Проблемы и тенденции развития банковской системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Политика государства в отношении банковского сектора, как и всей экономики в целом, призвана обеспечивать системную стабильность и создавать необходимые условия для развития рынка на базе здоровой внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Банковская деятельность должна осуществляться на единых принципах, установленных для коммерческих организаций, и базироваться на коммерческих интересах при соблюдении требований к устойчивости банков, которые отражены, в том числе в нормах банковского надзора, ориентированных на международно-признанные подходы.
Известно, что от состояния банковской системы зависит авторитет государства и успех всех проводимых экономических реформ. В современных условиях нормализация состояния банковской системы является залогом политической стабилизации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1.Место банков в системе кредитования………………………………….3
1.1Сущность банковской системы……………………………….3
1.2 Структура банковской системы ……………………………....4
2. Центральный банк РФ…………………………………………………...8
2.1 Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ и его структура…………………………………………………………………..8
2.2 Функции и операции Центрального банка РФ……….……11
3. Коммерческие банки РФ ……………………………………………...16
3.1 Основы организации коммерческих банков РФ и их ресурсы…………………………………………………………………...16
3.2 Операции коммерческих банков РФ………………………..20
4. Проблемы и тенденции развития банковской системы РФ…………27
4.1 Анализ банковской системы РФ за 2009- 2012 года……....27
4.2 Актуальные проблемы Российской банковской системы ...34
4.3 Приоритетные направления совершенствования
Российской банковской системы ……………………………....37
Заключение ……………………………………………………………….41
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсач2012.docx

— 119.76 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим организационную  структуру Банка России. Внешним  органом Банка России является Совет  директоров -  коллегиальный орган, определяющий основные направления  деятельности и осуществляющий руководство  и управление Банком России. В состав Совета директоров входят председатель Банка России и 12 членов. Кандидатуру председателя Банка России утверждает Государственная Дума  по представлению президента РФ.

При Банке России действует  Национальный банковский совет, состоящий  из председателя Совета Федерации, Государственной  Думы, Президента РФ, Правительства РФ и председателя Банка России, всего 12 человек.



 


 




 



Рис2. Организационная структура Центрального банка Российской Федерации

Банк  России совместно с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную  политику. Основные цели денежно-кредитной  политики:

  1. достижение финансовой стабилизации;
  2. снижение темпов инфляции;
  3. укрепление курса национальной валюты;
  4. обеспечение устойчивости платежного баланса страны;
  5. создание условий для стимулирования экономического роста.

Банк России ежегодно не позднее срока внесения в Государственную  Думу Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период представляет  в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно- кредитной политики на предстоящий год.

Государственная Дума рассматривает  основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год и принимает соответствующее  решение не позднее принятия Государственной  Думой федерального закона о федеральном  бюджете на предстоящий год.

 

2.2 Функции и  операции Центрального банка РФ

Федеральный закон « О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» содержит перечень функции, который не исключает осуществление  иных функций в соответствии с  федеральными законами (ст. 4):4

1) во взаимодействии с  Правительством Российской Федерации  разрабатывает и проводит единую  государственную денежно-кредитную  политику; 

2) монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака; 

3) является кредитором  последней инстанции для кредитных  организаций, организует систему  их рефинансирования; 

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

4.1) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

5)   устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание  счетов бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской  Федерации, если иное не установлено  федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное  управление золотовалютными резервами  Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

10)   регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;  

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15)  устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; 

16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

16.1) принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и  прогнозирование состояния экономики  Российской Федерации в целом  и по регионам, прежде всего  денежно-кредитных, валютно-финансовых  и ценовых отношений, публикует  соответствующие материалы и  статистические данные;

18.1) осуществляет выплаты  Банка России по вкладам физических  лиц в признанных банкротами  банках, не участвующих в системе  обязательного страхования вкладов  физических лиц в банках Российской  Федерации, в случаях и порядке,  которые предусмотрены федеральным законом;

(п. 18.1 введен Федеральным законом от 29.07.2004 N 97-ФЗ) 

18.2) является депозитарием  средств Международного валютного  фонда в валюте Российской  Федерации, осуществляет операции  и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом; 

19) осуществляет иные функции  в соответствии с федеральными  законами.

