Расходы бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение Расходов бюджетов на основе учебной литературы, дать характеристику современного состояния бюджетных расходов и перспектив их развития, а задачами курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты расходов бюджетов;
- раскрыть экономическое содержание и состав расходов бюджета;
- разобраться с действующей системой организации расходов бюджетов в Российской Федерации;
- рассмотреть перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав 5
1.1. Особенности расходов бюджетов, как экономической категории 6
1.2. Виды классификации расходов 11
2. Действующая система организации расходов
бюджетов в Российской Федерации 18
2.1. Анализ динамики и структуры фактических и плановых расходов федерального бюджета за 2008-2012 г. г. 18
2.2. Основные проблемы современного развития расходов бюджетов в
России 22
3. Перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации 26
3.1 Основные тенденции бюджетной политики 26
3.2. Основные цели бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу 29
Заключение 45
Список использованной литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа №2.doc

— 512.00 Кб (Скачать файл)



Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Тульский филиал Финуниверситета

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине  «Финансы»

на  тему вариант 20 «Расходы бюджетов»

       

 

 

 

 

 

                                                    Выполнил: студент  4 курса

                                                    факультета  ФиК              

                                                    группы дневной

                                                    Федоренко К.С.

                                                     № л.д. 10ФФД41619

                                                    Проверил: О.Б. Балашова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Тула 2012 г.

Содержание:

 

Введение                                                                                                         3

1. Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав                   5

1.1. Особенности расходов бюджетов, как экономической категории           6

1.2. Виды классификации расходов                                                                11               

2. Действующая система организации расходов

бюджетов в Российской Федерации                                                                   18

2.1. Анализ динамики и структуры фактических и плановых расходов федерального бюджета за 2008-2012 г. г.                                                        18

2.2. Основные проблемы современного  развития расходов бюджетов в 

    России                                                                                                            22

3. Перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации       26       

3.1 Основные тенденции бюджетной политики                                                 26

3.2. Основные цели бюджетной политики  на 2013 год и среднесрочную перспективу                                                                                                        29

Заключение                                                                                                      45

Список использованной литературы                                                               46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность настоящей работы обусловлена  большим вниманием к теме расходов бюджетов для развития национальной экономики и финансовой политики государства.

Целью данной работы является изучение Расходов бюджетов на основе учебной литературы, дать характеристику современного состояния бюджетных расходов и перспектив их развития, а задачами курсовой работы:

-   рассмотреть теоретические  аспекты расходов бюджетов;

-   раскрыть экономическое  содержание и состав расходов  бюджета;

-  разобраться с действующей системой организации расходов бюджетов в Российской Федерации;

-  рассмотреть перспективы развития  расходов бюджетов в Российской  Федерации.

Бюджет - ведущее звено финансовой системы страны, так как он объединяет в себе главные доходы и расходы государства. Бюджет представляет собой основной финансовый плановый документ государства на текущий год, имеющий силу закона.

Государственный бюджет утверждается законодательным органом власти. В Российской Федерации это федеральное собрание и две его палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. В современном обществе государственный бюджет играет существенную экономическую, социальную и политическую роль, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

- Федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);

- бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты);

- бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Федеральный бюджет служит для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий. Основные функции бюджета заключаются в перераспределении Национального дохода и Валового внутреннего продукта (ВВП); государственном регулировании и стимулировании экономики; контроль за образованием и использованием центрального фонда денежных средств.

Сегодня в России механизм государственного бюджета направлен на финансирование структурной перестройки экономики; наращивание модернизации и научно-технического потенциала; ускорение социального развития и социальной защищенности населения. Через расходы и налоги государственный бюджет РФ выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций.

Задачами курсовой работы являются:

-   рассмотреть теоретические  аспекты расходов бюджетов;

-   раскрыть экономическое  содержание и состав расходов  бюджета;

- разобраться с действующей системой организации расходов бюджетов в Российской Федерации;

-  рассмотреть перспективы развития  расходов бюджетов в Российской  Федерации.

Объектом изучения данной работы является Федеральный бюджет РФ за 2008-2012 год, а предметом исследования выступят расходы бюджета(2008-2012гг.).

Анализ структуры и динамики расходов проводится на основании Федеральных законов «О федеральном бюджете» на очередной соответствующий год.

В работе используются программные средства Microsoft Word, Microsoft Excel.

 

 

 

  1. Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав

       Федеральный бюджет РФ — это ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием в виде федерального закона. По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны, реализации социальной политики на территории всей России, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, регионами страны. Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 71), а Бюджетный кодекс Российской Федерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

Виды доходов федерального бюджета регламентируются ст. 49 Бюджетного кодекса РФ. Они включают налоговые доходы (ст. 50 БК РФ); неналоговые доходы (ст. 51 БК РФ); доходы федеральных целевых бюджетных фондов (ст. 54 БК РФ).

 

 

1.1. Особенности расходов бюджетов, как экономической категории

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений, как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти) , и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. [2]

Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т. п.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

-государственный бюджет является  особой экономической формой  перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований ;

-с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

-пропорции бюджетного перераспределения  стоимости в большей мере, чем  у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

-область бюджетного распределения  занимает центральное место в  составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через раcпределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.

Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т. д. ) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т. д. ) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может сигнализировать о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т. д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Информация о работе Расходы бюджетов