Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 17:17, курсовая работа
Темой данной курсовой работы является «Проблемы становления и развития лизинга в РФ». Актуальность темы обусловлена рядом причин, таких как, например:
- лизинг сравнительно недавний институт, который сформировался в сознании экономического сообщества России и нашел свое отражение в нормативно-правовых актах, регулирующих данную сферу хозяйственных отношений. Впервые понятие «лизинг» было закреплено в Указе Президента РФ от 17.09.1994г. №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности»;
- до настоящего момента ведутся споры является ли лизинг экономической категорией или правовой, рассматривать ли лизинг как инструмент, способ финансирования (форму инвестиционной деятельности) или как совокупность гражданско-правовых отношений между субъектами сделки по купле-продаже имущества с последующей его сдаче в наем, пользование за определенную плату. Так, в федеральном законе от 29.10.1998г. №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» законодатель предлагает два понятия, лизинга и лизинговой деятельности. В литературе часто встречается уподобление лизинга кредиту либо аренде. Так, например в статье «Договор лизинга: аренда, но финансовая. Комментарий к постановлению Президиума ВАС РФ от 18.05.2010г. №1729/10» под авторством Мурзина Д.В., опубликованной в журнале «Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации», №10 (215), октябрь 2010, с.54-63, лизинг представлен с двух точек зрения, экономической и юридической, а также автором обозначены проблемы, возникающие в связи с неоднозначной трактовкой лизинга, несоответствием его юридической природы и экономической сущности;
Введение
Глава I. Теоретические основы лизинговых отношений.
1.1 Понятие и классификация лизинга.
1.2 Лизинг как источник финансирования.
1.3 Лизинговые сделки: особенности и эффективность.
Глава II. Российский рынок лизинга: Основные тенденции и особенности.
2.1 История развития отечественного лизинга. Лизинг до кризиса 2008г.
2.2 Состояние рынка лизинга РФ в период финансового кризиса 2008-2009гг.
2.3 Перспективы развития рынка лизинга в РФ.
Глава III. Лизинг в действии на примере недвижимости.
3.1Анализ лизинговых сделок на примере недвижимости.
Заключение
Список использованных источников
Четвертый период- 2002- 2005 годы укрепление рынка.
С начала 2002 года вступила в действие глава 25 Налогового кодекса РФ (НК РФ), регулирующая порядок взимания налога на прибыль организаций, в которой были сохранены все существующие преимущества лизинга. Наиболее существенным импульсом для развития лизинга стала отмена в 2002 году налоговой льготы по капиталовложениям для предприятий. В результате при приобретении основных средств за счет собственных средств компании утратили право относить часть затрат на уменьшение налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль. На себестоимость стало возможным относить только проценты по банковскому кредиту. Таким образом, только при использовании механизма лизинга, у предприятий сохранилось право относить затраты на перевооружение производства, на себестоимость своей продукции в полном объеме.
С начала 2003 года наблюдается поступательный рост объемов банковского кредитования, в связи, с чем для лизинговых компаний увеличилась доступность финансирования. «Лизинг закрепился как "массовый" инструмент финансирования реального сектора экономики. Во-первых, заметно удлинились сроки лизинговых сделок – сделки в рублях на срок до пяти лет стали нормальной практикой. Во-вторых, вследствие быстрого роста бизнеса лизинговых компаний, появления новых компаний и увеличения их доступа к различным источникам финансирования выросла конкуренция на рынке лизинга, благодаря чему лизинг стал доступен для более широкого круга клиентов». В 2003 году российский рынок лизинга развивался в основном за счет среднего и малого бизнеса. Движение в регионы стало одним из основных направлений развития лизингового бизнеса.
В 2006- 2007 годы пошло быстрое расширение рынка:
«2006 год ознаменовался приростом объема профинансированных средств на фоне роста российской экономики при поддержке государством развития лизинга, а 2007 год стал самым успешным для российского лизингового рынка, в частности, для такого его крупного сегмента как автомобильный лизинг».
