Проблемы реализации и развития банковской конкуренции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть банковскую конкуренцию-основу рынка финансовых услуг.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть возникновение и развитие банковской конкуренции;
- выявить понятие банковской конкуренции и ее виды;
- изучить уровни банковской конкуренции;
- определить состояние банковской конкуренции на современном этапе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ…………………………………………..5
Возникновение и развитие банковской конкуренции..........................5
Понятие банковской конкуренции и ее виды.......................................8
Банковский маркетинг как основа банковской конкуренции............16
2. АНАЛИЗ БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ…….……..23
2.1 Банковская конкуренция в России………………………………….….23
2.2 Уровни банковской конкуренции.........................................................28
2.3 Состояние банковской конкуренции на современном этапе.............32
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ............................................................................37
3.1 Проблемы реализации и развития банковской конкуренции
в России……………………………………………………………..………..37
3.2 Обзор используемых методов банковской конкуренции
в России………………………………………………………………………41
3.3 Зарубежный опыт развития банковской конкуренции
и возможности применения его в России..................................................44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..................................................................................48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................50

Вложенные файлы: 1 файл

работа.doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Депозитный портфель банка - балансовый остаток на текущих, расчетных и депозитных счетах юридических и физических лиц на определенную дату. Рассчитывается по РСБУ при помощи 101-й формы отчетности кредитной организации. По большинству банков эта информация представлена на сайте ЦБ РФ. При жесточайшей конкуренции, реализовывая различные кредитные операции, банк  также должен стремиться не только к их росту, т.е. получению прибыли, но и к повышению качества кредитного портфеля. Поэтому для эффективного управления кредитным портфелем с целью привлечения клиентов, необходим его анализ по различным количественным и качественным характеристикам.

Кредитный портфель банка представляет собой экономические отношения, сложившиеся между банком и клиентами в связи с выдачей кредитов. На балансе банковского учреждения на определенную дату складывается остаток кредитной задолженности, что и составляет основу кредитного портфеля банка.

Для каждого банка формирование собственного кредитного портфеля является важнейшим вопросом в ходе деятельности.

По данным проекта «РБК. Рейтинг», рейтинг банков по кредитному портфелю на 1 января 2013 года следующий:

 

 

Банк

Кредитный портфель на 1 января 2013 года (млн. руб.)

Кредитный портфель на 1 января 2012 года (млн. руб.)

Изменение (%)

Потери по кредитным операциям на 1 января 2013 года (млн. руб.)

Потери по кредитным операциям на 1 января 2012 года (млн. руб.)

Изменение (%)

1

Сбербанк

7 975 441.43

6 582 802.18

21.16

86 928.76

56 838.16

52.94

2

ВТБ

1 477 562.07

1 334 288.94

10.74

6 668.29

5 703.13

16.92

3

Газпром  банк

1 290 301.31

991 100.41

30.19

1 329.56

1 258.17

5.67

4

Россельхозбанк

894 523.43

780 933.57

14.55

5 085.34

753.38

575.00

5

ВТБ 24

836 412.99

583 044.00

43.46

427.83

407.64

4.95

6

Альфа-Банк

726 679.42

536 322.65

35.49

2 684.82

882.11

204.36

7

Юникредит Банк

426 184.51

400 887.98

6.31

565.74

535.00

5.74

8

Банк Москвы

380 093.10

338 068.32

12.43

11 170.05

2 604.78

328.83

9

Росбанк

358 128.55

338 262.32

5.87

3 095.45

2 105.25

47.04

10

Промсвязьбанк

335 277.87

290 596.23

15.38

9 105.33

4 028.54

126.02




Рейтинг банков по кредитному портфелю на 1 января 2013 года

 

 

Совокупный объем кредитного портфеля за прошлый год увеличился почти на 21.5% до 23.5 трлн руб. Большая часть, а это около 16 трлн руб., приходится, как и положено, на кредиты юридическим лицам. Розничным клиентам в прошлом году банки выдали, согласно нашей методике расчета, почти 7.4 трлн руб. При этом темп роста выдаваемых юрлицам кредитов выглядит скромнее, всего 14%, при том что у «розницы» он превышает 40%.[24]

 

2.2 Уровни банковской конкуренции

 

             Банковская конкуренция - понятие достаточно условное, так как конкурируют на банковском рынке не только банки. Даже в финансовом секторе этого рынка можно выделить три уровня конкурентной борьбы.

