Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 09:47, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы заключается в том, чтобы:
- раскрыть понятие финансового планирования;
- раскрыть содержание финансового планирования;
- раскрыть цели и задачи финансового планирования;
- показать необходимость совершенствования финансового планирования в современных условиях хозяйствования;
- изучить проблемы и особенности финансового планирования в России.
Введение…………………...……………………………..……………….…..……....4
1 Общая характеристика финансового планирования…………………………......6
Понятие и значение финансового планирования……………………….…...6
Содержание финансового планирования ……………………...................….7
Цели и задачи финансового планирования…………..………………....….10
2 Виды финансовых планов и методы финансового планирования….………….13
2.1 Виды финансовых планов, их характеристика………………………………..13
2.2 Методы финансового планирования………………………….……………......18
2.3 Этапы финансового планирования. ………………………….……………..….22
3. Проблемы и пути совершенствования финансового планирования в
Российской Федерации……………………………………………………….…......24
3.1 Проблемы финансового планирования в РФ……………………...........….…..24
3.2 Пути совершенствования финансового планирования в РФ………………....26
Заключение……………………………………………..……………….……….…..30
Список литературы………..…………………………….…
Сводный бюджет коммерческой организации состоит из доходной и расходной частей таблица. Оптимальным бюджетом является такой, в котором доходная часть равна расходной.
Таблица 1 - Состав статей сводного бюджета коммерческой организации.
Доходы |
Расходы |
1. Выручка от реализации
продукции и от прочей |
1. Налоги в бюджет. |
2. Доходы от внереализационных операций. |
2. Заработная плата. |
3. Остатки средств на банковских счетах на начало планового периода. |
3. Платежи в государственные внебюджетные фонды. |
4. Кредиты и займы. |
4. Закупки сырья и материалов. |
5. Оплата электроэнергии. | |
6. Выплаты по кредитам и займам (с учетом процентов). | |
7. Прочие расходы. | |
8. Дефицит бюджета. |
Бюджеты структурных подразделений
формируются на основе следующих
функциональных бюджетов: бюджета фонда
оплаты труда; бюджета материальных
затрат; бюджета потребления энергии;
бюджета амортизации; бюджета прочих
расходов; бюджета погашения кредитов.
Такая система бюджетов полностью
охватывает все денежные потоки коммерческой
организации. С бюджетом фонда оплаты
труда связаны платежи в
Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также в государственные внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется только в целом по организации.
Финансовое планирование на основе составления системы бюджетов нацелено на:
• повышение управляемости
и быстрой адаптации
• обеспечение оперативного получения информации и корректировки стратегии и тактики управления финансами коммерческой организации;
• расширение возможности
накоплений для модернизации производства,
повышение инвестиционной привлекательности
организации. Внедрение системы
сквозного финансового
Целью составления финансовых
планов некоммерческими организациями
является определение объема финансовых
ресурсов, необходимого им для выполнения
уставных целей и задач, т.е. предоставления
услуг социально-культурного, научно-технического
и иного некоммерческого
Бюджетные учреждения сначала составляют проекты смет на основе показателей, доводимых до них соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, таких, как задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, предельные объемы финансирования и индексы-дефляторы по отдельным статьям сметы. Кроме того используются:
• тарифная сетка и справочник
тарификационно-
• ставки единого социального налога (взноса), нормативы выплаты компенсаций и пособий, установленные действующим законодательством (как федеральным, так и региональным, местным), при расчете начислений на фонд оплаты труда и размера трансфертов населению;
• материальные и финансовые
нормы и нормативы, установленные
соответствующим органом
• положения договоров с ресурсоснабжающими организациями при расчете расходов на оплату коммунальных и прочих услуг;
• фактический объем расходов в текущем году при планировании хозяйственных расходов.
В проекте сметы доходов и расходов приводится поквартальная разбивка показателей на планируемый год.
Утверждение сметы доходов
и расходов происходит после принятия
закона (решения) о бюджете на очередной
финансовый год, когда на основании
уведомлений о бюджетных
Некоммерческие организации
иных (кроме бюджетных учреждений)
организационно-правовых форм могут
составлять как смету доходов
и расходов, так и баланс доходов
и расходов. Выбор конкретного
вида финансового плана фиксируется,
как правило, в учредительных
документах некоммерческих организаций.
Смету доходов и расходов составляют
фонды, общественные и религиозные
организации; у остальных финансовый
план формируется в виде баланса
доходов и расходов. Порядок составления
финансового плана
2.2 Методы финансового планирования.
На этом этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей - числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.
Расчет показателей базируется
на определении условий
Реальность показателей
финансовых планов во многом зависит
от выбора методов финансового
В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов:
- экстраполяции. Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом;
- нормативный. Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме того, нормы и нормативы служат необходимым условием для внедрения экономико-математических методов в финансовое планирование;
- индексный. Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни, роста цен и другое. Из них наиболее важен один из индексов роста цен - индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены);
- программно-целевой. Позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения прежде всего межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем.
Для программ характерно наличие
цели, конкретизируемой в нескольких
задачах, сочетание различных источников
финансирования ее реализации. Например,
федеральная целевая программа
рассматривается как увязанный
по ресурсам, исполнителям и срокам
осуществления комплекс научно-исследовательских,
опытно-конструкторских, производственных,
социально-экономических, организационно-хозяйственных
мероприятий, обеспечивающих эффективное
решение целевых программ в области
государственного, экономического, экологического,
социального и культурного
Финансовые планы служат
инструментом экономической проверки
внутренней сбалансированности и взаимоувязки
материально-вещественных, трудовых и
стоимостных показателей
Баланс финансовых ресурсов
представляет собой баланс всех доходов
и расходов Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных
образований и хозяйствующих
субъектов на определенной территории.
Баланс финансовых ресурсов составляется
на основе отчётного баланса финансовых
ресурсов за предыдущий год в соответствии
с прогнозом социально-
Назначением этого баланса
являются обеспечение финансовыми
ресурсами мероприятий, предусмотренных
прогнозом социально-
Баланс построен по методу
двойной записи - доходы и расходы,
содержит два раздела, отражающих потоки
финансовых ресурсов: I раздел - Доходы,
II раздел - Расходы. Таким образом, в
балансе финансовых ресурсов осуществляется
сопоставление доходов с
Баланс финансовых ресурсов на макроуровне составляется в форме сводного финансового баланса. Его основные показатели рассчитываются с учётом необходимости реализации основных положений ежегодного Бюджетного послания Президента России. Состав статей сводного финансового баланса приведён в табл. 2.
Таблица 2 - Схема сводного финансового баланса Российской Федерации.
Доходы |
Расходы |
1. Прибыль. |
1. Средства, остающиеся в распоряжении организаций. |
2. Амортизация. |
2. Затраты на государственные инвестиции. |
3. Налоговые доходы. |
3. Фундаментальные исследования и содействие НТП. |
4. Единый социальный налог. |
4. Расходы на социально- |
5. Неналоговые доходы. |
5. Расходы на национальную оборону |
6. Средства целевых бюджетных фондов. |
6. Расходы на проведение военной реформы. |
7. Безвозмездные перечисления. |
7. Расходы на правоохранительную
деятельность и обеспечение |
8. Средства государственных внебюджетных фондов. |
8. Расходы на судебную власть. |
9. Расходы на содержание
органов государственной | |
10. Расходы по международной деятельности. | |
11. Обслуживание государственного и муниципального долга. | |
12. Финансовая помощь бюджетам других уровней. | |
13. Целевые бюджетные фонды. | |
14. Прочие расходы | |
Итого доходов: |
Итого расходов: |