Пути совершенствования Федерального казначейства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ роли Федерального казначейства Российской Федерации, а также пути его дальнейшего совершенствования.
Для достижения данной цели будет необходимо решить следующие задачи:
Определить необходимость и содержание управления финансами.
Важно рассмотреть функциональные элементы управления финансами, их взаимосвязь.
Описать органы управления финансами в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Общие основы управления финансами.
Необходимость и содержание управления финансами……………………….5
Функциональные элементы управления финансами, их взаимосвязь……….7
Органы управления финансами в Российской Федерации……………………9
Глава 2. Анализ управления финансами на примере Федерального казначейства Российской Федерации.
2.1. Становление и необходимость развития казначейства в РФ…………….…13
2.2. Казначейство России: цели, задачи, полномочия, структура…………….…17
2.3. Анализ деятельности Федерального казначейства за 2009-2010 года….….20
Глава 3. Пути совершенствования Федерального казначейства Российской Федерации.
3.1. Основные направления стратегического развития Казначейства России на период до 2015 года………………………………………………………………...24
3.2. Совершенствование деятельности органов Федерального казначейства Российской федерации………......................………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Роль Фед.Казначейства в управлении финансами.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

Финансовый контроль осуществляется также в ходе финансового  планирования и прогнозирования. Так при составлении финансовых прогнозов и финансовых планов осуществляется оценка финансовых последствий предполагаемых действий, разрабатываемых программ, законов, инвестиционных проектов,  отслеживаются долгосрочные негативные тенденции в развитии экономики, её отдельных отраслей и организаций с целью своевременного принятия соответствующих мер и предупреждения различного рода нарушений.

Финансовый контроль предусматривает проверку законности, правильности образования денежных средств, их эффективного и рационального  использования.

При этом надо иметь в  виду, что контроль – это не только оценка конечного результата субъекта, но и связующее звено на первых двух стадиях управления финансами. А уже на основе показателей финансовых прогнозов осуществляется само финансовое планирование, которое в дальнейшем подвергается финансовому контролю.

Таким образом, видно, как финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль тесно связаны и переплетены в рамках управления финансами.

 

1.3. Органы управления  финансами в Российской Федерации.

В России главными властными  структурами по управлению финансами  являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчёта о его исполнении.

Депутаты обоих палат  Федерального Собрания РФ, рассматривающие  и утверждающие проекты законов, законодательных актов, правительственных  программ, могут, обладая правом законодательной  инициативы, вносить на рассмотрение проекты финансовых законодательных актов, поправки в действующее законодательство. Государственная Дума заслушивает отчет Правительства РФ об исполнении федерального бюджета. Государственная Дума и Совет Федерации формируют Счётную палату РФ - орган государственного финансового контроля законодательной власти РФ.

Участие Президента РФ в  управлении финансами связано с  определением целей и задач финансовой политики  в посланиях Федеральному Собранию, в том числе ежегодном  Бюджетном послании, с подписанием  законов по финансовым вопросам, внесением проектов финансового законодательства, изданием указов, осуществлением государственного финансового контроля.

Правительство РФ, ответственное  за разработку и реализацию финансовой политики России, составление и исполнение федерального бюджета, осуществляет разработку других проектов законов по финансовым и связанным с ними вопросами, утверждает постановления, издает распоряжения, обеспечивающие реализацию финансового законодательства. Оно определяет задачи, функции федеральных органов исполнительной власти, их права и обязанности, в том числе конкретный круг вопросов, относящихся к ведению того или иного министерства, входящего в состав Правительства РФ, по управлению финансами.

Современные задачи и  функции Министерства финансов РФ определены в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», которым в рамках административной реформы предусмотрено разграничить нормотворческие и надзорные функции, функции по управлению федеральной собственностью между отдельными органами исполнительной власти. Нормотворческие функции осуществляют федеральные министерства, надзорные и управленческие — федеральные службы и агентства. В связи с этим некоторые бывшие подразделения Министерства финансов России (Главное управление федерального казначейства, Департамент государственного финансового контроля, Департамент страхового надзора) преобразованы в федеральные службы, подчиненные Министерству финансов (соответственно Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба страхового надзора). К Минфину России перешли функции разработки налоговой политики, налогового законодательства и осуществления разъяснительной работы по вопросам налогообложения от Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, преобразованного, в свою очередь, в Федеральную налоговую службу, также подчиненную Минфину России.

Федеральное министерство – федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в установленной сфере.

Федеральная служба - федеральный  орган исполнительной власти, который  осуществляет функции по контролю и  надзору в установленной сфере.

Федеральное агентство - федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по оказанию государственных услуг и по управлению государственным имуществом.

Так  в п. 2 п.7 Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. №703 «О Федеральном казначействе» прописано, что «Федеральное казначейство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, … а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг».

Таким образом, в настоящее  время Министерству финансов РФ подчиняются четыре федеральные службы: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральное казначейство и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

По аналогии с федеральным  уровнем осуществляется управление финансами на региональном и местном уровне. Исполнительная власть составляет проект бюджета и осуществляет его исполнение через финансовые органы.

Правительство РФ является единым центром управления финансами. Органом, на практике осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Министерство обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики, координирует финансовую деятельность федеральных органов исполнительной власти.

Основные задачи Министерства финансов прописаны в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации»: « … (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой … ».

На уровне хозяйствующего субъекта организационная структура  управления финансами определяется его высшим руководством и зависит  от размеров предприятия и видов  его деятельности. Непосредственное управление финансовыми потоками в коммерческой организации осуществляет руководство предприятия в лице директора (Совета Директоров) и финансовой службы.

