Просроченная задолженность юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики банковский кредит объективно необходим. Потребность в нем обусловлена действием экономических законов, наличием товарно-денежных отношений и государственной политикой, направленной на поддержку и стимулирование различных секторов экономики.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы понятия «проблемные кредиты» и управления ими
1.1 Проблемные кредиты: понятие, причины возникновения и признаки «проблемности»
1.2 Система управления проблемными активами в российской банковской практике
1.3 Меры профилактики возникновения просроченной задолженности по кредитам
2 Практические аспекты работы с проблемной задолженностью юридических лиц на примере ОАО «Сбербанк России»
2.1 Общая характеристика деятельности и организационная структура ОАО «Сбербанк России»
2.2 Методы работы с проблемной задолженностью юридических лиц в ОАО «Сбербанк России», их преимущества и недостатки
2.3 Анализ состояния просроченной задолженности и причин её возникновения по кредитам юридических лиц в ОАО «Сбербанк России»
2.4 Совершенствование мер по профилактике возникновения проблемной задолженности
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая .doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

В мировой практике существует две основные схемы работы с проблемными активами:

  • централизованная: государство создаёт специальное агентство по выкупу и управлению проблемными активами, которое входит в состав агентства по реструктуризации кредитных организаций либо создаётся при Центральном банке;
  • децентрализованная: предусматривает создание структур по работе с проблемными активами в составе или за пределами отдельных банков либо передачу долгов на взыскание в коллекторское агентство.

В России, по оценкам экспертов, самих банков, а также согласно официальной позиции Правительства РФ, решение проблемы просроченной задолженности осуществляется преимущественно по децентрализованной схеме4.

Основными задачами, стоящими перед системой управления проблемными  активами банка, являются:

  • выявление и регулирование концентрации вероятности возникновения  проблемных кредитов в разрезе направлений кредитования;
  • количественная оценка уровня проблемности кредитного портфеля, анализ и контроль за его влиянием на финансовую устойчивость банка и результаты его деятельности;
  • выбор источников покрытия проблемных кредитов и оценка их достаточности;
  • разработка, реализация и оценка эффективности методов нейтрализации или снижения уровня проблемной задолженности;
  • мониторинг и контроль за долей проблемных кредитов5.

Выделение этих задач  позволяет разделить управление проблемными активами в банке  на два основных этапа:

  1. Мониторинг кредитных рисков – работа по выявлению признаков «проблемности» у активов до возникновения просроченной задолженности.
  2. Возврат просроченной задолженности – работа с проблемными активами после возникновения просроченной задолженности.

Целью мониторинга является выявление признаков «проблемности» у активов до возникновения просроченной задолженности6. Результат – своевременное прекращение кредитования отдельных заёмщиков, корректировка кредитной политики. Особое внимание уделяется:

  • мониторингу исполнения кредитных обязательств по платёжной сделке, операций по банковскому счёту клиента;
  • мониторингу финансового состояния, обеспечения и целевого использования кредита.

На данном этапе участвуют  все основные отделы банка: бизнес- и риск- подразделения, залоговые, юридические  службы, департамент безопасности и  т.д.  Подразделениями банка выявляются сделки с предпосылками проблемности, после чего проводятся анализ возможного развития ситуации и выбор стратегии управления кредитом с признаками проблемности. В случае если предпосылки проблемности остаются, необходимо предпринять мероприятия в целях улучшения качества задолженности.

Выявление проблемных кредитов может осуществляться тремя путями:

  1. в ходе повседневной работы кредитного менеджера;
  2. в процессе ревизии кредита;
  3. в ходе внешней проверки заёмщика.

Второй и третий пути, безусловно, дают достоверный результат. Однако они проводятся с длительными  интервалами, в то время как наиболее важным фактором управления проблемными  ссудами является быстрота их обнаружения. Кредитный менеджер способен более  оперативно обнаружить признаки проблемности в ходе постоянного мониторинга заёмщиков.

