Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 22:18, курсовая работа
Финансовая неустойчивость стала в конце столетия характерной чертой глобальной экономики и носит системный характер. На приток и отток капиталов, как правило, влияют финансовые условия в ведущих промышленно развитых странах мира, то есть внешний фактор. Однако особенности новой ситуации должным образом не учитываются в связи с чрезмерной верой в рынок как таковой. К примеру, значительное влияние на приток и отток инвесторов оказывает "стадный инстинкт". Внезапное изъятие капитала и массированная атака на ту или иную валюту способны быстро вызвать панику. Все это оказывало влияние и на объемы торговли.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические основы государственного долга………… …………….4
1.1 Понятие государственного долга…………………………………………………4
1.2 Виды государственного долга…………………………………………………….5
Глава 2. Анализы возникновения государственного долга…………………….7
2.1 Причины возникновения государственного долга КР………………………....9
2.2 Показатели государственного долга КР 2009 2011…………………………….15
Глава 3 Пути совершенствование управление государственным долгом…….16
3.1 Мировая практика управления государственным долгом…………………….16
3.2 Управление государственным долгом Республики Кыргызстан………………21
4.Заключение…………………………………………………………………………..34
5. Список использованной литературы:……………………………………………..36
На первоначальных этапах
развития стран с рыночной экономикой
нарастание госдолга было связано с
увеличением правительственных
военных расходов, а также расходов
для обеспечения механизма
Последнее было вызвано двумя обстоятельствами.
Во-первых, превращением государственных
финансов в важнейшую материальную основу
государственного регулирования экономики,
основным теоретическим источником для
которого стали научные разработки представителей
кейнсианского течения. Превращение кредитного
финансирования в важнейший инструмент
стимулирования совокупного спроса и
легализация бюджетных дефицитов как
средства стабилизации экономики привело
к увеличению размеров и качественным
изменениям государственных расходов.
Во-вторых, модификацией природы денежного
обращения, когда в связи с утратой деньгами
связи с золотом государственный кредит
остался единственным стержнем их стабильности.
Государственные займы стали выступать
эффективным инструментом кредитно-денежной
политики государства.
Внутренний государственный
долг играет достаточно весомую роль в
экономике всех государств и по его доли
в общем объеме государственные задолженности
можно судить об экономическом положении
государства. Так, проведенный анализ
показал, что в развитых рыночных государствах
на долю внутреннего долга приходится
основная масса всей государственной
задолженности, в то же время, как в большинстве
развивающихся стран и стран с переходной
экономикой в связи с низким уровнем внутренних
накоплений основная масса государственной
задолженности приходится на внешний
долг. К примеру, в начале 90-х годов нашего
века доля внутреннего госдолга в общем
объеме задолженности составила в США
87%, Японии — 100%, ФРГ — 70%, Франции — 97%,
Великобритании — 90%, Италии — 97%.
2.1 Причины возникновения государственного долга КР
Начала истории
внешнего долга Кыргызстана уходит
далеко в первую половину 90-х годов.
Тогда первые 100 миллионов долларов
составили основу долговой корзины
молодого, суверенного Кыргызстана.
Это последовало вслед за тем,
как самостоятельная
Долги Кыргызстана
перед уже Российской Федерацией
на сегодняшний день достигают 489
миллионов долларов США. И надо сказать,
что такой оказалась цена независимости
страны, и тем самым была открыта дорога
для внешних заимствований, которые руководство
страны должно было направить на развитие
новой страны.
С приобретением независимости
наша республика начала решительные шаги
в проведении реформ и преобразований,
которые стали основой для перехода к
рыночной экономике. На начальном этапе,
реформы сопровождались крайне негативными
событиями - прекращение финансовых дотаций
из союзного бюджета, которые до 1991 года
составляли 11 процентов ВВП1, распад межгосударственной
системы разделения труда, разрыв хозяйственных
связей между предприятиями. Неизбежными
последствиями протекавших в тот период
процессов стали резкий спад производства,
снижение уровня жизни населения, рост
безработицы, высокий уровень миграции.
За 15 лет2 валовой внешний долг Кыргызской Республики возрос с 36,41 млн. долл. США до 1562,6 млн. долл. США, т.е. почти в 50 раз.