Совершенствование организации  управления финансами, развитие правовой базы и использование современных информационных технологий являются основными направлениями обеспечения эффективности формирования использования финансовых ресурсов во всех сферах финансовой системы.

 

 

Глава 2. Анализ управления финансами на примере Федерального казначейства Российской Федерации.

2.1. Становление и необходимость развития казначейства в РФ.

Федеральное казначейство было создано согласно Указу Президента от 8 декабря 1992 г. №1556 (в принципиальном плане) и постановлению Правительства России от 27 августа 1993 г. №864 (в организационном плане) в качестве структурного подразделения Министерства финансов для обеспечения оперативного управления бюджетными средствами, а также - усиления контроля за их движением.

Необходимость перехода в начале 90-х годов XX века от банковской системы к казначейской системе исполнения федерального бюджета обусловлена двумя факторами.

Во-первых, в связи  с принятием федеральных законов "О банках и  банковской деятельности" и "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)"  Банк России уже не был ответственным за расчетно-кассовое исполнение государственного бюджета. Банковские учреждения, преследуя коммерческие цели, не были заинтересованы в контроле за своевременным зачислением доходов на счета соответствующих бюджетов устранились от контроля за использованием бюджетных средств. Технически не совершенна была и система межбанковских финансовых оборотов, которые продолжались до 2-3 недель, в то время как при казначейском исполнении на базе современной автоматизации данные процессы осуществлялись в пределах одного дня.

Во-вторых, самостоятельность нижестоящих бюджетов повлекла за собой изменение функций территориальных и местных финансовых органов, которые были освобождены от обязательного контроля за исполнением доходов и расходов федерального бюджета.

В связи с этим к  началу 90-х годов при исполнении доходной части бюджетов сложилась  ситуация, когда:

  1. Средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов, открытых либо в Центральном банке Российской Федерации либо в коммерческих банках.
  2. Информация о поступивших доходах в Минфин Российской Федерации передавалась Центральным банком один раз в пять дней.
  3. Доходы в отчетности Центрального банка не детализировались в соответствии с бюджетной классификацией, а выделялись лишь основные доходные источники.
  4. Регулирующие налоги налоговыми органами распределялись между бюджетами различных уровней один раз в неделю.
  5. Информацию о поступивших налогах и сборах Госналогслужба представляла в Минфин России два раза в месяц.

Не имея полной и своевременной  информации о доходах, Минфин России и главные распорядители кредитов (в настоящее время -главные распорядители бюджетных средств) при исполнении расходной части федерального бюджета не имели возможности своевременно доводить до бюджетных организаций утвержденные в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств.

Неритмичное и нестабильное поступление доходов и платежей в бюджет оказывало негативное влияние на полноту и своевременность исполнения принимаемых бюджетных обязательств, что являлось причиной так называемых "кассовых разрывов".

Негативное влияние  на качество исполнения бюджетов оказывала  и действующая на тот момент технология исполнения бюджетов бюджетной системы  РФ. Так, при исполнении расходной части бюджетов бюджетные средства сначала зачислялись в соответствии с поручениями органа, исполняющего бюджет, на счета распорядителей кредитов, затем распорядители  перечисляли полученные бюджетные средства на счета подведомственных бюджетных организаций и только после этого бюджетные средства в соответствии с платежными поручениями поступали от бюджетных организаций к получателям в качестве оплаты за выполненные работы.

Процесс  прохождения  бюджетных  средств  в  приведенной  схеме:

  1. Очень продолжителен во времени. Период прохождения одной и той же суммы бюджетных средств по всем участникам бюджетного процесса составлял до 15 дней.
  2. Орган исполнительной власти, ответственный за исполнение соответствующего бюджета, лишался возможности предварительно контролировать целевое использование бюджетных средств. При такой системе был возможен лишь последующий контроль, который фиксировал финансовые нарушения, но не предотвращал их, поскольку фиксировались только две стадии бюджетного финансирования: выделение объемов бюджетных назначений и осуществление кассовых расходов бюджетополучателями.

В отличие от обслуживания исполнения бюджетов коммерческими банками при казначейском исполнении бюджетов:

  1. Исключены операции по перечислению средств на счета главных распорядителей, распорядителей и получателей   бюджетных   средств.   Движение   бюджетных средств осуществляется по лицевым счетам посредством движения на лицевых счетах. Бюджетные средства при этом остаются на едином счете бюджета, что позволяет значительно сократить объемы одновременно задействованных средств.
  2. Осуществляется предварительный и текущий контроль расходов через процедуру подтверждения платежных поручений, разрешающего совершение платежа, и лишь после этого производится сам платеж.

Казначейская схема прохождения бюджетных средств: значительно сокращает сроки прохождения денежных средств от органа, исполняющего бюджет, до поставщика товаров (услуг); позволяет обеспечивать их движение через систему лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства, без фактического их отвлечения с бюджетного счета.

Сравнительный анализ банковской системы исполнения бюджетов и исполнения бюджетов в условиях казначейства приведен в Приложении 2.

Таким образом, проблемы исполнения федерального бюджета вызвали  необходимость создания специального органа – Федерального казначейства.

Сама же казначейская система прошла довольно длинный и сложный путь развития. Её история неотделима от истории развития российского государства в целом.

Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, потом получила развитие в периоды правления Петра I, Екатерины II, Александра I.

Новым этапом в развитии системы органов Федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В результате проведенной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Минфина РФ и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов РФ. В полномочия перешли правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, а также функция составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета РФ2.

На современном этапе перед органами Федерального казначейства стоят следующие основные задачи:

  1. Проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета.
  2. Осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса.
  3. Распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней.
  4. Осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
  5. Своевременное и качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета.

Информация о работе Пути совершенствования Федерального казначейства Российской Федерации