Проблемы управления дебиторской задолженностью предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 01:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы - построенный на основе анализа состояния дебиторской задолженности и систематизации проблем, поиск эффективных форм управления дебиторской задолженностью, направленных на укрепление финансового положения фирмы в целом (на примере МУ Редакция газеты «Вперед»).

Содержание

Введение 3

Глава 1. Дебиторская задолженность как часть финансовых

ресурсов предприятия.

1.1. Значение и сущность проблемы. 5

1.2. Управление, методы управления и распределения 9

дебиторской задолженности по срокам образования.

Глава 2. Анализ и пути совершенствование управления дебиторской

задолженностью на примере МУ Редакция газеты «Вперед»

2.1. Краткая характеристика МУ Редакция газеты «Вперед» 20

2.2. Анализ дебиторской задолженности. 21

2.3. Основные направления совершенствования управления

дебиторской задолженностью. 23

Заключение 25

Список используемой литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая по финансам.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

            Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности). Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.

            Защита страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

           Факторинг. Возможно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация. 

  Кредитная политика.

           При предоставлении коммерческого кредита следует оценить конкурентоспособность предприятия текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, компания может не выставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Но можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия.

В целом  управление дебиторской задолженностью включает:

  1) анализ дебиторов; 

  2) анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;

  3) контроль за соотношением дебиторской  и кредиторской задолженности; 

  4) разработку политики авансовых  расчетов и предоставления коммерческих  кредитов;

  5) оценку и реализацию факторинга.

           Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.

             Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.

             Определенный интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

             Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны госорганов и кредиторов.

            Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской.

            При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

            Условия платежей за отгруженную продукцию - один из факторов, влияющих на объем продаж. Под условиями платежей понимается:

  а) предоставление отдельным покупателям  коммерческого кредита (отсрочки платежа);

  б) срок кредита;

  в) скидка за своевременность оплаты.

Перечисленные три условия могут быть выражены распространенной схемой: Например, "3/10 чистых 30" - фирма представляет 3 процентную скидку, если вексель оплачивается в течение 10 дней, максимальный срок (без скидки)

  - 30 дней. Последний срок - срок коммерческого  кредита; далее - штрафы за просрочку  оплаты. Скидки более предпочтительны, чем надбавки, так как скидки уменьшают налогооблагаемую базу, а надбавки ее увеличивают. Поощрение всегда действует лучше, чем наказание.

             На уровень дебиторской задолженности влияют следующие основные факторы:

  - оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;

  - контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской  задолженности; 

  - анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.

            Для определения инвестиции в дебиторскую задолженность применяется расчет, который учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности.

           Делая обобщение можно сделать вывод что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода:

  1) сравнение дополнительной прибыли,  связанной с той или иной  схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими  при изменении политики реализации  продукции; 

  2) сравнение и оптимизация величины  и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

             Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов.

            Выборочный и сплошной методы анализа расчетов с дебиторами и кредиторами.

           В зависимости от размера дебиторской задолженности, количества расчетных документов и дебиторов анализ ее уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом. Общая схема контроля и анализа, как правило, включает в себя несколько этапов.

Этап  1. Задается критический уровень дебиторской задолженности; все расчетные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке.

Этап  2. Из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Для этого применяются различные способы. Одним из самых простейших является n-процентный тест (так, при n = 10% проверяют каждый десятый документ, отбираемый по какому-либо признаку, например по времени возникновения обязательства).

            Существуют и более сложные статистические методы отбора, основанные на задании критических значений уровня значимости, ошибки выборки, допустимого отклонения между отраженным в отчетности и исчисленным по выборочным данным размером дебиторской задолженности и т.п. В этом случае определяют интервал выборки по денежному измерителю, и каждый расчетный документ, на который падает граница очередного интервала, отбирается для контроля и анализа.

Этап  3. Проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. В частности, могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ и пути совершенствование  управления дебиторской

              задолженностью на примере МУ Редакция газеты «Вперед».

2.1. Краткая  характеристика МУ Редакция газеты «Вперед». 

             Муниципальные районные и городские газеты являются основой информационного пространства в муниципальном образовании и залогом его цельности. Формат муниципальной районной - городской газеты - социально - ответственное издание.

             Районные газеты важный инструмент в реализации информационной политики муниципалитета.

             На сегодня три газеты распространяются по городу Красноуфимск,  р.п. Ачит, Полевской - газета «Городок», газета «Знак вопроса» и  газета «Вперед». У газеты «Вперед» тираж 5000 выпуска газеты, ее выписывает почти каждая вторая семья.

             Учредителем является Комитет по управлению имуществом Красноуфимского городского округа, соучредителем – Администрация Красноуфимского городского округа и Редакция.

             МУ Редакция газеты «Вперед», является самостоятельным юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

             Редакция имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреждениях, круглую печать со своим наименованием,

            МУ Редакция газеты «Вперед». по своим обязательствам отвечает находящим в ее распоряжении имуществом и денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Редакции несет Учредитель (собственник имущества) Комитет.

             МУ Редакция газеты «Вперед» вносит обязательные платежи в государственный и местный бюджет, по кредитам банка, по другим обязательствам в установленном порядке.

  Редакция  осуществляет следующие виды деятельности:

  Основные  виды деятельности:

  - издание газет;

  - печатание газет;

  Дополнительные  виды деятельности:

  - розничная торговля газетами  и журналами;

  - оптовая торговля газетами и  журналами;

  - рекламная деятельность;

  - прочие виды издательской деятельности;

  - полиграфическая деятельность, не  включенная в другие группировки;

  - предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу;

  - предоставление прочих услуг;

  - деятельность в области фотографий;

            Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, Редакция может осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии). 

2.2. Анализ  дебиторской задолженности.

               В первой фазе анализа оценивается объем дебиторской задолженности рассматриваемой организации, дебиторская задолженность по отношению к оборотным средствам (таблица 1). В период с 2009г. по 2010г. доля дебиторской задолженности к сумме оборотных средств изменялась в пределах от 4 % до 24 %. В связи с наступившим кризисом заметно увеличивается сумма дебиторской задолженности.

Информация о работе Проблемы управления дебиторской задолженностью предприятий