Проблемы и пути усовершенствования налога на землю в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 02:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение места и роли земельного налога в экономической системе государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю становления земельного налогообложения в России;
- изучить нормативно-правовую базу регламентирующую порядок исчисления и уплаты земельного налога;
- охарактеризовать роль налога как источника формирования доходов бюджета в Российской Федерации;
- проанализировать поступления земельного налога в бюджет муниципального образования г.Волгограда;
- рассмотреть проблемы и пути усовершенствования налога на землю в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…….3
Теоретические основы земельного налогообложения………………………..…5
Исторический аспект развития земельного налогообложения в России………………………………………………………………………….…..…5
1.2 Нормативно-правовая база, регламентирующая порядок исчисления и уплаты земельного налога…………………………………………………………7
2 Земельный налог в бюджетной системе Российской Федерации……..…...…11
2.1 Анализ земельного налога как источника формирования доходов бюджета………………………………………………………………………....…..11
2.2 Анализ поступлений земельного налога в бюджет муниципального образования г. Волгоград…………………………………………………………14
3 Проблемы и пути усовершенствования налога на землю в России…………………..…………………………………………………..……….20
Заключение……………...…………………………………….…………………….23
Список использованных источников…..…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

2Курсовая по земельному налогу.doc

— 361.00 Кб (Скачать файл)

Графическое изображение  структуры налоговых доходов  бюджета муниципального образования г. Волгоград в 2010 году представлено на рисунке 5.

Как видно из рисунка 5, структура налоговых доходов  бюджета муниципального образования  г. Волгоград в 2010 году практически  такая же, как и в 2009 году. НДФЛ имеет наибольший удельный вес который  составляет 72,4%, что на 3,1% больше предшествующего года. Удельный вес земельного налога составил 14,1%. Это всего на 1,2% больше данных 2009 года.

 

Рисунок 5 – Структура налоговых доходов бюджета муниципального образования городской округ Волгоград в 2010 году, %

На рисунке 6 представлена структура налоговых доходов бюджета муниципального образования г. Волгоград в 2010 году.

Рисунок 6 – Структура налоговых доходов бюджета муниципального образования г. Волгоград в 2011 году, %

Значит, и в 2012 году структура налоговых доходов бюджета муниципального образования г. Волгоград осталась без изменения.

На основании  произведенного анализа налоговых доходов бюджета муниципального образования г.Волгоград можно сделать вывод, что на долю земельного налога в 2009 году приходится 12,9% всего объема налоговых доходов бюджета, в 2010 году – 14,1%, а в 2011 году – 12,2%. И земельный налог является вторым по объему поступлений среди других налогов, формирующих доходную часть бюджета муниципального образования г. Волгоград.

 

3  Проблемы и пути усовершенствования налога на землю в России

 

 

Поручением  Правительства РФ от 20.05.2010 г. № КА-П 13-3318 предусматривается комплекс мероприятий, направленных на создание условий для  введения местного налога на недвижимость. Данный налог должен объединить в себе земельный налог, налог на имущество физических лиц и частично налог на имущество организаций. Целью введения нового налога является перевод налогообложения к рыночной основе. В связи с этим необходимо рассмотреть проблемные стороны  налога на недвижимость в части  налогообложения земельных участков.

Одной из таких  сторон оказался перевод земельного налогообложения к кадастровому исчислению, который  выявил значительные проблемы, как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков и местных бюджетов. Собственники сталкиваются с такой проблемой:  кадастровая стоимость, с одной стороны, представляет собой оценочную категорию, то есть для ее определения привлекаются независимые оценщики, с другой стороны, результаты самостоятельного исследования, организованного владельцем земли показывают, что земля может иметь гораздо более низкую рыночную стоимость, чем по данным кадастрового учета. Наиболее распространенным недостатком является определение налоговой базы, которой  в отношении земельного налога является кадастровая стоимость участков земли, относящихся к  объектам налогообложения.   При этом следует помнить, что облагаемая база по земельному налогу довольно часто отличается от рыночной  стоимости. Кроме того большое количество  муниципальных образований не предоставили в налоговые  инспекции информацию об объектах налогообложения и о собственниках земельных участков [31,117-118].

Еще одной важной проблемой является  налогообложение  земельных участков, которые  заняты объектами недвижимости, в первую очередь, многоквартирными домами. При этом ситуация сильно усложняется, если в отношении объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, не проводилось межевание и кадастровый учет. Следовательно, в у плательщиков отсутствуют правоустанавливающие документы на землю, поэтому возникает вопрос о правомерности взимания земельного налога. На этот счет Минфином России подготовлен ряд официальных разъяснений (например, письма от 17.05.2006 N 03-06-02-02/65, от 26.12.2006 N 03-06-02-02/154, от 17.05.2007 N 03-05-05-02/33), Согласно данным разъяснениям в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»   участок земли, на котором расположены многоквартирный дом и иные объекты недвижимости,, входящие в состав данного дома, должен быть бесплатно передан в общую долевую собственность правообладателям квартир а данном доме. При этом необходимо чтобы участок был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в отношении него осуществлен государственный кадастровый учет [26,46-51].

