Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:55, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Цель данной курсовой работы состоит в изучении теоретико-методологических подходов и научно-практических разработок для эффективного управления кредитными рисками банков второго уровня в условиях рынка РК.
Предметом исследования выступают кредитные риски, возникающие в процессе кредитования коммерческими банками.
Объектом исследования является кредитная деятельность банков второго уровня Республики Казахстан.
Основные задачи:
- рассмотреть особенности кредитных рисков как экономической категории;
- исследовать риск-менеджмент как механизм управления кредитными рисками;
- проанализировать существующие методики оценки кредитного риска;
Несмотря на более тяжелые потери по сравнению с развитыми рынками, большинство казахстанских банков оказались в состоянии с ними справиться и в настоящее время находятся в фазе устойчивого восстановления. Этому способствовал рост доходов населения во время кризиса, который снизил долговую нагрузку на домохозяйства. В перспективе мы ожидаем, что рост доходов населения, который в конечном итоге зависит от цен на товарных рынках, продолжится в среднесрочной и долгосрочной перспективе, тем самым улучшая как кредитоспособность домохозяйств, так и их спрос на потребительское и ипотечное кредитование.
Крупные банки продолжали проявлять осторожность в кредитной политике. такая политика нам представляется вполне оправданной. Количество надежных заемщиков, как корпоративных, так и домохозяйств, остается ограниченным. Потенциал роста секторов экономики, традиционно зависящие от отечественного банковского финансирования, такие как строительство, недвижимость, и торговля, остается умеренным. Поэтому дальнейшее развитие кредитования будет сфокусировано на промышленном секторе и рознице.
2.2 Управление кредитными рисками в АО «Народный сберегательный банк Казахстана»
Политика Банка
в области риск-менеджмента
Размер кредитного риска контролируется путем установления уровня максимальной суммы риска в отношении одного заемщика / группы заемщиков, отраслевых (и географических) сегментов, по программам кредитования (Малого и среднего бизнеса и Розничного Бизнеса).
В целях комплексной оценки кредитного риска по корпоративным заемщикам Банк применяет внутреннюю рейтинговую модель, основанную на количественных показателях (финансовые показатели заемщика), а также на качественных показателях, включая оценку бизнеса заемщика, отраслевых параметрах и качестве менеджмента заемщика. Для контроля кредитного качества заемщиков служба риск-менеджмента предоставляет руководству периодическую отчетность по кредитному корпоративному портфелю. Также на регулярной основе проводится детальный мониторинг корпоративных заемщиков. При выявлении тревожных сигналов может быть проведен внеплановый мониторинг ухудшающихся кредитов.
В розничном кредитовании применяется программный подход, направленный на: повышение уровня предсказуемости рентабельности и качества портфелей розничных кредитных продуктов, систематизацию и координацию вопросов развития продукта. Условия кредитования при таком подходе стандартизированы в зависимости от риск-профиля Заемщика (качество кредитной истории, платежеспособность клиента и т.д.). Качество портфеля программ анализируется на регулярной основе, также регулярно проводится мониторинг программ, включая пересмотр лимитов и условий одобрения. Регулярный анализ и мониторинг качества портфелей дает возможность совершенствовать модель кредитования, анализировать происходящие изменения в социально-экономической среде, определять группы заемщиков с изменяющимся уровнем риска с дальнейшим соответствующим пересмотром условий финансирования по данным группам.
В 2011 году Банк продолжил проводить работу по улучшению качества портфеля займов, ухудшившихся в период кризиса 2007-2009 гг. При этом Банком был усилен мониторинг как на уровне портфеля кредитов, отнесённых к категории ухудшающихся кредитов, так и на уровне должников, осуществляется постоянный контроль исполнения утвержденных мероприятий по данной категории кредитов. Также проводилась активная работа по улучшению системы отчетности и методов раннего реагирования, направленная на снижение доли просроченной задолженности.
Благодаря активным действиям Банка по сохранению качества кредитного портфеля, 2011 год был отмечен сбалансированным ростом ссудного портфеля по секторам экономики и типам бизнеса за счет продолжающейся работы по финансированию новых и действующих качественных заемщиков.
