Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 08:14, курсовая работа

Краткое описание

Тема моей курсовой работы « Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования»
В начале работы мы рассмотрим содержание региональных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, финансовые ресурсы в бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетов. В середине работы изучим источники формирования региональных бюджетов, их направления использования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Региональные бюджеты 4
1.1. Экономическая сущность региональных бюджетов 4
1.2. Функции региональных бюджетных систем 7
Глава 2. Формирование регионального бюджета РФ 8
2.1. Бюджетная система области и бюджетный процесс 8
2.2. Определение основных направлений бюджетно-финансовой политики 9
2.3. Формирование доходов бюджетов субъектов Российской Федерации 11
2.4. Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации 20
Заключение 22
Список литературы 24
Приложение Бюджет области 25

Вложенные файлы: 1 файл

1 Финансы курсовая работа - копия.docx

— 67.40 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство РФ по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

ПСКОВСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

Курсовая работа

по учебному курсу «Финансы»

на тему: Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования

 

 

 

 

Студентка группы

  672-1103С  группы

Факультета ФЭФ

Волкова Н.Н

шифр 0867037

Руководитель 

Павлова Н. И.

                                                               Псков

                                                          2010

Содержание

Введение 3

Глава 1. Региональные  бюджеты 4

1.1. Экономическая сущность региональных бюджетов 4

1.2. Функции  региональных бюджетных систем 7

Глава 2.  Формирование регионального бюджета РФ 8

2.1.  Бюджетная система области и бюджетный процесс 8

2.2. Определение  основных направлений бюджетно-финансовой  политики 9

2.3. Формирование  доходов бюджетов субъектов Российской  Федерации 11

2.4. Расходы  бюджетов субъектов Российской  Федерации 20

Заключение 22

Список литературы 24

Приложение  Бюджет области 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целенаправленное социально-экономическое  развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета.

Бюджетное устройство Российской Федерации определяется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией Российской Федерации. Составляющей частью бюджетного устройства России является бюджетная система.

Бюджетная система – система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Мы рассмотрим в курсовой работе региональные бюджеты содержание, функции, источники формирования и направления использования.

Региональные бюджеты  - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций региона и местного самоуправления.

      Региональные и местные бюджеты являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

 Тема моей курсовой работы « Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования»

      В начале работы мы рассмотрим содержание региональных бюджетов  в социально-экономическом развитии регионов, финансовые ресурсы в бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетов. В середине работы изучим источники формирования региональных бюджетов, их направления использования.

 

 

 

Глава 1. Региональные бюджеты

1.1. Экономическая сущность региональных бюджетов

Региональные бюджеты  представляют собой второй уровень  иерархически построенной бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Названные взаимосвязи отражают сущность региональных бюджетов в бюджетном устройстве Российской Федерации и указывают на необходимость анализа данного понятия в тесной связи с механизмом действия принципа федерализма.

Исследование принципа федерализма  применительно к категории «региональный бюджет» актуализирует постановку вопроса о её экономической сущности. По нашему мнению, анализ данной категории целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с категорией финансов.

Относительно понятия  «региональный бюджет» единства мнений в науке не существует, более  того - данная категория в российской экономической литературе анализируется лишь со второй половины 1991 года ввиду упразднения единой бюджетной системы страны, которая распалась на бюджеты трех уровней.

Современные ученые - экономисты полагают, что системная оценка любого бюджета должна исследовать бюджет как:

- денежные отношения (то  есть как финансовую категорию  экономической науки);

- фонд денежных средств,  централизуемых органами власти  соответствующего уровня (то есть бюджет в материальном смысле);

- плановый документ, отражающий  конкретные доходы и расходы,  относящиеся к компетенции органов власти данного уровня (то есть как правовую категорию).

Соответственно определение  термина «региональный бюджет»  требует осмысления его финансовой, материальной и правовой сторон. Поэтому  в современной экономической литературе региональный бюджет определяется с различных позиций: как отношения, предмет, документ, а значит, необходимы теоретическая разработка и правовое оформление категории «региональный бюджет».

Как известно, региональными  называют бюджеты субъектов Российской Федерации. Но субъекты Российской Федерации могут иметь разный государственно-правовой статус. Поэтому среднее звено бюджетной системы РФ представлено пятью различными видами региональных бюджетов: это бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные (включая и областной бюджет автономной области), окружные автономных округов, городские двух городов федерального значения - Москвы и Санкт- Петербурга.

Как финансовая категория  региональный бюджет обусловлен тем, что  выполнение социальной, политической и экономической функций любого административно-территориального образования  объективно требует финансовых ресурсов, а именно, централизованного денежного фонда. Однако для любой административно-территориальной формации содержание регионального бюджета не изменяется - это доходы и расходы.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Федерации (ст. 15). Понятие регионального бюджета закрепляется и законодательством субъектов РФ. Например, