Проблемы реализации и развития банковской конкуренции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть банковскую конкуренцию-основу рынка финансовых услуг.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть возникновение и развитие банковской конкуренции;
- выявить понятие банковской конкуренции и ее виды;
- изучить уровни банковской конкуренции;
- определить состояние банковской конкуренции на современном этапе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ…………………………………………..5
Возникновение и развитие банковской конкуренции..........................5
Понятие банковской конкуренции и ее виды.......................................8
Банковский маркетинг как основа банковской конкуренции............16
2. АНАЛИЗ БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ…….……..23
2.1 Банковская конкуренция в России………………………………….….23
2.2 Уровни банковской конкуренции.........................................................28
2.3 Состояние банковской конкуренции на современном этапе.............32
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ............................................................................37
3.1 Проблемы реализации и развития банковской конкуренции
в России……………………………………………………………..………..37
3.2 Обзор используемых методов банковской конкуренции
в России………………………………………………………………………41
3.3 Зарубежный опыт развития банковской конкуренции
и возможности применения его в России..................................................44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..................................................................................48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................50

Вложенные файлы: 1 файл

работа.doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)



Самой разветвленной сетью собственных банкоматов в России обладает банк «ВТБ24», без учета «Сбербанка», а в Москве «Мастер-Банк» -таков результат подготовленного «РБК. Рейтинг» рейтинга банков-лидеров по количеству банкоматов по состоянии. На 01 января 2013года.

   Всего в рейтинге приняло участие порядка 120 банков, приславших свои анкеты в РБК. Стоит отметить, что на момент публикации рейтинге крупнейший российский банк «Сбербанк» данные по количеству банкоматов по состоянию на 1января 2013 так и не предоставил, что же касается данных прошлого рентинга, то, согласно ему, на 1 января 2012 года у «Сбербанка» насчитывалось порядка 23 тысяч собственных банкоматов по России.

   Крупнейшим банком по количеству банкоматов на 1 января 2013 года (без учета данных «Сбербанка») стал «ВТБ24». Согласно присланной анкете, банк обладает 4 315 собственными банкоматами, при этом 452 находится в Москве.

    По московскому показателю «ВТБ24» отстает от таких участников как: «Мастер-Банк», «Банк Москвы» и «Райфайзенбанк». При этом количество банкоматов по Москве у «Мастер-Банка» превышает 1,3 тыс. штук, что меньше чем у «Сбербанка», если учитывать только имеющиеся данные на 1 января, но значительно больше, чем у других участников рентинга.

    По объему выданных без залоговых кредитов в 1 полугодии 2012 года лидирует банк «ВТБ24». Согласно полученной «РБК. Рейтинг» анкеты, в минувшем полугодии банк выдал кредитов на сумму 51,9 млрд. руб., что на 57% больше, чем в 1полугодии 2011 года. Аналогичный показатель банка «Хоум Кредит» составил 29,5 млрд. руб., что соответствует второму месту и что также больше, чем в 2009году, но всего на 9%. Более существенно (+101%) вырос объем выданных без залоговых кредитов у «ОТП Банк» - до 23,9 млрд. руб.

    По размеру портфеля без залоговых кредитов по состоянию на 1 июля 2012 года первое и второе места также занимают банк «ВТБ24» (175 млрд. руб.) и «Хоум Кредит» (61 млрд. руб.), а вот на третьем месте расположился «Росбанк» с объемом портфеля без залоговых кредитов на 1 июля 2012 года, равным 54,6 млрд. руб., при этом оббьем выданных без залоговых кредитов в минувшем полугодии у данного участника составил 16,4 млрд. руб., что соответствует пятому месту.[23]

    Состояние банковской конкуренции можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Резкое усиление конкурентной борьбы между различными участниками рынка
  2. Лидирующие позиции удерживают банки, которые можно отнести к категории «стабильных»
  3. Ориентация на сохранение и расширение клиентской базы
  4. Ориентация банков на расширенное обслуживание физических лиц с учетом индивидуального подхода к каждому клиенту
  5. Повышение требований к квалификации кадров
  6. Ориентация банков на широкий спектр дополнительных банковских услуг, на расширение линейки продуктов и услуг для обслуживания корпоративных клиентов
  7. Ориентация на улучшение имиджа банков
  8. Расширение пакета сервисных программ

             В качестве основных закономерностей банковской конкуренции на современном этапе можно назвать следующие:

             - универсализация банковской деятельности;

             -либерализация государственного регулирования банковской деятельности;

            - расширение региональной и национальной сферы деятельности кредитных институтов;

             - проникновение на банковский рынок не банков;