Функция, в юридическом  отношении трактуемая как направление  деятельности, предполагает осуществление  ряда операций и сделок. Согласно Закону о Банке России (гл. VIII) он имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями и Правительством РФ:5

  1. предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
  2. покупать и продавать ценные бумаги на открытом рынке, а также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;
  3. покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;
  4. покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
  5. покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
  6. проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
  7. выдавать поручительства и банковские гарантии;
  8. осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
  9. открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;
  10. выставлять чеки и векселя в любой валюте;
  11. осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также  иных лиц в случаях, предусмотренных  федеральными законами. Банк России вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

В соответствии с Законом  о банке России он является органом  регулирования и надзора за деятельностью  кредитных организаций. Главная  цель надзорной деятельности Банком России является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов  вкладчиков и кредиторов.

Таким образом, Центральный банк руководит всей кредитно-валютной системой страны, обладает исключительным эмиссионным правом и хранит золотовалютные резервы государства, контролирует, регулирует деятельность коммерческих банков и хранит их временно свободные резервные средства.

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ РФ

3.1 Основы организации коммерческих банков РФ и их ресурсы

Коммерческий банк-это  экономическое предприятие, поскольку  главной в деятельности коммерческого  банка является реализация экономических  интересов. Как и любое предприятие, банк представляет собой самостоятельный  хозяйствующий субъект, обладает правами  юридического лица, производит и продает  продукт, оказывает услуги.

Банк – коммерческое предприятие. Именно благодаря своему подлинному назначению его назвали коммерческим банком, поскольку «коммерция» означает «торговля». Коммерция в банковской сфере базируется на определенных принципах. Первый, главный среди них -  принцип прибыльного хозяйствования, достижение возможно большей прибыли. Второй принцип – получение большей прибыли при меньших инвестициях (подешевле купить -  подороже продать). Эффект будет  более заметен, если большая прибыль достигнута при меньшей  его собственной доли. Важный принцип банковской коммерции состоит в том, что банк может рисковать своим капиталом, своей прибылью, но не капиталом клиента, его прибылью. От неудачной коммерции может страдать банк, но никогда не должен страдать клиент.

Партнерские отношения коммерческого  банка с клиентами базируются на принципе взаимной заинтересованности. Только в том случае, когда банк и предприятие заинтересованы друг в  друге, можно рассчитывать, что  партнерские отношения между  ними действительно состоятся.

Цель коммерческого банка  определяется с позиции его доходности, рентабельности, структуры баланса, направлений деятельности.

В качестве факторов, обеспечивающих успех коммерческого банка, можно  назвать:

    • создание всеобъемлющих информационных систем;
    • сотрудничество с иностранными банками;
    • переход на новую технологию банковского обслуживания.

Под ролью банка следует  понимать его назначение, то, ради чего он возникает, существует и развивается. Назначение банка состоит в том, что он обеспечивает:

    • концентрацию свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности и ускорения производства;
    • упорядочение и рационализация денежного оборота.

Аккумулируемые банками денежные средства, их последующее перераспределение дают возможность не только поддержать непрерывность производства и обращение продукта, но и ускорить воспроизводственный процесс в целом.

Роль банка условно  можно рассматривать с количественной и качественной сторон. Количественная сторона определяется объемом и разнообразием банковских услуг, предлагаемых на рынке, т.е. объемом активных операций банка.

Качественная  сторона роли банка достигается посредством проведения сбалансированной политики, направленной на эффективность как производства, так и банковской деятельности.

Принципы деятельности коммерческого банка сводятся к следующему.

  1. Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (то есть ликвидность) оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов.
  2. Полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности.
  3. Взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные.
  4. Регулирование деятельности банка может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами.

Информация о работе Проблемы и тенденции развития банковской системы РФ