2.2 Состояние рынка лизинга России в период финансового кризиса 2008-2009г.
Кризисные явления в экономике привели к резкому сокращению рынка лизинга в России. Большинство лизинговых компаний столкнулось с острой нехваткой денежных средств, необходимых для финансирования сделок. Банки, которые являются основным источником финансирования для лизингодателей, резко подняли процентные ставки, а в ряде случаев полностью отказались от предоставления кредитов. Объемы собственных средств лизинговых компаний оказались недостаточными для ведения активной деятельности. С развитием кризиса лизингополучателям становилось все труднее платить лизинговые платежи, что привело к возникновению серьезных просрочек и задолженностей перед лизингодателями.
«В первом полугодии 2008 года наблюдался рост количества и объемов заключенных лизинговых сделок, лизинг активно развивался в регионах. Во втором полугодии произошло резкое падение объемов и количества сделок. В первом полугодии 2009 года ситуация оставалась напряженной и только во втором полугодии зафиксировано замедление темпов сокращения объема рынка лизинга. В целом за 2009 год зафиксировано двукратное падение объемов лизинга. Существенно снижался и спрос на услуги лизинга. Число обращений в лизинговые компании сократилось по сравнению с 2008 годом почти на 10%» . Основной тенденцией 2009 года является рост степени концентрации бизнеса вокруг крупнейших компаний, имеющих отношение к государственному капиталу. Сильнее всего пострадал лизинг энергетического оборудования. Падение наблюдалось и в большинстве сегментов сделок с оборудованием, за исключением телекоммуникационного и нефтегазового.
Кризис 2008-2009 г. спровоцировал на рынке небывалое падение на 68% всего за два года. В критической ситуации участникам рынка пришлось пересматривать свою политику, и основной акцент был сделан на управление рисками уже существующего портфеля и разработку новых регламентирующих документов. В связи с этим многие компании, предоставляющих услуги в области лизинга, организовали в своих структурах отдельные подразделения по управлению рисками8.
С осени 2008 года при сохранении спроса на лизинговые услуги стало значительно меньше возможностей для их предоставления. Были нарушены механизмы рефинансирования лизингового портфеля. Номинированный в рублях капитал лизинговых компаний постепенно обесценивался. Многие банки стали досрочно отзывать кредиты. Рынок облигационных заимствований также не позволял привлекать дополнительные ресурсы. Все эти факторы обусловили остановку рынка — новых продаж лизинговых продуктов очень мало. Серьезно затронуты базовые отрасли промышленности, металлургия, строительный сектор, транспортные перевозки. Большое падение в секторе железнодорожного транспорта — а это был один из самых емких рынков, который пользовался лизинговыми услугами. Авиационные перевозки также сокращены — многие операторы испытывают текущие финансовые сложности и не в состоянии оплачивать новые лизинговые платежи. Зачастую им требуется реструктуризация. И это тоже составная часть кризиса — при возобновлении лизинговых операций, безусловно, должны учитывать, что лизингополучатели стали более рискованными. Кризис в меньшей степени затронул сегмент малого и среднего бизнеса. Особенно предприятия, работающие на удовлетворение нужд населения — оказание ежедневных услуг и продажу продуктов питания и предметов первой необходимости.
2.3 Перспективы развития рынка лизинга в РФ.
Несмотря на то, что острая фаза мирового кризиса пройдена, еще довольно длительный период будут ощущаться его последствия. Значительная часть предприятий и организаций проводит консервативную политику в части осуществления затрат на модернизацию действующих и реализацию проектов по вводу новых производств. Это обстоятельство, а также негативные правовые аспекты регулирования лизинговой деятельности, сложности с финансированием сделок сроком более 3 лет, ухудшение финансового состояния клиентов сдерживают сегодня дальнейшее развитие рынка лизинга.