Для того чтобы подготовить
экономику к уровню, при котором
она способна эффективно реализовывать
огромные потоки инвестиций, необходимо
было создать соответствующие
На этапе с 1995-1998 год, когда Кыргызская Республика переживала острый экономический кризис, в период болезненного процесса перехода на рыночные условия хозяйствования, вопрос стоял о выживании экономики. Иностранные займы были направлены, в основном, для того, чтобы поддержать критический уровень импорта и покрыть дефицит бюджета. В связи с внешними шоками стал быстро аккумулироваться внешний долг. В результате чего долг вырос от 36% к ВВG в 1998 году, и до более чем 132% в 2003. В конце 2004 года коэффициент долга к ВВП был равен 125%, в то время как коэффициент долга к экспорту – 211,5%. В этот же период обслуживание долга к доходам бюджета достигло 27,9%, ставя под угрозу способность Кыргыской Республики в полной мере обслуживать свои обязательства. К примеру, доля финансирования дефицита бюджета из внешних источников за период 1995-2003 гг. значительно возросла, составив в 2003 году 100 % по сравнению с 1995, когда эта доля составляла 32 %3.
Внешний долг Кыргызской Республики
Период с 2008 по 2011 годы стал показательным как с точки зрения важности эффективного и взвешенного управления государственным долгом, так и с позиции подверженности Кыргызской Республики рискам, сопряженным с государственными заимствованиями. Суммарный эффект мероприятий по сокращению и сдерживанию роста государственного внешнего долга (комплексная реструктуризация двусторонней задолженности в рамках Парижского Клуба, введение ограничений по льготности для новых внешних заимствований) наглядно демонстрирует пример 2008 года, когда сумма государственного долга Кыргызской Республики составила 49 процентов ВВП. Этот показатель является минимальным за период с 1995 года по 2011 год. Данное соотношение отчасти объясняется высоким номинальным ростом ВВП в 2008 году (порядка 32 %). Однако это обстоятельство ни в коей мере не умаляет значения эффективного управления государственным долгом, поскольку как следует из опыта, Кыргызская Республика имела более высокий уровень государственного долга, несмотря на весьма динамичный рост валового внутреннего продукта.
Наряду с достижениями в области управления государственным долгом, опыт 2008-2011 годов также выявил насколько Кыргызская Республика остается зависимой от государственных заимствований и чувствительной к рискам, связанным с государственным долгом.
Кризисные процессы в мировой
экономике в 2008-2009 годы, значительные
потребности в финансировании государственного
бюджета, а также события внутри
республики в 2010 году привели к необходимости
в активном аккумулировании
ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ГОДАМ (в тыс. сом) | |||||||||
(из Республиканского Бюджета Кыргызской Республики) | |||||||||
Столбец1 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||||
ВНЕШНИЙ ДОЛГ |
1 761 835,3 |
2 283 088,6 |
2 715 129,2 |
3 854 265,1 |
2 833 859,9 |
||||
Основная сумма |
1 159 552,6 |
1 472 254,7 |
1 659 647,1 |
1 973 295,4 |
1 459 417,8 |
||||
Проценты |
602 282,7 |
810 833,9 |
1 055 482,1 |
1 880 969,8 |
1 374 442,1 |
||||
ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ |
3 249 144,1 |
4 838 839,8 |
4 952 276,3 |
5 540 403,0 |
6 903 122,1 |
||||
Основная сумма |
2 502 992,4 |
4 057 212,4 |
4 246 530,6 |
4 695 941,6 |
5 788 083,7 |
||||
Проценты |
746 151,7 |
781 627,4 |
705 745,7 |
844 461,4 |
1 115 038,5 |
||||
ВСЕГО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ |
5 010 979,4 |
7 121 928,4 |
7 667 405,5 |
9 394 668,1 |
9 736 982,0 |
В 2011 году сумма государственного внешнего долга увеличилась по сравнению с 2010 годом на 186,9 млн. долларов США в номинальном выражении, или на 3,2 % в соотношении к ВВП. Наращивание внешнего долга в 2011 году было также обусловлено ростом дефицита государственного бюджета в результате политической и социально-экономической нестабильности, из-за событий в стране в апреле-июне 2010 года. Тем не менее, неблагоприятные явления, происходившие в период 2008-2010 годов, не отразились негативно на своевременности и полноте обслуживания текущих финансовых обязательств по государственному долгу республики.