По состоянию на 31 декабря 2011 года значительный удельный вес в структуре ссудного портфеля Банка занимают розничные займы (19.52%) (включая 11.44% потребительские займы и 8.08% ипотечные займы), займы, предоставленные сектору оптовой торговли (19.52%), строительства (11.39%), услуги (8.27%) и недвижимость (8.17%). (Рис.1.).
Рисунок 1. Структура ссудного портфеля банка по секторам экономики, %
Управление
активами/пассивами для
Структура активов Банка за 2011 год претерпела незначительные изменения и представлена следующим образом:
По итогам 2011 года активы Банка выросли на 8.4%, при этом основное увеличение произошло за счет роста ссудного портфеля, а также размещений денежных средств в Национальном Банке Республики Казахстан и на межбанковском рынке. временно свободные денежные средства были размещены в наиболее ликвидные активы, в частности, в краткосрочные депозиты в иностранных банках (в долларах США и евро), краткосрочные ноты Национального Банка Республики Казахстан и облигации Министерства финансов Республики Казахстан (в тенге). Ссудный портфель Банка продолжает оставаться крупнейшей статьей в структуре активов Банка, и по состоянию на 31 декабря 2011 года его доля составила 52.07% против 51.92% в 2010 году, рост ссудного портфеля (нетто) в абсолютном значении составил 95.0 млрд. тенге. (Рис.2.).
Рисунок 2. Структура активов банка, %
В течение 2011 года Банк снизил долю инвестиций в ценные бумаги при увеличении доли размещения на межбанковском рынке. При этом было отмечено повышение доли ценных бумаг высококачественных корпоративных эмитентов при замещении ими менее доходных государственных ценных бумаг. Сохранение высокого качества и приемлемой дюрации портфеля ценных бумаг позволило Банку поддерживать возможность быстрого получения, при необходимости, ликвидных средств путем продажи ценных бумаг и/или операций РЕПО. При размещении средств на межбанковском рынке Банк придерживался консервативной политики, размещая временно свободные денежные средства на более короткие сроки и в рамках одобренных лимитов, по итогам 2011 года все средства были размещены сроком до одного года. На конец 2011 года Банк осуществлял поддержание корреспондентских счетов типа «ностро», открытых в 24 банках, и корреспондентских счетов типа «лоро», открытых для 48 банков и финансовых учреждений, что позволило Банку обеспечивать проведение клиентских и собственных платежей как в национальной, так и в иностранной валютах на качественно высоком уровне и в оперативном режиме.
Банком проводится регулярный мониторинг текущей позиции действующих лимитов на банки-контрагенты на соответствие риск аппетиту Банка. В 2011 году в Банке была внедрена система раннего предупреждения по банкам-контрагентам, основанная на показателях изменения цен на акции, цены CDS, рейтинга, присвоенного ведущими агентствами, а также основных финансовых показателях Банков-контрагентов. Итоговые результаты мониторинга банков-контрагентов представляются членам КОМАП на еженедельной основе и используются Службой риск-менеджмента в повседневной работе. Внедрение системы раннего предупреждения позволило Банку оперативно и своевременно реагировать на ухудшение кредитного качества банков-контрагентов в еврозоне и США в течение 2011 года, так как при выявлении негативных факторов Банк в оперативном порядке проводил корректирующие мероприятия по сокращению размера и сроков установленных лимитов.
Также в целях управления ликвидностью, Банк поддерживает стабильную и диверсифицированную структуру пассивов, включающую в себя как ресурсы, привлеченные на определенный срок, так и средства до востребования.
Структура обязательств Банка за 2010 и 2011 гг. выглядит следующим образом:
Рисунок 3. Структура обязательств банка, %.
По итогам 2011 года средства клиентов увеличились в абсолютном
выражении на 10.01% и продолжают занимать наибольший удельный вес (79.32%) в структуре обязательств. (Рис.3.).
Фондирование обеспечивалось в 2011 году, в первую очередь, за счет вкладов и текущих счетов корпоративных клиентов и клиентов розничного сектора. Нацеленность на привлечение фондирования с внутреннего рынка позволило Банку сохранить одну из лидирующих позиций на рынке по вкладам и текущим счетам клиентов. По объему средств, привлеченных у физических лиц, Банк является лидером на рынке с занимаемой долей в 20.23% (Расчеты Банка на основе данных Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан) по состоянию на 1 января 2012 года. Общий рост средств клиентов Банка в рассматриваемом периоде составил 10.01%. При этом текущие счета клиентов выросли на 42.98%, в то время как депозиты клиентов снизились на 7.82%, что в целом позволило снизить стоимость фондирования для Банка.в 2011 году средства, привлеченные у физических лиц, увеличились на 15.35% при росте средств юридических лиц на уровне 7.18%.