            Основной уровень - конкуренция между коммерческими банками, которые традиционно делятся на универсальные и специализированные. Раньше между этими видами существовала чёткая грань. Во-первых, это было связано с тем, что для ряда операций устанавливались законодательные ограничения.

              Например, такого рода ограничения были введены в Великобритании в начале 30-ых годов как реакция на огромное число банковских крахов в период мирового экономического кризиса 1929 - 1933 годов. Во-вторых, прибыли банков от отдельных специализированных операций иногда были настолько велики, что деятельность в других сферах становилась необязательной.

             Однако в последнее время во многих странах в условиях усиления банковской конкуренции все больше проявляется тенденция к универсализации банковской деятельности. Различия универсальных и специализированных банков становятся все более спорными и расплывчатыми. Универсальный банк несколько лучше защищен от коммерческого риска, чем специализированные, он может более гибко реагировать на изменения конъюнктуры, а значит, более конкурентоспособен. [9,c.46]

             В банковском деле, как и в промышленности, свободная конкуренция неизбежно вызывает концентрацию. Одни банки поглощаются более могущественными конкурентами, другие, формально сохраняя самостоятельность, фактически подпадают под власть более сильных конкурентов. Происходит слияние банков. Число банков сокращается, но вместе с тем увеличиваются их размеры, возрастает объем операций. В каждой стране выделяются немногие крупнейшие банки, на счетах которых собираются огромные суммы свободных средств, ищущих прибыльного применения.

              Конкуренция наблюдается как между отдельными банками, так и между крупнейшими союзами банковского капитала. У последних всё более усиливается стремление к монополистическому соглашению, к объединению банков. Крупные финансовые операции - разных акционерных обществ - все чаще осуществляется не каким-либо отдельным банком, а при помощи соглашения между несколькими ведущими банками.

             Централизация банковского капитала проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие банковские объединения, в росте филиальной сети крупных банков. Банковские объединения - это банки-гиганты, играющие господствующую роль в банковском деле.

        Существуют несколько форм банковских объединений.

              Банковские картели - это соглашения, ограничивающие самостоятельность отдельных банков и свободную конкуренцию между ними путём согласования и установления единообразных процентных ставок, проведения одинаковой дивидендной политики и т.п.

             Банковские синдикаты, или консорциумы - соглашения между несколькими банками для совместного проведения крупных финансовых операций.

             Банковские тресты - это объединения, возникающие путём полного слияния нескольких банков, причем происходит объединение капиталов этих банков и осуществляется единое управление ими.

             Банковские концерны - это объединение многих банков, формально сохраняющих самостоятельность, но находящихся под финансовым контролем одного крупного банка, скупившего контрольные пакеты их акций.

               Превосходство крупных банков еще более усиливается из-за широкого применения компьютеров и другой вычислительной техники. [13,c.72-75]

              Наряду с соперничеством между коммерческими банками в современных условиях все более серьезную конкуренцию они испытывают со стороны небанковских кредитно-финансовых институтов (страховые компании, финансовые брокеры, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, компании по выпуску кредитных карточек и другие), а также со стороны нефинансовых организаций (почта, торговые дома, предприятия автомобильной промышленности и другие.).

             Помимо этих трех уровней, на некоторых из них можно выделить два подуровня:

            - индивидуальная конкуренция, при которой конкурентами являются отдельные кредитные институты;

            - групповая конкуренция, при которой в качестве конкурентов могут выступать группы родственных кредитных институтов. Примерами могут быть объединения сберегательных касс и кредитных товариществ в Германии, проводящие согласованную рыночную политику.

