребления |
311,4 |
76 |
+235,4 |
в фонд социальной сферы |
51,9 |
22,8 |
+29,1 |
3. Доля чистой прибыли, % |
|||
в фонд накопления |
25 |
30 |
-5 |
в фонд потребления |
60 |
50 |
10 |
в фонд социальной сферы |
10 |
15 |
-5 |
Данные таблицы 7 показывают, что в 2013 году увеличились отчисления в фонд потребления на 10%., в фонды накопления и социальной сферы уменьшились на 5%. Однако, в денежном выражении сумма средств распределенных по фондам по сравнению с 2012 годом увеличилась.
Рассмотрим влияние факторов – суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли на отчисления в фонды.
Изменение отчислений в фонды специального назначения за счет изменения чистой прибыли можно рассчитать по формуле:
ΔФн (П) = ΔПч ∙ К0, (15)
где, ΔФн (П) – приращение фонда накопления (потребления) за счет изменения чистой прибыли;
ΔПч - приращение суммы чистой прибыли;
К0 - коэффициент отчислений от чистой прибыли в соответствующий фонд.
Для этого прирост чистой прибыли на базисный коэффициент отчислений в соответствующий фонд.
ΔФн (П) = +367 ∙ 30= 11010 тыс.руб. –фонд накопления
ΔФн (П) = +367 ∙ 50= 18350 тыс.руб. –фонд потребления
ΔФн (П) = +367 15=5505 тыс.руб. – фонд социальной сферы
На размер отчислений в фонды оказывают влияние изменения коэффициента отчислений от чистой прибыли. Уровень его влияния рассчитывается по формуле:
ΔФн (К) = (К1 – К0 )· Пч1 , где (16)
ΔФн (К) – приращение фонда потребления (накопления) от изменения коэффициента отчислений;
К1 , К0 – фактический и базисный коэффициенты отчислений в фонды потребления (накопления);
Пч1 – чистая прибыль за отчетный период.
ΔФн (К) = (0.25-0.30) · 519 = -25,95 – фонд накопления
ΔФн (К) = (0.6-0.5) · 519 = +51,9 – фонд потребления
ΔФн (К) = (0.1-0.15) · 519 = -25,95 – фонд социальной сфере
Таблица 8
Расчет влияния факторов (суммы чистой прибыли и коэффициента отчисления) на размер отчислений в фонды предприятия.
Вид фонда |
Сумма распределяемой прибыли (тыс.руб) |
Доля отчислений % |
Сумма отчислений тыс. руб. |
всего |
Отклонение в том числе за счет | ||||
2012г. |
2013г. |
2012г. |
2013г |
2012г. |
2013г. |
ЧП |
Котч | ||
Накопления |
152 |
519 |
30 |
25 |
45,6 |
129,75 |
+84,15 |
11010 |
-25,95 |
Потребления |
152 |
519 |
50 |
60 |
76 |
311,4 |
+235,4 |
18350 |
+51,9 |
Соц.сферы |
152 |
519 |
15 |
10 |
22,8 |
51,9 |
+29,1 |
5505 |
-25,95 |
Вывод, из приведенных расчетов следует, что на увеличение суммы отчислений в фонд накопления, потребления, социальной сферы повлияло увеличение чистой прибыли предприятия за 2013 год в сумме 367 тыс.руб. Уменьшение коэффициентов отчислений в фонды накопления и социальной сферы на 0,05, не привело к их уменьшению в денежном выражении.
Соотношение использования прибыли на накопление, и потребление оказывает влияние на финансовое положение предприятия. Увеличение средств, направляемых на накопление, приводит к росту оборота, а значит, исключает потребности в заемных средствах.
Фонд накопления ООО “Консиб” используется на технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов, на финансирование затрат, связанных с техническим перевооружением и реконструкцией производства.
Фонд потребления анализируемого предприятия используется на финансирование (строительство) объектов непроизводственного назначения, осуществляется выплата премий за выполнение особо важных производственных заданий.
Небольшая доля, 29,1 тыс.руб., отчислений в фонд социальной сферы показывает, что в планы руководства рассматриваемого предприятия в краткосрочном периоде значительное развитие социальной сферы не предусматривается.
Глава 3 ПУТИ И МЕТОДЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ
3.1 Резервы увеличения прибыли ООО “Консиб”
Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущения вне реализационных убытков, совершенствование структуры производимой продукции. Резервы выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный.
На первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.
При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции.
Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции рассчитывается по формуле:
, (17)
где: - резерв роста прибыли за счет увеличения объема продукции;
Пi - плановая сумма прибыли на единицу продукции;
РПki- количество дополнительно реализованной продукции в натуральных единицах измерения.
Если прибыль рассчитана на рубль товарной продукции, сумма резерва ее роста за счет увеличения объема реализации определяется по формуле:
, (18)
где: PV - возможное увеличение объема реализованной продукции, руб.;
П - фактическая прибыль от реализации продукции, руб.;
V - фактический объем реализованной продукции, руб.
Сопоставление возможного объема продаж, установленного по результатам маркетинговых исследований, с производственными возможностями предприятия позволяет спрогнозировать увеличение объема производства и реализации продукции ООО “Европейские окна” на 5% в следующем году.
Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска и реализации продукции ООО по формуле (18).
Имеем:
PV = 21572 тыс. руб. x 5% = 1078,6 тыс.руб.
П = 1053 тыс.руб.
V = 21572 тыс.руб.
тыс.руб.
Таким образом, увеличив объем выпуска продукции на 5% рассматриваемое нами предприятие увеличит свою прибыль на 19,633 тыс. руб.
Важное направление поиска резервов роста прибыли - снижение затрат на производство и реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов и других расходов.
При сравнительном методе количественного измерения резервов их величина определяется путем сравнения достигнутого уровня затрат с их потенциальной величиной:
, (19)
где: - резерв снижения себестоимости продукции за счет i-го вида ресурсов;
- фактический уровень использования i-го вида производственных ресурсов;
- потенциальный уровень использования i-го вида производственных ресурсов.
Обобщающая количественная оценка общей суммы резерва снижения себестоимости продукции производится путем суммирования их величины по отдельным видам ресурсов:
где: - общая величина резерва снижения себестоимости продукции;
- резерв снижения себестоимости по i-му виду производственных ресурсов.
Если анализу прибыли предшествует анализ себестоимости продукции и определена общая сумма резерва ее снижения, то расчет резерва роста прибыли производится по формуле:
, (20)
где: - резерв увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции;
- возможное снижение затрат на рубль продукции;
V - фактический объем реализованной продукции за изучаемый период;
PV - возможное увеличение объема реализации продукции.
Затраты на производство и реализацию произведенной продукции в целом и по статьям за отчетный год (фактически и по плану), а также за предшествующий год представлены в таблице 9.
Таблица 9
Затраты на производство и реализацию продукции
Статьи затрат |
2012г. тыс.руб. |
2013 г. тыс.руб. | |
план |
факт | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Сырье и материалы |
1490,0 |
2080,5 |
3264,0 |
Транспортно-заготовительные расходы |
- |
- |
- |
Заработная плата производственных рабочих (основная и дополнительная) |
317,9 |
630,2 |
534,9 |
Амортизация основных фондов |
16,58 |
25,6 |
38,153 |
Прочие производственные расходы |
199,88 |
340,63 |
370,33 |
Производственная себестоимость продукции |
5169,0 |
18102,93 |
20275,0 |
Управленческие расходы |
- |
- |
- |
Коммерческие расходы |
- |
253,07 |
244 |
Полная себестоимость продукции |
5169,0 |
18356,0 |
20519,0 |