В рамках реализации мер по удлинению сроков выпускаемых инструментов и снижению стоимости фондирования, в январе 2011 году Банк разместил 10-летние еврооблигации на 500 млн. долларов США с доходностью 7.5% годовых. При этом Банк стал первым среди эмитентов из стран СНГ, а также первым казахстанским коммерческим банком, осуществившим подобный выпуск после периода глобального финансового кризиса. общая книга заявок на бумаги Банка превысила 2.3 млрд. долларов США. Совместными ведущими менеджерами и букраннерами выпуска являлись Citibank N.A., Deutsche Bank AG и Halyk Finance.
Диверсификация ресурсной базы, осуществляемая Банком, позволила упрочить уже достигнутые позиции универсального банка и обеспечила дальнейшую стабильную конкурентоспособную деятельность во всех сегментах. (Рис.4.).
Рисунок 4. Средства клиентов, млрд тенге
Рисунок 5. Депозиты клиентов в разрезе доли на рынке, %
3 Процесс управления кредитными рисками и методы их снижения
3.1 Процесс управления и методы прямых кредитных рисков
Система управления рисками – это процесс, включающий четыре основных элемента: оценка риска, измерение риска, контроль риска и мониторинг риска.
Первый этап управления прямыми кредитными рисками- идентификация риска. Целью идентификации прямого кредитного риска является выявление потенциальных причин невыполнения заемщиком обязательств по сделке. Эти причины могут быть внешними и внутренними. Внутренние причины связаны с организацией кредитного процесса в банке. Внешние непосредственно связаны с заемщиком, его неспособностью или нежеланием выполнять взятые на себя обязательства и наличием обеспечения, позволяющего банку компенсировать потери в случае неисполнения этих обязательств.
Идентификация
рисков осуществляется в ходе подготовки
кредитными офицерами филиалов (специалистами
Департамента корпоративных финансов
– по заявкам корпоративных
Источниками информации, необходимой для идентификации кредитных рисков может служить информация, имеющаяся у самого банка, информация, предоставляемая заемщиком, информация, предоставляемая кредитными бюро и другие доступные в рамках действующего законодательства источники информации.
По результатам проведенной идентификации имеющихся у компании кредитных рисков, необходимо провести их оценку и измерение.
Следующий этап управления прямыми кредитными рисками – этап принятия решения.
Принятие решения. Управление рисками – область управления, задачей которой является определение и контроль состояния различных сфер деятельности или ситуаций, возникающих в результате возможных нежелательных изменений.
В зависимости от уровня риска, его можно разделить на следующие зоны:
- безрисковую
зону - характеризуется отсутствием по
- зону допустимого риска - характеризуется уровнем потерь, не превышающим размер расчетной прибыли;
- зону недопустимого риска - характеризуется уровнем потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в максимуме могут привести к не возмещенной потере всех используемых в операции средств;
- зону критического риска - представляет область потерь, достигающих величины, равной собственным средствам банка.
В зависимости от результатов оценки риска заемщика выбирается один из трех возможных вариантов: избежание риска, принятие риска или выбор альтернативных мер по снижению риска.
Избежание риска означает отказ от действий, связанных с риском. Принятие риска означает, что его уровень допустим, и значение риска находится в безрисковой зоне или в области допустимого риска. Выбор альтернативных мер по снижению риска заключается в выборе конкретных инструментов снижения степени риска при невозможности избежания риска.
Решение об избежании риска, принятии риска или о выборе альтернативных мер по снижению риска принимается Кредитными комитетами, Правлением Банка или Советом Директоров – в зависимости от полномочий, делегированных данным коллегиальным органам в соответствии с процедурой по Полномочиям и лимитам структурных подразделений и постоянно действующих органов Головного офиса по принятию кредитных решений.
Информация о работе Процесс управления кредитными рисками и методы их снижения