Практически решение  проблемы управления просроченной задолженностью зависит от двух условий:

  • во-первых, содержит ли кредитный договор положения, дающие банку право проверять  отчётность заёмщика непосредственно на предприятии, а также имеется ли возможность прекратить действие кредитного договора и обратить взыскание на залог при наличии обоснованных подозрений о неплатёжеспособности заёмщика;
  • во-вторых, какими полномочиями наделён кредитный специалист банка, под постоянным контролем которого должен находиться выданный кредит.

При проявлении признаков  проблемности кредита, рассмотренных  выше, кредитный специалист должен предпринять меры, которые позволят разработать план мероприятий по улучшению качества предоставленного кредита. Кредитный специалист обязан:

  • провести полный анализ финансового обеспечения кредита заёмщика и составить заключение;
  • собрать полную информацию о том, в каких направлениях работа банка с данным заёмщиком подвержена риску;
  • ежедневно контролировать поступления денежных средств на счёт заёмщика и в случае длительного отсутствия поступлений средств на расчётный счёт потребовать объяснения причин;
  • проверить правильность юридического оформления всей кредитной документации, особенно документации по обеспечению возврата кредита;
  • изучить возможность получения обеспечения в случае, если кредит не обеспечен7.

Если мероприятия по улучшению качества ссуды не дали результатов, необходимо перейти к  следующему этапу – возврату задолженности.

Каждый банк устанавливает  определённую приемлемую для себя долю просрочки, на которую он готов пойти  с точки зрения экономической  целесообразности, и при её достижении будет корректировать свою политику в сторону снижения рисков. В случае если наблюдается превышение допустимого уровня доли проблемных кредитов, необходимо создание собственной службы сбора задолженности как одного из подразделений банка. Цель данного подразделения – выполнение нормативов по возврату отдельных активов.

Основные причины выделения отдельного независимого подразделения в банке, осуществляющего деятельность по возврату задолженности, следующие:

  • узкая специализация позволяет сконцентрироваться на решении главной задачи;
  • наличие отдельной независимой службы, финансово мотивированной на возврат просроченной задолженности, значительно повышает эффективность работы с проблемными активами всех внутренних подразделений;
  • возможность внедрения наиболее действенных способов возврата задолженности.

Данным подразделением должны быть разработаны методы урегулирования проблемной ссудной задолженности.

Работа банка должна быть полностью централизована на всех этапах существования просроченной задолженности. В подразделении  должны быть созданы отделы, ответственные  за работу по взысканию в зависимости от сроков просрочки, отдел по работе с заявлениями и жалобами клиентов, а также отдел по работе с крупными и обеспеченными кредитами. Также необходимо внедрение в банке:

  • программного обеспечения, позволяющего автоматизировать процессы взыскания на всех этапах;
  • системы автодозвона;
  • автоматической рассылки писем, SMS – сообщений;
  • системы мотивации сотрудников.

В российской банковской практике используются следующие основные методы в работе с проблемной задолженностью по кредитам:

  • самостоятельная работа банка во возврату проблемной задолженности;
  • обращение в судебные органы с целью возврата задолженности;
  • работа с коллекторскими агентствами: на условиях «агентского соглашения» или продажа портфеля для взыскания;
  • списание безнадёжной задолженности.

Преимущества и недостатки данных методов, а также их эффективность  будут рассмотрены ниже на примере Юго-Западного банка Сбербанка России.

Следует отметить, что  российские коммерческие банки предпочитают вести собственную работу по управлению проблемными активами. Основная причина  здесь кроется в том, что в  случае передачи «плохих» долгов коллекторам на условиях отсрочки платежа, обмена плохих долгов на векселя или облигации, продажи кредитов аффилированным структурам, на балансе банка должны сохраняться резервы в полном объёме, что повлияет на прибыльность банка.