            - возрастание значения неценовой конкуренции;

   Таким образом, основными недостатками работы большинства банков, по-прежнему, является неквалифицированная работа персонала, недостаточное количество банкоматов, неудобный режим работы и др. При выборе банка для потенциальных клиентов самым важным является величина спектра предлагаемых банком услуг, также в качестве одного из важнейших факторов является мнение о банке, сложившееся у друзей и знакомых.[21,c.7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БАНКОВСКОЙ  КОНКУРЕНЦИИ

  И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

       3.1 Проблемы реализации  и развития банковской конкуренции  в России

 

      Банковская конкуренция является одной из актуальных тем, обусловленная активным участием российских банков в основных сегментах финансового рынка, необходимостью научного обобщения накопленного опыта практической банковской деятельностью, а также отсутствием комплексных разработок этой проблемы с учетом мирового опыта.[8,c.116]

             К основным проблемам можно отнести:

            -   Тенденции развития деятельности банков на финансовом рынке;

            - Технология деятельности банков на финансовом рынке и ее совершенствование;

             - Деятельность банков на рынке ссудных капиталов и ее роль в развитие инвестиций;

             - Перспективы развития рынка облигаций и инвестиций банков в экономику;

             -    Деятельность российских банков на мировом финансовом рынке;

             Характеризуя перспективы банковской системы России, можно выделить следующие сценарии развития:

             1. Уход мелких банков с финансового рынка, в том числе путем банкротств и поглощения другими банками;

              2. Превращение мелких (особенно региональных кредитных организаций в филиалы крупных банков;

              3.   Универсализация двух-трех десятков ведущих банков;

              4.  Специализация остальных банков.

              Можно отметить возможность выхода банковских акций на вторичный рынок, открытий для широкого круга инвесторов, поскольку темп роста кредитования банками экономики обгоняет рост их собственных средств. Но в России разработана лишь технология размещения облигаций на финансовом рынке. В РФ наблюдается сложность размещения ценных бумаг банков, так как мало инвестиционных компаний, обеспечивающих этот процесс.

              Необходимо совершенствовать конкурентоспособность инфраструктуры национального финансового рынка, в частности путем создания в течение двух-трех лет центрального депозитария для обслуживания всех торговых площадок, для работы с регистраторами, а также в качестве посредника между российским и мировым финансовыми рынками.[3,c.107-109]

        В целях  повышения конкурентоспособности  российского финансового рынка  с учетом мирового опыта и  его роли в возрождении национальной экономики на основе инновационной креативной модели развития.

      Выделены следующие направления:

             - Дальнейшее улучшение макроэкономических показателей, реальное снижение темпа инфляции, возрождение экономики;

             - Укрепление позиций участников  финансового рынка, в первую очередь  банков;

             - Обеспечение инвестиционной безопасности, стабильности законов, правовых гарантий для привлечения инвесторов – российских и иностранных – в банковскую сферу;

              -   Технологический прогресс в развитие его инфраструктуры с учетом мировых достижений;

             - Повышение эффективности и координации деятельности многочисленных органов надзора и контроля за участниками разных сегментов банковской сферы;

            - Формирование в стране и за рубежом к российским банкам;

            -Целеустремленное повышение квалификации участников финансового рынка, в том числе руководящих кадров, которые должны иметь базовое образование; это требует усиления контроля за качеством преподавания в учебных центрах послевузовского образовании.[11,c.102]

        Изменения в институциональной структуре российской банковской системы влияют на развитие кредитования российских предприятий скорее положительно, так как приход новых сильных игроков увеличит предложение ресурсов и усилит конкуренцию среди банков.

             Другим не менее важным источником  роста активов банковской системы в 2013 году останутся доходы от кредитования населения – на него банки будут направлять привлекаемые ресурсы в первую очередь. Кредитование предприятий будет расти более низкими темпами, исключение составит малый бизнес: здесь как ожидается, темпы роста будут сопоставимы с потребительским кредитованием.

            Набор корпоративных банковских продуктов вряд ли заметно изменится, но, возможно, появятся целевые программы, рассчитанные на отдельные виды бизнеса.

              Вероятно, что банки будут стараться упростить процедуру получения кредита, особенно в части требований к документации. Тем не менее, в ситуации возможного роста кредитных рисков не стоит ждать снижения требований по обеспечению кредитов. Ликвидность банковской системы останется на невысоком уровне, что может привлечь внимание ЦБ к проблеме рефинансирования коммерческих банков.[4,c.5-7]

              В 2013 году сохранится значимая роль государственных банков (на их долю приходится до 35% активов и капитала российской банковской системы), при этом опережающими темпами может расти инвестиционное и ипотечное кредитование. Вероятно, усилится роль государственного Банка Развития, который возьмет на себя финансирование секторов, не столь интересных бизнесу, но значимых для экономики - таких, например, как сельское хозяйство, тяжелая промышленность, ВПК.

