Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 09:05, курсовая работа
Цель исследования – анализ расходов бюджетной системы.
Реализация поставленной цели возможна через решение следующих конкретных задач:
- раскрыть экономическое содержание и сущность расходов произвести их классификацию, раскрыть понятие государственных бюджетных фондов;
- проанализировать состав, структуру и динамику расходов бюджетов РФ;
Введение
Центральное место в финансовой
системе любого государства занимает
государственный бюджет - это используемый
правительством денежный фонд для финансирования
своей деятельности, с помощью которого
государство влияет на экономические
процессы.
Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам). Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.
Доходная часть показывает,
откуда поступают средства на финансирование
деятельности государства, какие слои
общества отчисляют больше из своих доходов.
Структура доходов непостоянна и зависит
от конкретных экономических условий
развития страны, рыночной конъектуры
и осуществляемой экономической политикой
политики. Любое изменение структуры бюджетных
доходов отражает изменения в экономических
процессах.
Расходы государственного
бюджета – это экономические отношения,
возникающие в связи с распределением
фонда денежных средств государства и
его использование по отраслевому, целевому
и территориальному назначению.
Расходы бюджета представляют
собой затраты, возникающие в связи с выполнением
государством своих функций. Эти затраты
выражают экономические отношения, на
основе которых происходит процесс использования
средств централизованного фонда денежных
средств государства по различным направлениям.
Расходная часть охватывает всю экономику,
так как государство учитывает экономические
интересы общества в целом. На величину
и структуру расходов федерального бюджета
влияют множество факторов, как-то: государственное
устройство, внешняя и внутренняя политика
государства, общий уровень экономики,
уровень благосостояния населения, размер
государственного сектора в экономике
и многие другие факторы. Основные статьи
расходов бюджета РФ: управление, оборона,
поддерживание правопорядка, социальное
обеспечение, здравоохранение, культура,
образование, а также обслуживание внешнего
Государственного долга.
Объектом данной работы являются государственные расходы бюджетной системы, предмет исследования – динамика данных расходов. Цель исследования – анализ расходов бюджетной системы.
Реализация поставленной цели возможна через решение следующих конкретных задач:
- раскрыть экономическое
содержание и сущность
- проанализировать состав, структуру и динамику расходов бюджетов РФ;
- определить особенности
финансирования
В данной работе рассматривается структура статей расходов бюджетов, их классификации, состав и распределение. Также уделяется внимание динамике изменений расходных частей бюджетов в течение нескольких лет.
1 Структура бюджетной системы РФ
1.1 Принципы бюджетной системы
Бюджетная система Российской Федерации
- это, согласно российскому законодательству,
основанная на экономических отношениях
и государственном устройстве Российской
Федерации, регулируемая законодательством
Российской Федерации совокупность федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов.
Бюджетное устройство
- организация и принципы построения бюджетной
системы, функционирующей в соответствии
с бюджетным законодательством.
Прежде всего, бюджет государства - это
самый важный финансовый документ страны.
В нем определяются потребности, которые
удовлетворяются за счет государственной
казны, и в то же время в нем указываются
источники и объемы поступлений в нее.
Именно с помощью бюджета государство
имеет возможность сосредоточивать финансовые
ресурсы на решающих участках социального
и экономического развития, с помощью
бюджета происходит перераспределение
национального дохода между отраслями,
территориями, сферами общественной деятельности.
Ни одно из звеньев финансов не осуществляет
такого многовидового и многоуровневого
перераспределения средств, как бюджет.
Вместе с тем, отображая экономический
процессы, протекающие в структурных звеньях
экономики, бюджет дает четкую картину
того, как поступают в распоряжение государства
финансовые ресурсы от разных субъектов
хозяйствования, показывает, соответствует
ли размер централизуемых ресурсов государства
объему его потребностей.
Таким образом, бюджет - не просто
план доходов и расходов, он является
экономической категорией. Государственный
бюджет как экономическая категория
выражает систему экономических
отношений между государством, с
одной стороны, предприятиями, организациями
и населением - с другой, по поводу
распределения и
Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства. Что же представляет собой бюджетное устройство Российской Федерации, как происходит взаимодействие бюджетов всех уровней? Ответ на этот вопрос во многом определит причины некоторых проблем современного бюджета, наметит пути к его совершенствованию.
Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему:
♦ первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
♦ второй уровень - бюджеты
субъектов Российской Федерации
и бюджеты территориальных
♦ третий уровень - местные бюджеты.
