Процесс формирования и использования доходов граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение процесса формирования и использования доходов граджан.
Задачи:
•Знакомство с теоретическими основами процесса формирования доходов граждан;
•Анализ процесса формирования и использования доходов населения;
•Рассмотрение путей совершенствования проблем формирования и использования доходов граждан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГРАЖДАН………………………………………………5
1.1. Понятие, роль и сущность доходов граждан…...………………………... 5
1.2. Формирование денежных доходов населения и их использование…….10
1.3. Неравенство в распределении доходов…………………………………...12
ГЛАВА 2. Анализ процесса формирования и использования доходов граждан……………………17
2.1. Доходы населения в России……………………………………………….17
2.2. Использование доходов населения в сберегательных целях……………22
ГЛАВА 3. Пути совершенствования проблем формирования и использования доходов граждан……………………………………26
3.1. Методы решения проблем формирования доходов населения………….26
3.2. Система социальной защиты доходов граждан и ее развитие…………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………….……………45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...46

Вложенные файлы: 1 файл

Процесс формирования и использования доходов граждан-курсовая.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Для того, чтобы изучить  представления россиян, определив, что в их понимании является "сбережением", в опросе (2007г.) был поставлен следующий вопрос.

Как Вы думаете, начиная  с какой суммы денег можно  сказать, что человек имеет сбережения; или какую минимальную сумму денег можно, по Вашему мнению, назвать сбережениями?

Прежде всего следует  отметить, что 11,4% опрошенных затруднились сказать что-либо определенное на этот счет. Анализ ответов всех остальных  показал, что не существует не только какого-нибудь единого мнения, но даже и сколько-нибудь доминирующего.

Таким образом, условием социальной стабильности любого государства  выступает наличие широкого слоя так называемого «среднего класса»  населения. В странах Запада процесс  формирования этого слоя завершился несколько десятилетий назад. В нашей же стране существует значительный диспаритет между наиболее обеспеченным и наиболее бедной часть населения.

Учитывая ограниченные ресурсы государства, целесообразно  поощрять любую активность населения в целях обеспечения собственного материального благополучия, устанавливая выгодные условия, льготы и гарантии для личных вложений в образование детей, повышение своей квалификации, в персонифицированную медицину, различные пенсионные, страховые фонды, покупку жилья и пр.

 

 

 

 

 

Глава 3 Пути решения проблем формирования и использования доходов граждан

 

3.1 Методы решения проблем формирования доходов населения

 

Основной целью социальной политики является уменьшение расслоения общества, выравнивание уровня жизни в различных регионах страны. В рыночной экономике влияние государства на уровень доходов носит посреднический характер, поэтому большое значение имеет создание с помощью экономической политики условий для повышения доходов населения.

Среди способов прямого воздействия на уровень доходов населения и их распределение основным является законодательное установление минимального уровня заработной платы. Она должна быть связана с прожиточным минимумом и, по крайней мере, равняться ему. В таком случае она послужит надёжной основой построения системы оплаты труда. В условиях инфляции периодический пересмотр величины минимальной оплаты труда сможет компенсировать рост цен. Государство в условиях рыночной экономики влияет на уровень жизни населения через оплату труда занятых в государственном секторе. Заработная плата работников здравоохранения и культуры, государственных служащих должна быть существенно увеличена, приведена в соответствие с квалификацией. Причём, в связи с дефицитом бюджета, это повышение следует рассматривать, как долговременную целенаправленную политику поддержания социальной сферы и систем управления.5

Также следует не допускать  задержек выплат государством заработанных населением и предприятиями средств, с целью сдерживания инфляции. Такая практика приводит к дестабилизации производства и банкротству потенциально эффективных предприятий, создаёт взрывоопасную социальную обстановку.

Уровень пособий, выплачиваемых  пенсионерам, инвалидам, матерям, воспитывающим  детей обязательно должен обеспечивать прожиточный минимум.

Особое внимание следует  уделить повышению доходов занятых  в сельском хозяйстве. Должна быть оказана  поддержка предприятиям обрабатывающей промышленности в налаживании производства конкурентно способной продукции. Большое значение имеет совершенствование налоговой системы с целью перераспределения налогового бремени на богатые слои населения.

Любое развитое общество должно обеспечить всем своим гражданам  возможность получения жизненно важных социальных услуг, которые предоставляются  учреждениями социальной сферы. Особенно важно сохранить доступность таких услуг в условиях дифференциации доходов населения, гарантировать всем россиянам минимальный стандарт жилищных условий. Только такие меры способны обеспечить необходимое качество рабочей силы. Примерно одинаковый стартовый уровень для молодёжи, социальную защиту населения в экстремальных случаях.

Государственной поддержки  требую также депрессивные регионы, города, для чего необходимо предусматривать  необходимые резервные средства в бюджете. На такие регионы должны распространяться налоговые льготы, льготы по отчислению в федеральный бюджет.