             Таким образом, в конкурентной борьбе крупные банки имеют решающие преимущества перед мелкими. Во-первых, они обладают большими возможностями для привлечения вкладов, так как вкладчики предпочитают помещать свои средства в крупные, более солидные и устойчивые банки, а не в мелкие, которые чаще терпят крах. Во-вторых, крупные банки обычно обладают сетью филиалов, расположенных во многих городах, чего не имеют мелкие банки. В-третьих, у крупных банков издержки по ведению операций относительно меньше вследствие большего масштаба этих операций. Это позволяет крупным банкам взимать меньшую плату с клиентов за выполнение для них расчетных и кредитных операций, что, естественно, привлекает клиентуру. [14,c.99]

              Помимо этих трех уровней, на некоторых из них можно выделить два подуровня:

             - индивидуальная конкуренция, при которой конкурентами являются отдельные кредитные институты;

             - групповая конкуренция, при которой в качестве конкурентов могут выступать группы родственных кредитных институтов. Примерами могут быть объединения сберегательных касс и кредитных товариществ в Германии, проводящие согласованную рыночную политику.

              Таким образом, борьба за клиентуру ведется и между самими банковскими объединениями; каждый крупный банк стремится переманить клиентов у других крупных банков. Наряду с соперничеством между коммерческими банками в современных условиях всё более серьёзную конкуренцию они испытывают со стороны небанковских кредитно-финансовых институтов (страховые компании, финансовые брокеры, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, компании по выпуску кредитных карточек и другие), а также со стороны нефинансовых организаций (почта, торговые дома, предприятия автомобильной промышленности и другие.).[7,c.55]

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.3  Состояние банковской  конкуренции на современном этапе

 

   Банковскую конкуренцию следует рассматривать как разновидность конкуренции вообще, при этом, учитывая специфические особенности рынка банковских услуг, закономерностей развития банковской системы в целом. Сферой банковской конкуренции является банковский рынок, который представляет собой совокупность рынков сбыта банковских услуг. Его специфика заключается в том, что это - очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов.[16,c.52]

    К числу отличительных особенностей банковской конкуренции относят:

             1. «Товар», который обращается на рынке банковских услуг, являются деньги и связанные с ними финансовые инструменты.

            2. Взаимосвязь не только с экономикой, но и с политикой. Конкуренция между кредитными организациями внутри страны влияет как на внутреннюю, так и на внешнюю политику данного государства.

             3. «Узость поля» конкурентной борьбы. Это обусловлено ограниченностью перечня предоставляемых банковских услуг и является следствием правового оформления банковской деятельности как исключительного вида деятельности, не допускающего совмещения с производственной, торговой и страховой деятельностью.

             4. Конкуренция между банками происходит в условиях жесткого, по сравнению с иными финансовыми рынками, регулирующего воздействия со стороны государства, в том числе в условиях более жесткого банковского надзора.

             5. Конкурентная борьба между кредитными организациями охватывает не только сферу привлечения ресурсов, но и сферу их размещении.

            6. Банковская конкуренция характеризуется зависимостью от доверия клиентов.

             7. Банки в конкурентной борьбе никогда полностью не устраняют своего клиента.

Рассмотрим банковскую конкуренцию России на современном этапе.

В 2012 году российские банки увеличили совокупный объем чистых активов почти на 18% до 46.68 трлн руб. При этом чистые активы первой десятки, на долю которой по-прежнему приходится более 60%, прибавили за этот период немного больше - 19%. Более существенный рост наблюдается по ликвидным активам, 34% до 4 трлн руб. Первая десятка и тут продемонстрировала более высокий темп годового прироста, увеличив этот показатель на 55% до 2 трлн руб.                                                                                                         

                                                                                                                 Таблица 3

       РБК Рейтинг банков по чистым активам на 1 января 2013 года

Банк

Чистые активы на 1 января 2013 года (млрд. руб.)

Чистые активы на 1 января 2012 года (млрд. руб.)

Изменение (%)

1

Сбербанк

13 823.20

10 776.58

28.27

2

ВТБ

4 221.21

4 096.01

3.06

3

Газпромбанк

2 721.30

2 430.35

11.97

4

Россельхозбанк

1 659.47

1 454.33

14.11

5

Банк Москвы

1 504.03

1 334.36

12.71

6

ВТБ 24

1 473.57

1 201.98

22.60

7

Альфа-Банк

1 283.50

961.98

33.42

8

Юникредит Банк

860.30

882.16

-2.48

9

Промсвязьбанк

682.33

569.97

19.71

10

Росбанк

677.47

636.65

6.41

Информация о работе Проблемы реализации и развития банковской конкуренции в России