Каждый из бюджетов на каждом
уровне служит финансовой базой для
деятельности соответствующих
Схема построения бюджетной системы Российской
Федерации приведена в приложении1.
Таким образом, бюджетная система Российской
Федерации включает:
1) федеральный бюджет РФ;
2) 21 республиканский бюджет республик в составе РФ;
3) 55 краевых и областных бюджетов; бюджеты 2 городов: Москвы и
Санкт- Петербурга;
4) 1 бюджет автономной области;
5) 4 бюджета 4 автономных округов;
6) 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
Бюджетная система Российской
Федерации основана на принципах:
1) Принцип единства бюджетной системы
Российской Федерации.
Этот принцип означает единство правовой
базы, единство денежной системы, применение
единых форм бюджетной документации.
2) Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ.
Принцип этот состоит в
закреплении (полностью или частично)
соответствующих видов
3) Принцип полноты отражения
доходов, расходов и источников финансирования
дефицитов бюджетов.
Означает, что все доходы,
расходы и источники
4)Принцип сбалансированности
бюджета. Сбалансированность бюджетов
означает, что объем предусмотренных расходов
должен соответствовать суммарному объему
доходов бюджета и источников финансирования
его дефицита. При составлении бюджета
органы власти должны исходить из необходимости
минимизации размера дефицита бюджета.
5)Принцип результативности и
эффективности использования бюджетных
средств.
Означает, что при составлении
и исполнении бюджетов участники
бюджетного процесса в рамках установленных
им бюджетных полномочий должны исходить
из необходимости достижения заданных
результатов с использованием наименьшего
объема средств или достижения наилучшего
результата с использованием определенного
бюджетом объема средств.
6) Принцип общего (совокупного)
покрытия расходов бюджетов.
Означает, что расходы бюджета не могут
быть увязаны с определенными доходами
бюджета и источниками финансирования
дефицита бюджета, если иное не предусмотрено
законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
· субвенций и субсидий, полученных
из других бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации;
· средств целевых иностранных
кредитов (заимствований);
· добровольных взносов, пожертвований,
средств самообложения граждан;
· расходов бюджета, осуществляемых
в соответствии с международными договорами
(соглашениями) с участием Российской
Федерации;
· расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;
· отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.
7) Принцип подведомственности
расходов бюджетов.
Принцип подведомственности расходов
бюджетов означает, что получатели бюджетных
средств вправе получать бюджетные ассигнования
и лимиты бюджетных обязательств только
от главного распорядителя (распорядителя)
бюджетных средств, в ведении которого
они находятся.
2 Анализ структуры расходов бюджета Российской Федерации
2.1 Экономическое содержание расходов бюджета
Расходы бюджета, как установлено редакцией Бюджетного кодекса РФ, это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БКРФ источниками финансирования дефицита бюджета. В более широком смысле – это система денежных отношений, связанная с экономико-правовым регулированием процесса перераспределения денежных средств, необходимых для выполнения расходных обязательств органов власти всех уровней.
Расходы бюджетов (или государственные расходы), за исключением расходов на погашение и обслуживание внешнего долга, поступают на внутренний рынок и воздействуют на расширение совокупного спроса
Расходы государственного бюджета
- это экономические отношения, возникающие
в связи с перераспределением
фонда бюджетных средств
Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как национальная оборона и содержание государственного аппарата; финансирование хозяйства; финансовое обеспечение социальной инфраструктуры (здравоохранение, социальное обеспечение, просвещение, наука и т.д.); выплата процентов по государственному долгу.
Можно сделать вывод, что основное назначение расходов бюджета проявляется в использовании бюджетных средств органами государственной власти и местного самоуправления в ходе их деятельности по управлению экономикой, регулированию социальной сферы, стимулированию научно-технического прогресса, обеспечению обороноспособности и правопорядка в государстве и т. п.
На величину и структуру
расходов бюджетов оказывают влияние:
объем валового внутреннего продукта
как основного источника
Расходы государственного бюджета
тесно связаны с доходами. Эта
взаимосвязь выражается в количественном
соответствии расходов доходам. С одной
стороны, объем расходов бюджета
лимитируется жесткими рамками поступающих
доходов, причем последние, в свою очередь,
определяются экономическими возможностями
государства. С другой стороны, расходы
при надлежащем использовании бюджетных
средств могут оказывать
Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления.
Через бюджетные расходы
финансируются