Также противоречием является то, что объекты недвижимости,  по сути, будут облагаться тремя разными налогами, а именно, налогом на имущество организаций, земельным налогом и налогом на имущество физических лиц. Поэтому, несмотря на то, что объектом обложения во всех случаях является недвижимость, все перечисленные налоги рассчитываются с применением разных методах исчисления. В отношении одних применяются твердые ставки, а для других используются прогрессивные налоговые ставки. Кроме того налогооблагаемые базы этих налогов рассчитываются в отношении разных стоимостных показателей, которые практически не соответствуют реальным ценам на недвижимость.

Таким образом, с учетом того, что земельный участок и находящийся на нем объект недвижимости тесно связаны между собой и образуют единый комплекс недвижимости, то необходимо унифицировать методы налогообложения и земельного участка, и находящегося на нем объекта недвижимости.

На основании  выше изложенного можно сделать  вывод, что введенный налог на недвижимость значительно повлияет на состав и структуру региональных и местных налогов, а также объем налоговых доходов бюджетов Российской Федерации.

 Следует отметить, что введение налога на недвижимость на данном этапе пока еще невозможно, что обусловлено следующими причинами:

- не до конца осуществлена инвентаризация, первичный кадастровый учет, а также регистрация прав собственности по большому количеству объектов недвижимости, к тому же не всех из них оценены;

- не произвели  формирование единого реестра объектов недвижимости на основе земельного кадастра;

- значительная часть коммерческой и промышленной недвижимости, переданной в результате приватизации в частную собственность, все еще не прошла юридическую легализацию, так как в процессе приватизации не был решен вопрос о земельной составляющей этих объектов недвижимости;

- не создана единая государственная информационная база в области недвижимости [16, 50-54].

Однако помимо трудностей и неясностей относительно введения налога на недвижимость, данная налоговая реформа имеет следующие  положительные моменты:

- налог на недвижимость повлечет сокращение числа имущественных налогов, позволит упростить их исчисление, а также повысит качество администрирования и приведет к снижению расходов;

- повысятся объемы налоговых поступлений в местные бюджеты и сделает прозрачнее расходование средств от налоговых поступлений;

- налоговая  нагрузка физических лиц распределится более равномерно;

- повышение налоговой нагрузки уменьшит спрос на недвижимость, так как станет менее выгодным инвестировать деньги в эту отрасль., в результате этого снизятся цены на жилье;

- организации смогут на законном основании вывести из-под налогообложения активную часть основных средств.

 

 

Заключение 

 

В течение длительного  периода времени земельное налогообложение  играло значительную роль в податных системах. Земельный налог стал первой формой прямого реального обложения, , которая вначале носила чрезвычайный характер, а позднее стал взиматься на регулярной основе. Это позволило упростить работу налоговых органов, привело к повышению уровня налоговых доходов бюджета.

 Система  нормативно- правовых документов, регулирующих  порядок исчисления и уплаты земельного налога, достаточно иерархична и включает в себя Федеральные законы, Постановления Правительства РФ Постановления ВАС РФ, кроме того имеется ряд других документов, которые косвенно или напрямую регламентируют систему земельного налогообложения.

В ходе работы был  проведен анализ поступлений земельного налога в бюджет муниципального образования г. Волгоград, который показал, что за анализируемый период сумма земельного налога, поступившего в местный бюджет, значительно увеличилась. Так его прирост в 2010 году по сравнению с 2009 годом составил 139,3 тыс.руб.,  а в 2011 году по сравнению с предшествующим годом – 51,2  тыс.руб. Данный прирост в первую очередь был вызван увеличением числа налогоплательщиков в 2010 году по сравнению с 2009 годам на 40473 единиц, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом – на 78679 единиц.

Однако в  результате предоставления налоговых  льгот налогоплательщикам  бюджет муниципального образования г.Волгоград недополучил суммы налога в размере: 2009 г.- 1159,9 тыс.руб., 2010 г. – 1074,7 тыс.руб., а в 2011 году – 1367,1 тыс.руб.

Анализ налоговых  доходов бюджета муниципального образования г.Волгоград показал, что на долю земельного налога в 2009 году приходится 12,9% всего объема налоговых доходов бюджета, в 2010 году – 14,1%, а в 2011 году – 12,2%.

Таким образом, земельный налог является вторым по объему поступлений среди других налогов, формирующих доходную часть  бюджета муниципального образования  г. Волгоград.

