Пути совершенствования Федерального казначейства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ роли Федерального казначейства Российской Федерации, а также пути его дальнейшего совершенствования.
Для достижения данной цели будет необходимо решить следующие задачи:
Определить необходимость и содержание управления финансами.
Важно рассмотреть функциональные элементы управления финансами, их взаимосвязь.
Описать органы управления финансами в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Общие основы управления финансами.
Необходимость и содержание управления финансами……………………….5
Функциональные элементы управления финансами, их взаимосвязь……….7
Органы управления финансами в Российской Федерации……………………9
Глава 2. Анализ управления финансами на примере Федерального казначейства Российской Федерации.
2.1. Становление и необходимость развития казначейства в РФ…………….…13
2.2. Казначейство России: цели, задачи, полномочия, структура…………….…17
2.3. Анализ деятельности Федерального казначейства за 2009-2010 года….….20
Глава 3. Пути совершенствования Федерального казначейства Российской Федерации.
3.1. Основные направления стратегического развития Казначейства России на период до 2015 года………………………………………………………………...24
3.2. Совершенствование деятельности органов Федерального казначейства Российской федерации………......................………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Роль Фед.Казначейства в управлении финансами.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

Основные моменты, касающиеся деятельности органов Федерального казначейства, прописаны в Постановлении  Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. №703 «О Федеральном казначействе».

 

2.2. Казначейство России: цели, задачи, полномочия, структура.

Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 года №1556 была определена основная задача для Федерального казначейства – создание условий ля проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения бюджета, повышения оперативности в осуществлении платежей государства, усиления контроля за поступлением и целевым использованием бюджетных средств.

В своей деятельности органы Федерального казначейства руководствуются положениями бюджетного законодательства РФ, в том числе Бюджетного кодекса Российской Федерации, законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год и др.

Сегодня, в условиях одновременно проводимых реформ административной, бюджетной реформы межбюджетных отношений, Федеральному казначейству отведена задача быть не только двигателем и проводником, но и катализатором этих реформ.

Бюджетные полномочия Федерального казначейства определены статьей 166.1 Бюджетного кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе».  Полномочия Федерального казначейства можно разделить на четыре основные группы:

  1. Правоустанавливающие.
  2. Операционно-платежные.
  3. Учетные.
  4. Контрольные.

Помимо этих полномочий Федеральное казначейство:

  1. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций.
  2. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.
  3. Обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством РФ срок.
  4. Обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства.
  5. Организует профессиональную подготовку работников Федерального казначейства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
  6. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства.
  7. Взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.
  8. Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности. 

Органы Федерального казначейства представляют собой единую систему, созданную по территориальному признаку, поэтому структура органов  казначейства – трехуровневая.

Первый уровень –  Главное управление Федерального казначейства (ГУФК) осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета и управляет движением средств на счетах казначейства. Оно также руководит работой нижестоящих органов.

Второй уровень – управления Федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу. Они обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений и формировании доходной и расходной частей федерального бюджета.

Третий уровень –  отделения Федерального казначейства по городам, районам в городах (кроме  городов районного подчинения). Они  формируют доходную часть федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям.

В процессе реализации своих полномочий Федеральное казначейство взаимодействует с более чем двумястами тысячами участников бюджетного процесса различных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Функционирование   единой    централизованной системы органов Казначейства России обеспечивают центральный аппарат Федерального казначейства (руководитель, 5 заместителей руководителя и 11управлений по основным направлениям деятельности Федерального казначейства) и его территориальные органы — 89 управлений Федерального казначейства по субъектам РФ, осуществляющие свою деятельность непосредственно и через подчиненные им 2204 отделения межрайонного, городского (районного) уровня. На сегодняшний день в Казначействе России работают свыше пятидесяти тысяч человек.

С 2008 г. перед казначейством стоит  задача по оптимизации функциональной деятельности. В настоящее время  деятельность всех территориальных  органов Казначейства России описана 66 технологическими регламентами, а  в будущем планируется довести количество утвержденных и обновленных регламентов до 77.

К примеру, анализ Сводного реестра  участников бюджетного процесса в разрезе обслуживающих их органов  Казначейства России показывает, что 864 отделения обслуживают не более  пяти участников бюджетного процесса федерального уровня, что указывает на имеющиеся резервы оптимизации их деятельности (Приложение 3). В дальнейшем планируется разработать комплекс мероприятий, связанных с оптимизацией казначейской деятельности, для ее распространения в 2010 г на всю сеть территориальных органов.

Таким образом, можно  подвести итог, что Казначейство России — один из динамично развивающихся органов государственной власти в Российской Федерации, постоянное развитие и совершенствование, которого обусловлено происходящими политическими, экономическими, технологическими и другими изменениями в жизни государства. Необходимость эффективно и своевременно отвечать на все вызовы современности закалила как саму структуру, так и работающих в ней специалистов. И это дает основание полагать, что, несмотря на масштабность предстоящей работы, с поставленными руководством государства и Министерством финансов РФ задачами Казначейство России успешно справится.

 

2.3. Анализ деятельности  Федерального казначейства за 2009-2010 года

Федеральное казначейство стало стабилизирующим фактором в преодолении всех острых фаз кризиса 2009 года. В течение последних лет  проводилась политика, направленная на обеспечение сохранности всех бюджетных средств, хранящихся на счетах Казначейства России, открытых в Центральном банке. Таким образом, обеспечивается полная стабильность функционирования бюджетной системы с точки зрения сохранности финансовых ресурсов.