В конце мая 2010 года Минфин РФ опубликовал «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», в которых предлагается поставить под сомнение целесообразность применения ускоренной амортизации по всем группам имущества. Это означает в данном случае лишение договоров лизинга имеющихся у них преимуществ. Лизингодатели могут пострадать и от технических особенностей отмены ускоренной амортизации. В частности, в случае принятия соответствующего нормативного акта и придания ему обратной силы масса лизинговых компаний будут вынуждены провести работу по переоформлению графиков лизинговых платежей, а также пострадают в результате убытков от увеличения налоговой нагрузки из-за невозможности ускоренного списания затрат. Вероятность принятия закона, полностью отменяющего возможность ускоренной амортизации, пока оценить трудно. Заинтересованной стороной такой отмены могут быть Минфин и Федеральная налоговая служба РФ, предполагая повышение налоговых сборов. «Минфин расценивает в качестве двойной выгоды лизинговых компаний одновременное существование введенной амортизационной премии и ускоренной амортизации. Также появление подобной инициативы может быть обусловлено стремлением представителей фискальных властей реализовать принцип справедливости и равномерности налогообложения». Согласно этому принципу договор финансовой аренды (лизинга) не следует отделять от прочих видов договоров и наделять преимуществами в налогообложении. Важно, чтобы подобные инициативы не реализовывались без соответствующего глубокого анализа последствий, а также, чтобы была обеспечена прозрачность общественной дискуссии по вопросам законодательного регулирования лизинговой отрасли.
В настоящее время отмена повышающих коэффициентов к норме амортизации при лизинге противоречит курсу страны на модернизацию экономики. Именно лизинговые компании способны обеспечивать финансирование проектов модернизации производственных мощностей, предоставлять долгосрочные ресурсы. Для ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, энергетика, связь, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является основным источником средств модернизации бизнеса. Кроме того, для малого и среднего бизнеса лизинг— практически единственная возможность получить долгосрочное финансирование, в котором банки ему зачастую отказывают.
Высокая степень износа основных фондов в России означает необходимость поддержки механизма лизинга государством. Безусловно, развитие государственных программ и лизинговых компаний— это очень правильный инструмент экономической и промышленной политики. Но не менее важно сохранить и простимулировать рыночный сектор лизинга.
«Минэкономразвития планирует внести изменения в Закон о финансовой аренде. В частности, поправками предполагается упростить порядок изъятия предмета лизинга, узаконить повторный лизинг, а также ввести понятие лизинга для физических лиц». Ожидается, что новации в законодательстве приведут к росту рынка. За счет узаконивания вторичного лизинга рынок увеличится, так как по сути это альтернатива кредитованию под залог основных средств, но с меньшими рисками для кредитора. Также изменения порядка взыскания позволят снизить затраты лизинговых компаний, что сделает более доступными их услуги. По проекту Минэкономразвития поправки упрощают процедуру возврата предмета лизинга, если клиент неоднократно нарушит условия договора, тогда лизинговой компании достаточно только исполнительной подписи нотариуса, чтобы изъять предмет лизинга.
Минусов от планируемых законодательных поправок также достаточно. Изменения процесса изъятия предмета лизинга— процедура, предлагаемая взамен существующей, по своей специфике несколько сложнее, чем та, что есть сейчас, это приведет к росту издержек лизингодателей. Что касается повторного лизинга, то возможные поправки открывают поле для широкой трактовки лизинга, превращая его в некий механизм аренды, то есть переведет лизинг из инвестиционного вида деятельности, действующего на особых условиях, в сферу аренды или проката. Это может послужить поводом к отмене существующих налоговых преференций для лизингополучателей и сведет к нулю все преимущества лизинга как средства обновления основных средств.
«В среднесрочном периоде рынок лизинга для малого бизнеса будет расти, но устойчивость этого роста остается под вопросом в связи с недостатком у государства финансовых средств для стимулирования и преобразования экономики и инертностью бизнеса».