На современном  этапе приоритетным направлением реформирования земельного налогообложения является налог на недвижимость, который имеет следующие положительные моменты для налогооблолжения:

- налог на  недвижимость повлечет сокращение  числа имущественных налогов,  позволит упростить их исчисление, а также повысит качество  администрирования и приведет к снижению расходов;

- повысятся объемы налоговых поступлений в местные бюджеты и сделает прозрачнее расходование средств от налоговых поступлений;

- налоговая  нагрузка физических лиц распределится  более равномерно;

-  повышение  налоговой нагрузки уменьшит  спрос на недвижимость, так как  станет менее выгодным инвестировать  деньги в эту отрасль, в результате этого снизятся цены на жилье;

-  организации  смогут на законном основании  вывести из-под налогообложения активную часть основных средств.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая[Текст]. – М.: Проспект, КноРус, 2012. – 784с.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации [Текст]. – М.: Гросс-Медиа, 2012. – 73с.
  3. Александров И. М. «Налоги и налогообложение» [Текст]: Учебник- 7-е издание переработанное и дополненное. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2008-318 с.
  4. Анисимов А. П. Земельное право России [Текст]: учебник/; под редакцией доктора юридических наук А. П. Анисимова. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009 – 403 с.
  5. Анищенко А. В. Налоговое законодательство - 2011[Текст] / А. В. Анищенко// Налоговый вестник. - 2010. - № 11. – С. 30-34
  6. Боголюбов С. А. Все о земельных отношениях: учебное - практическое пособие/ авторский коллектив С.А. Боголюбов (и др.) [Текст]. – М.: Проспект, 2010 – 456 с.
  7. Боголюбов С. А. Земельное право: учебник 3-е издание, переработанное и дополненное [Текст]. – М.: Юрайт-Издат, 2009 – 402 с.
  8. Боголюбов С. А. Земельные правоотношения [Текст]: учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2009 – 378 с.
  9. Все о земельных отношениях: учебно-практическое пособие [Текст] – М.: Проспект, 2010- 656 с.
  10. Ерофеев Б. В. Земельное право России [Текст]: учебник для вузов. 11-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Эксмо, 2009 – 496 с.
  11. Захарьин В. Р. Налоги и налогообложение [Текст]: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009-336с.
  12. Карасев А. И. «Налоги и налогообложение [Текст]: учебное пособие. - М.6 Магистр, 2009 – 576 с.
  13. Кваша Ю. Ф. Комментарии к налоговому кодеку Российской федерации части I и II [Текст]/ под редакцией Кваши Ю. Ф. – 8-е издание исправленное и дополненное. – М.: Юрайт, 2012 – 1375 с.
  14. Мандрощенко О. В., Пинская М. Р. Налоги и налогообложение [Текст]: Учебное пособие/ Под общей редакцией профессора Л. И. Гончаренко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2008 – 344 с.
  15. Миляков Н. В. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник, 6-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Инфра-М, 2008 – 507с.
  16. Нагорская Н. В. Расчет земельного налога: проблемы и решения [Текст] / Н. В. Нагорская // Налоговый вестник. - 2010. - № 10. – С. 50-54.
  17. Налоги и налоговая система Российской Федерации [Текст]: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2008 – 464 с.
  18. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник для вузов/ переработанное и дополненное. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009 – 519 с.
  19. Основные направления налоговой политики РФ на 2011год и на плановый период 2012 и 2013 годы [Текст] Налоговый вестник. - 2010. - №8. – С. 10-25.
  20. Основные направления налоговой политики РФ на 2011год и на плановый период 2012 и 2013 годы [Текст] Налоговый вестник. - 2010. - №7. – С. 14- 24.
  21. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Волгоград: Управление ФНС России по Волгоградской области, 2013. – Режим доступа: http:// www.r34.nalog.ru/statistic/sv_otch62/3740195/. – Загл. с экрана. Рус.
  22. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение [Текст]: теория и практика: учебник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011 – 682 с.
  23. Петров А. В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение [Текст]: учебное пособие / А. В. Петров, А. В. Толкушкин. – 9-е издание, переработанное и дополненное. – М. Юрайт-Издат, 2008 – 986 с.
  24. Романов А. Ю. Налоги и налогообложение [Текст]: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2008 – 334с.
  25. Романовский М., Врублевская О. Налоги и налогообложение 6-е издание [Текст], дополненное/ Под ред. М. Романовского, О. Врублевской. - СПб: Питер, 2010-528 с.
  26. Соколов П. А. Земельный налог по участкам, занятым многоквартирными домами [Текст] / П. А. Соколов// Налоговая политика и практика. – 2011. - № 3. – 46-51.
  27. Споры по вопросам взимания земельного налога - Обнинск [Текст]: институт муниципального управления, 2009 – 108 с.
  28. Тарасова В. Ф. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник/ В. Ф. Тарасова, М. В. Владыка, Т.В. Сапрыкина; под общей редакцией В.Ф. Тарасовой. – М. КноРус, 2009 – 480с.
  29. Теория и история налогообложения [Текст]: учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2006 – 319с.
  30. Толкушкин А. В. История налога в России [Текст]. – М.: Юристъ, 2011 – с.94
  31. Чулкова Л. А. Споры вокруг земельного налога [Текст] / Л.А. Чулкова // Налоговый вестник. - 2010. - № 4. – С. 117-118.

 


Информация о работе Проблемы и пути усовершенствования налога на землю в России