Прежде всего, необходимо изменить экономическое мышление, доставшееся  нам в наследство от периода, когда  мы пытались построить государственный  социализм. Сложилось ошибочное представление, что сначала необходимо развить производство, что позволит увеличить заработки, прибыль предприятий, получить источник для развития социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. В действительности для оживления экономики трудовые и материальные ресурсы имеются. Как показал анализ, имеются и финансовые ресурсы, но они движутся по разным каналам и даже в различных направлениях, по сравнению с материальными и трудовыми ресурсами.

Нынешний уровень развития рабочей силы и средств производства, если его сравнить с достижениями европейских стран, требует обеспечения жильем омичей в 35-40 кв. на человека (фактически омичи имеют 18 кв.м., треть которых требует замены). Для достижения этой цели мы должны построить 40 млн.кв. м. Чтобы построить 20 кв. м. на человека за 25 лет, необходимо выйти на мощности строительных организаций, имевшихся в дореформенный период. При стоимости кв.м 2500 руб. потребуется 100 млрд. руб., или по 4 млрд. ежегодно. Для сравнения: На покупку квартиры среднего качества россиянин затрачивает 15 годовых зарплат, американец 5, или в три раза меньше; москвич - 50 годовых зарплат (здесь играют роль цены на жилье). Теперь посмотрим доходы населения. Средняя заработная плата в месяц - 800 руб. Но она составляет лишь половину фактической. Вторая ее половина уходит на поддержание скрытой безработицы (на выполнение сложившегося объема работы на омских предприятиях сегодня принимается два рабочих вместо одного). Превратить скрытую безработицу в открытую - значит уволить почти 30 - 40% работников. В наших условиях это может вызвать серьезный социальный конфликт. Но постепенное, в течение 4-5 лет, сокращение лишних работников и доведение интенсивности труда до нормального уровня вполне возможно. Применительно к занятому сегодня населению (865 тыс.чел.) это составит 260 тысяч. С учетом уже имеющейся безработицы их общее число возрастет до 365 тыс.чел. Если этого не сделать, то продукция омских предприятий, вследствие высоких издержек производства, останется неконкурентоспособной. Принятие рассмотренного решения позволит увеличить среднемесячную заработную плату с 800 до 1040 руб. Структура расходов сложится примерно следующей (табл.5), в %.

По расчетам автора, выполненным  еще в 1996 году, сложившаяся сегодня  экономическая ситуация (в том числе и проводимые реформы в социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве), требования рынка труда вызывают необходимость увеличения среднемесячных заработков до 2300-2500 руб. К подобным выводам пришел и академик А.Г. Аганбегян. Свои предложения опубликовал в журнале "Человек и труд" в 1997 году.

Если предположить, что  нормальное функционирование экономики  обеспечит снижение численности  безработных в области до 40 тыс.чел. (4-5% от общего числа работающих против 12% в настоящее время), то мы должны создать дополнительно 325 тыс.рабочих мест.

Накопление в год  по всем работающим составит 2,3 млрд. руб. в год (21% от 1040 руб. х 865 тыс.чел. х 12 мес.). Предложенная выше программа жилищного  строительства требует 4 млрд. руб. Недостающие 1,7 млрд. могут быть получены при реализации предложений академика А.Г. Аганбегяна по увеличению средней заработной платы до 2300 руб. При этом за счет семейных бюджетов покрываются все расходы на ЖКХ, в пять раз увеличиваются налоги, на 40% растут расходы на покупку товаров. Поскольку сегодня рынок товаров и услуг насыщен лишь на 80-85%, а увеличение их производства за короткий срок на 40% невозможно (особенно продуктов питания, одежды, обуви), то часть товарного покрытия можно обеспечить за счет строительных материалов и услуг строительных организаций. Освобождение бюджета от расходов на содержание ЖКХ также позволит выделить ресурсы на формирование фондов жилищного строительства для учителей, врачей, работников культуры, военнослужащих.

Жилищное строительство вызовет к жизни производство кирпича и железобетонных изделий, заготовку и переработку леса, производство санитарно-технического оборудования, строительство дорог и благоустройство улиц, обслуживание вновь вводимого жилья.

По нашим оценкам  строительство 40 млн. кв.м жилья в течение 25 лет, или 1,6 млн. в год, потребует создания примерно 32 тыс.рабочих мест и столько же в смежных со строительством отраслях (транспорт, энергетика и др.). Заработки занятых в этих отраслях вызовут спрос на товары и услуги, обеспечивающие условия их жизни. Примерно около 100 тысяч рабочих мест необходимо будет дополнительно создать для производства товаров на вывоз из области.

Крупным источником жилищного  строительства могут стать Негосударственные  пенсионные фонды (НПФ). Имея накопительный характер, они являются источником долгосрочных кредитов. На начало 1997 года резервы НПФ достигли 2,4 млрд. руб. Но они в основном инвестированы в ценные бумаги, в том числе 54% в ГКО. То есть средства НПФ пошли практически на создание пирамиды в структуре федеральных и местных бюджетов, которые, как известно, используются в основном на текущее потребление. Создание таких же пирамид в жилищном строительстве позволит получить дополнительный источник для создания новых рабочих мест. Да и вложения в жилищное строительство выступают более надежной гарантией сохранения средств вкладчиков НПФ.