            По данным Бюллетеня банковской статистики, процентные ставки по кредитам физическим лицам в среднем в полтора раза выше, чем для юридических лиц. Кроме того, банки получают дополнительный доход от клиентов в виде комиссии за выдачу и сопровождение кредита.

             В результате по итогам 2012 года доля потребительского кредитования в банковских активах увеличилась с 11,5 до 16%, тогда как доля кредитов реальному сектору, напротив, снизилась с 43,5 до 42,5%. Положение ЦБ РФ от 26.03.10 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней деятельности.

             Таким образом, к перспективам развития банковского сектора в целом можно отнести его консолидацию, повышение прозрачности структуры капитала средних игроков с целью выхода на международные рынки капитала или привлечения стратегических инвесторов, дальнейшую универсализацию банков (универсальные коммерческие банки с широким спектром услуг), взвешенный подход к целевым продуктам (внедрение системы подсчета доходности и эффективности), а также расширение продуктовой линейки.[7,c.46]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Обзор используемых методов банковской конкуренции в России

 

     Существуют различные методы идентификации конкуренции, которые можно разделить на методы, ориентированные на конкуренцию и методы, ориентированные на потребителя. При использовании методов, ориентированные на потребителя, стараются сравнить свою финансово-банковскую структуру с конкурентами через существующие потребности клиента и критерии, определяющие выбор клиента. Таким образом, данные методы исследуют конкуренцию с точки зрения качественных показателей и являются стратегическими.[8,c.11]

            Для эффективного управления  текущим процессом, необходимо идентифицировать ключевые элементы бизнес-коммуникаций.

       В качестве  элементов коммуникативного комплекса, обеспечивающего синергетическое  воздействие на внешнюю среду, следует выделить:

             - организационную культуру;

              - рекламу;

              - спонсорство;

              - меценатство и благотворительность;

              - лоббирование;

              - паблисити;

              - стимулирование сбыта;

              - прямой маркетинг;

              - сервис.

     Разнообразие данных  элементов обусловлено необходимостью комплексного и системного воздействия на внешнюю среду с учетом того фактора, что в современных условиях приоритетным является не процесс приспособления под внешнюю среду, а процесс воздействия на среду и управление событиями.

     Использование таких  элементов как лоббирование и  благотворительность, имеющих тенденцию  к самоорганизации, при значительном  суммарном эффекте способно привести  к позитивным структурным изменениям  влияния на макросреду.

            Любая финансово-банковская структура, являясь целеустремленной системой, должна быстро узнавать обо всех изменениях среды, представлять их значение и выбирать наилучшую ответную реакцию, способствующую достижению целей.[7,c.52]

     Эффект коммуникации  зависит не столько от силы воздействия на коммуникативную мишень, а от того, насколько коммуникативное сообщение захватывает имеющиеся мотивы объекта коммуникации, то есть чем выше побудительная сила мотивов, тем выше резонанс и эффект.

     Паблик рилейшнз обусловлен  все возрастающим фактором влиянием некоммерческого окружения на результаты бизнеса.

     Рассмотренные элементы  коммуникативной модели имеют  различные цели и назначения  по воздействию на объекты  коммуникаций.

     Правильный выбор  элементов коммуникативного комплекса позволяет рационально использовать бюджет маркетинга и повысить эффективность бизнес-коммуникаций в банковской сфере.[11,c.49]

      Стратегическая концепция  маркетинга означает смещение  акцента с потребителя (клиента) или продукта на внешнее окружение банка. Всестороннее знание потребителей становится недостаточным — чтобы достичь успеха, необходимо изучать внешнюю среду, в которой функционирует и развивается банк.

       Изучение внешней  среды включает исследование  сфер конкуренции, правительственной политики и регулирования, более широких экономических, политических и социальных факторов макросреды, которые и определяют эволюцию рынка и маркетинга и результаты изучения которых, в большей степени влияют на формирование текущей политики банка и его стратегическое планирование.

      Основную конкуренцию  банкам на финансовом рынке  составляют другие банки. В конкурентной  среде каждый из банков может  быть или банком-партнером, или  банком-конкурентом в различных  сферах услуг, предлагаемых на  финансовом рынке. В зависимости от этого маркетинговые исследования имеют разные задачи и преследуют различные цели.

Информация о работе Проблемы реализации и развития банковской конкуренции в России