В структуре государственного долга Кыргызской Республики доля внешнего долга, по-прежнему, остается доминирующей. В 2008-2011 годы удельный вес внешних заимствований составлял свыше 90 процентов. Такое соотношение объясняется доступностью льготного внешнего финансирования со стороны международных организаций и иностранных государств и отсутствие значительных заемных ресурсов на внутреннем рынке республики. Доля льготных заимствований в структуре совокупного государственного внешнего долга в 2008-2011 годы составляла свыше 85 процентов.
100 процентов государственного внешнего долга – долгосрочные заимствования. Доля долга с плавающей процентной ставкой (показатель риска процентной ставки) на протяжении указанного периода составляла меньше 1 процента совокупного государственного внешнего долга. Ключевым преимуществом внешних заимствований для Кыргызской Республики является доступ к льготным финансовым средствам, предоставляемым международными финансовыми институтами и иностранными государствами в рамках официальной помощи развитию.
Вместе с тем, превалирование
внешнего финансирования в
В 2008-2011 годы наблюдается
процесс постепенного увеличения доли
двусторонних займов. Доля таких кредитов
возросла с 31 процента в 2008 году до 46 процентов
в 2011 году. При этом увеличение двустороннего
компонента внешнего долга происходит
не равномерно, а за счет крупных
займов со стороны одного-двух кредиторов.
Продолжение концентрации заимствований,
которая наметилась за последние
три года, может привести к высокой
долговой зависимости и вероятности
того, что различные аспекты
Таблица 2. Индикаторы государственного долга Кыргызской Республики
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |
Государственный долг КР к ВВП |
48,6% |
59,9% |
59,7% |
52,4% |
в т.ч. внешний долг к ВВП |
44,6% |
55,6% |
55,9% |
47,7% |
в т.ч. внутренний долг к ВВП |
4,0% |
4,4% |
3,8% |
4,7% |
Обслуживание внешнего долга КР к экспорту |
2,8% |
3,4% |
3,2% |
3,4% |
Обслуживание внешнего долга КР к доходам республиканского бюджета |
6,1% |
6,8% |
7,6% |
7,3% |
Внутренний долг Кыргызской Республики
Доля внутренних заимствований в общем портфеле государственного долга Кыргызской Республики незначительна и не превышала 10 процентов в 2008-2011 годы. Основным фактором, сдерживающим увеличение доли внутренних заимствований, является низкий уровень развития рынка государственных ценных бумаг Кыргызской Республики. Тем не менее, это не должно рассматриваться основанием для игнорирования внутренних заимствований в качестве источника долгового финансирования. Во-первых, развитие инструментов внутреннего долга, т.е. рынка государственных ценных бумаг весьма перспективно, с точки зрения диверсификации источников финансирования государственного бюджета. Кроме того, рынок государственных ценных бумаг важен с точки зрения развития рынка капитала в целом.
В период 2008-2011 годов Правительством Кыргызской Республики были предприняты меры по совершенствованию нормативной правовой базы выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг (унификация видов государственных ценных бумаг), постепенному удлинению сроков обращения инструментов государственного заимствования (выпуск в 2009 году государственных казначейских облигаций) и наращиванию доли рыночных государственных ценных бумаг.
За последние три года финансовый потенциал внутреннего рынка значительно возрос. Чистое финансирование, обеспечиваемое посредством государственных казначейских векселей (ГКВ), которое в 2006 году составляло незначительные объемы (25 млн. сомов), в 2007 году достигло отметки свыше 400 млн. сомов, почти 900 млн. сомов - в 2008 году, и, приблизительно, 600 млн. сомов - в 2009 году. Такое развитие событий стало возможным благодаря целому ряду мер, нашедших отражение в изменениях, внесенных в соответствующие положения. Эти изменения позволили улучшить аукционное размещение государственных ценных бумаг благодаря изменению структуры выпусков, готовности разрешить доходности меняться в соответствии с ожиданиями рынка, и последнее, что было не менее важно на тот момент, благодаря значительной избыточной ликвидности в коммерческом банковском секторе. Неблагоприятным событием стало прекращение действия канала розничной продажи ГКВ.
Политические события 2010 года наложили отпечаток на макроэкономическую ситуацию и спрос на государственные ценные бумаги со стороны инвесторов. С апреля 2010 года доходность государственных ценных бумаг начала расти высокими темпами, спрос резко снизился и приобрел изменчивый, а иногда и непредсказуемый характер. Неизменной остается одна характеристика рынка государственных ценных бумаг Кыргызской Республики: высокая премия за ликвидность по срокам обращения один год и выше.
Информация о работе Пути совершенствование управление государственным долгом