 Когда случился  кризис ликвидности в банковской  системе, государство в лице  Министерства финансов РФ и  Федерального казначейства России  оказало существенную помощь последней, предоставив одномоментно, через механизм размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты порядка восьмисот миллиардов рублей: в августе - 166 млрд. руб.; в сентябре — 763 млрд. руб.; еще 300 млрд. руб. были высвобождены ЦБ РФ путем снижения требований к резервам банков3.

В дополнение к ранее  выделенным кредитам в 2009 г.  правительство  направило 200 млрд. руб. банку ВТБ, 130 млрд. руб. - Внешэкономбанку, 225 млрд. руб. - коммерческим банкам для целевого финансирования реального сектора экономики4.

Главное, что при этом государство осталось надежным плательщиком по всем принятым обязательствам, по всем заключенным договорам. Не существует несанкционированной кредиторской задолженности  и задолженности  по заработной плате. В таких условиях и федеральная власть, и ответственные региональные власти показали умелое финансовое управление, которое оказало стабилизирующее влияние на ситуацию.

В 2009 г. органами Федерального казначейства было принято более 300 млн. входящих документов, совершено около 670 млн. платежных операций. Таким образом, можно сделать вывод о том, что без использования информационных технологий справиться с такими объемами невозможно. Следовательно, использование и развитие информационных технологий в Федеральном казначействе является не задачей, а существующей практикой, без которой трудно исполнять возложенные государственные функции. Федеральным казначейством уже в 2006 г. были завершены все этапы перехода к оказанию государственных функций в электронном виде.

Также начала активно использоваться автоматизированная система делопроизводства, обеспечивающая внутренний электронный документооборот, а также система электронного документооборота Федерального казначейства, обеспечивающая защищенный юридически значимый обмен всеми необходимыми документами между органами Федерального казначейства и другими участниками бюджетного процесса в электронном виде без дублирования на бумажных носителях. В настоящее время систему электронного документооборота Федерального казначейства успешно используют более 100 тысяч участников бюджетного процесса.

С 1 января 2011 года размещение реестра контрактов, заключенных  от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, будет производиться  на общероссийском официальном сайте, на котором будет размещаться информация о размещении заказов. Необходимо отметить, что  подобный реестр будет также общероссийским, включающим в себя и сведения о государственных контрактах, заключенных от имени субъектов РФ, и от имени муниципальных образований. Это, на мой взгляд, создаст условия для интеграции процессов управления государственными закупками и исполнение бюджетов бюджетной системы с целью получения информации, что позволит получить доступ к открытым аукционам в электронном виде.

По состоянию на начало 2010 г. в Реестре содержится массив данных об 1,4 млн. госконтрактов на общую сумму свыше  5380 млрд. руб. Спектр возможного использования данных, содержащихся в Реестре госконтрактов, чрезвычайно широк (Приложение 4).

В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от  4 июня 2009 г. N 49н "Об утверждении Порядка проведения эксперимента по обеспечению Федеральным казначейством получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт" в Краснодарском крае в 2009 году проводился эксперимент по обеспечению Федеральным казначейством получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт. На 2010 год подобный эксперимент сэкономил для бюджетополучателей 67 млн. руб. на горюче-смазочные, транспортные и иные расходы.

По результатам проведенного эксперимента можно сделать вывод  о том, что использование карт:

- оптимизирует для  всех клиентов технологию внесения  и получения наличных денежных средств;

- позволяет снизить  расходы в процессе кассового  обслуживания исполнения федерального  бюджета за счет организации  удаленного взаимодействия управления  с клиентом, управления с учреждениями  РКЦ, и соответственно снижения  транспортных расходов клиентов, в том числе в связи с возможностью получения и внесения наличных денежных средств в разветвленной сети подразделений банков и их банкоматах;

- повышает производительность  труда органов Федерального казначейства.

С конца 2009 года начался процесс внедрения управленческого учета. Сегодня Федеральное казначейство уже имеет возможность планировать расходы в разрезе ведомственных целевых программ и непрограммной деятельности, а так же определять затраты на каждого работника Федерального казначейства исходя из выполняемых им функций в разрезе ведомственных целевых программ.

Внедрение учета позволит контролировать процесс планирования расходов посредством формирования единого лана централизованных закупок, товаров и услуг для нужд Федерального казначейства, а также расходования бюджетных средств, выделенных на обеспечение деятельности Федерального казначейства путем формирования консолидированного отчета об исполнении плана централизованных закупок, товаров и услуг.

Органы Федерального казначейства принимали активное участие в обсуждении проекта антикризисной программы на 2009 г., приоритетных задач по преодолению кризисных явлений в экономике страны и путях их решения. К приоритетам были отнесены: выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизация внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы. В свою очередь такие предложения по программе принесли государству дополнительно более 100 млрд. руб.

В 20098 г. были осуществлены мероприятия, направленные на вступление Федерального казначейства и его  территориальных органов в систему  банковских электронных срочных платежей Банка России (БЭСП). Вступление в систему БЭСП позволило значительно ускорить (до 2 минут) доведение средств федерального бюджета до территориальных органов Федерального казначейства и осуществления ими исполнения расходов получателей средств федерального бюджета, а также ускорило процесс концентрации средств федерального бюджета на едином казначейском счете.

Значительным шагом  в развитии управления единым казначейским счетом продолжалась работа по размещению временно свободных средств федерального бюджета на финансовом рынке в виде банковских депозитов.  По состоянию на 1мая 2010г. на банковские депозиты размещены средства федерального бюджета в объеме 91 млрд.руб. А в доход с начала 2010г. поступило 0,585 млрд.руб. Это показывает, что Казначейство России умело управляет свободными ресурсами для получения дохода в бюджет, а также увеличивает таким способом ликвидность в банковском секторе.

Информация о работе Пути совершенствования Федерального казначейства Российской Федерации