На фоне неблагоприятных изменений инвестиционного климата, общего сокращения деловой активности государственное вмешательство и регулирование рынка лизинговых услуг может сыграть стабилизирующую роль. Есть два пути такого регулирования. Первый— связан общей поддержкой рынка, с предоставлением льгот и привилегий всем его участникам. Здесь могут использоваться разнообразные формы и методы, они включают и налоговые, и финансовые, и административные рычаги. К этой же группе следует отнести и общие меры стимулирования инвестиционной активности, которые опосредованно повлияют и на лизинговую деятельность. Второй путь предполагает прямое бюджетное финансирование полностью государственных или государственно ориентированных лизинговых компаний, то есть он связан с селективной поддержкой отдельных участников рынка. Именно этот вариант по существу и реализуется. Такая форма поддержки со стороны государства представляется оправданной и объяснимой в сложившихся обстоятельствах, она во многом соответствует существующим традициям. Однако она не может оказать существенного стимулирующего воздействия на рынок в перспективе. Компании с участием государства очень зависимы от условий предоставления и размеров бюджетного финансирования. Их деятельность не всегда является эффективной, такие фирмы не могут быть названы полностью рыночно ориентированными. Их присутствие оказывает определенное влияние на структуру рынка, но не способствует формированию и развитию конкуренции на нем. Оживляющую и стимулирующую роль могли бы сыграть меры, направленные на поддержку более широкого круга фирм (независимо от формы собственности и структуры капитала) или отдельных видов лизинговых операций.
Прогнозируют, что лизинговой отрасли в ближайшие несколько лет будут свойственны следующие основные черты:
- укрепление позиций компаний с государственным участием (напрямую, любо через материнский банк);
- уход с рынка части мелких лизинговых компаний;
- появление новых участников лизингового рынка, в том числе с иностранным участием (например, стран Азии);
- объем рынка лизинга вырастет примерно на 15 - 20%. В дальнейшем тенденция роста сохраниться, но не большими темпами, по 30% в год;
- обострятся проблемы с возмещением НДС;
- в структуре сделок возрастет роль государственных учреждений и крупных компаний.
Глава III. Лизинг в действии на примере недвижимости.
3.1 Анализ лизинговых сделок на примере недвижимости.
Одним из перспективных
направлений развития лизинга в России
является лизинг недвижимости. К сожалению,
данная тема зачастую не получает достаточного
освещения даже в специализированных
изданиях, несмотря на то, что она интересна
сама по себе из-за особенностей объекта
лизинговой сделки, по сравнению с движимым
имуществом.
Необходимо отметить некоторые
существенные различия между лизингом
недвижимости и лизингом техники, машин,
оборудование и т.д.
При лизинге движимого имущества
период, когда нельзя расторгнуть договор,
как правило, составляет от трех до семи
лет. Оборудование и техника приобретается
по указанию самого лизингополучателя
и полностью оплачивается лизинговой
компанией. Пир лизинге недвижимости период,
когда нельзя расторгнуть договор, обычно
составляет пятнадцать-двадцать лет, но
во многих случаях для арендатора предусматривается
возможность сделать досрочный выбор
в пользу покупки.
Компании, занимающиеся лизингом
движимого имущества, большую часть своих
средств получают от банков. В отличие
от них, лизинговые компании по недвижимости
привлекают для долгосрочных вложений
главным образом ресурсы финансового
рынка.
Лизинг недвижимости не обязательно
имеет целью финансирование строительства
новых объектов. С его помощью предприятие,
являющиеся собственником занимаемого
ею помещения, может получить ликвидные
средства и при этом остаться в том же
помещении.
Одно из отличий лизинга от ипотеки
в том, что при ипотечном кредитовании
залоговые отношения носят первичный
характер, в лизинговой же сделке они могут
либо вовсе отсутствовать, либо быть вторичны,
хотя в обоих случаях выступают как обеспечение
возвратности вложенных средств.
Процессы, происходящие на рынке
недвижимости и строительной индустрии,
являются одними из ключевых во всей экономике,
причем это характерно не только для нашей
страны. Вот почему необходимо оказывать
дальнейшую поддержку на всех уровнях,
и конечно же, на государственном, такому
важному финансовому инструменту, как
лизинг.