Превращение доходов  и потребления населения в  фактор экономического роста требует  восстановления равновесия между тремя  факторами производства: физическим, человеческим и денежным капиталом. Мы столкнулись с непонятными большинству россиян явлениями. Физический капитал используется на 55%, скрытая и открытая безработица достигает 40-50%, спрос на товары и услуги огромный (для достижения равновесия между нынешней стоимостью и ценой рабочей силы необходимо в 2-3 раза увеличить производство товаров и услуг). Самое общее рассмотрение доходов и потребления населения и их роли в экономическом росте дает основание сделать вывод, что определенному уровню развития экономики должны соответствовать их определенные величина и структура, их дифференциация по отраслям и регионам. Чтобы сложилось статистическое равновесие между доходами населения и объемами производства, необходимо перейти от взимания налогов с доходов к обложению налогами расходов. Дифференциация ставок налогов позволит стимулировать направление потоков расходов населения. Мы рассмотрели лишь одно направление создания условий для экономического роста, связанное с доходами и потреблением населения. Создание условий для всех факторов экономического роста возможно лишь после проведения исследования рыночной конъюнктуры в настоящий период и расчетов структуры производства, обеспечивающего наиболее полную занятость населения и условия жизни населения, предъявляемые к работнику со стороны производства.

Из рассмотренного можно  сделать и еще один вывод, вокруг которого идут дискуссии. Речь идет об определении экономики, которую  мы сегодня создаем в России. В  литературе она получает название "социально  ориентированная", "демократически ориентированная", капиталистическая", "смешанная" и т. п. Делать подобные приставки к слову "экономика", это все равно, что назвать масло масленым. Экономика - система, в которой все элементы, в том числе и социальные, должны соответствовать друг другу. Каждому уровню ее развития должна соответствовать и определенная социальная политика. Экономика не будет развиваться, если не поддерживать на определенном уровне доходы и потребление населения, его образование и здоровье, не создавать условия для удовлетворения потребностей в труде. Возникновение различных моделей экономик связано скорее с нарушениями равновесия в экономике и лишь в незначительной мере отражает исторические условия развития отдельных стран.

Введением какого-либо одного нового норматива или законодательного положения здесь не обойдешься. С нашей точки зрения необходимо одновременные и комплексные изменения в разные федеральные законы.

Во-первых, как мы уже  видели, не имеет решающего значения, каков конкретный уровень законодательно определенной минимальной заработной платы.

Во-вторых, размер минимальной  оплаты труда должен устанавливаться  почасовым и не включать в себя какие-либо дополнительные выплаты  – это должна быть чистая часовая  тарифная ставка.

В-третьих, необходимо кардинально поменять структуру налога с доходов физических лиц – он должен иметь различные ставки применительно к разным видам доходов: применительно к заработной плате он должен оставаться по своим размерам таким же или может быть даже иметь прогрессивную шкалу; применительно к доходам физических лиц от дивидендов, то есть к доходам от прибыли хозяйствующего субъекта надо законодательно установить регрессивную шкалу налога, начиная с 10% от размера дохода; наконец, применительно к доходам физических лиц, не относящихся напрямую к экономической деятельности (доходы от выигрышей в лотереи, тотализаторе, кладоискательства и тому подобного) надо законодательно установить более высокую шкалу налога – ставка налога может быть установлена, например, на уровне 25%.

В-четвертых, хозяйствующий  субъект должен самостоятельно ежегодно устанавливать минимальный уровень  заработной платы для своих работников, который не может быть меньше, чем  установленный законодательно, причем этот минимальный уровень должен быть освобожден от уплаты налога с доходов физических лиц. Если указанный минимальный уровень менее двух минимальных законодательно установленных уровней оплаты труда, то применение налога к работникам такого субъекта должно начинаться с двух законодательно установленных минимальных размеров оплаты труда.

В-пятых, надо законодательно установить возможный максимальный разрыв в уровнях оплаты труда  для работников одного хозяйствующего субъекта (например, в 7 раз). Это требование необязательно закреплять в положениях Трудового кодекса, достаточно закрепление применения прогрессивной шкалы налога на доходы с физических лиц применительно к оплате труда работников, превышающей минимальный размер, установленный в организации в какое-то количество (например, 7) раз. При этом прогрессивная шкала должна начинаться достаточно резким возрастанием – например, в 2 – 2,5 раза.

Наконец, в-шестых, необходимо закрепить в Налоговом кодексе  требование, что единый социальный налог рассчитывается по всему коллективу работников организации в целом. Это тот редкий случай, когда средняя температура по больнице играет положительную роль. 
При одновременном внесении в законодательство предлагаемых изменений и одновременном введении их в действие, есть надежда на то, что заработная плата в стране начнет постепенно принимать цивилизованные формы.

Информация о работе Процесс формирования и использования доходов граждан