Рассмотрим классификацию основных инструментов урегулирования проблемной задолженности в банке, которая представлена на рисунке 1.




 







 


 


 

 


 


 

 

Рисунок 1 – Основные инструменты урегулирования проблемной задолженности в банке8

 

Таким образом, все инструменты  урегулирования проблемной задолженности, используемые в рамках банка, всегда направлены на изменение или прекращение  существующих между кредитором и  должником договорных кредитных  обязательств или на возникновение  между ними новых правоотношений, в результате которых предшествующие кредитные правоотношения прекращаются путём исполнения заёмщиком (или третьим лицом) новых обязательств, возникших между ними.

Применение кредитной  организацией инструментов, направленных на продолжение кредитных обязательств, обеспечивает временное снижение долговой нагрузки на заёмщика, улучшает собственные балансовые показатели банка и минимизирует объём резервов по ссудам.

Однако при всех существующих преимуществах использования данных инструментов, всё-таки  возникают и  определённые сложности в их применении: они могут быть использованы только в отношении ограниченного числа заёмщиков, которые продолжают свою деятельность. К тому же для проведения реструктуризации кредитных договоров банку необходимы дополнительные ресурсы.

Если текущее финансовое состояние заёмщиков и их финансово-экономический  потенциал не позволяют реструктуризировать  кредит, применяются методы прекращения  кредитных отношений, направленные на погашение проблемной задолженности путём использования соответствующих норм права, регулирующих исполнение кредитных обязательств добровольным или принудительным способом.

Практическое применение изложенных выше инструментов по урегулированию проблемной задолженности и оценка эффективности их использования будут рассмотрены далее по тексту на конкретном примере.

Следует отметить, что  выбор инструмента для успешного  разрешения проблемных ситуаций в кредитовании зависит от конкретных фактических  обстоятельств и экономического положения заёмщиков.

1.3 Меры профилактики возникновения просроченной задолженности по кредитам

Процесс кредитования в  коммерческом банке должен приносить  доход и в то же время не должен быть необоснованно рискованным, поскольку  это может отразиться на финансовом состоянии самого банка и его потенциальных кредиторов. Следовательно, кредитный риск необходимо регулировать с помощью профилактических мер возникновения  просроченной задолженности.

Предвидеть – значит управлять. Главной задачей банка  является избежание перехода задолженности по кредиту из разряда нормальной в просроченную, из просроченной – в безнадёжную. При этом необходимо вовремя выявить и распознать  признаки «проблемности» кредита. Чем раньше это произойдёт, тем быстрее банк сможет применить меры профилактики и вовремя предотвратить возникновение просроченной задолженности.

Для профилактики возникновения  просроченной задолженности по кредитам используют следующие стандартные мероприятия, направленные на снижение кредитных рисков, то есть рисков возникновения просроченной задолженности:

1) оценка кредитоспособности заемщика;

2) уменьшение размеров кредитов, выдаваемых одному заемщику. Данный способ применяется, если банк не уверен в достаточной кредитоспособности клиента;

3) страхование кредитов. Предполагает полную передачу риска не возврата кредита организации, которая занимается страхованием;

4) привлечение достаточного обеспечения. Этот способ практически гарантирует банку возврат основной суммы и получение процентов по кредиту.

Другим важнейшим направлением работы коммерческого банка является отслеживание платежей по выданным кредитам. Для работы банка на первичном этапе реализуется ряд возможностей с целью оптимизации процессов собираемости задолженностей по кредитам.  Для отслеживания платежей в системе может осуществляться автоматический мониторинг просрочек. Для выявленных должников система выполняет печать извещений и прочих документов. Это позволит банку своевременно выявлять недобросовестных заёмщиков и тем самым снизить не только процент просроченной задолженности в общем объёме кредитного портфеля, но и понизить издержки по мониторингу просроченной задолженности, избежать необходимости пополнения штата кредитных отделов дополнительными специалистами.

Информация о работе Просроченная задолженность юридических лиц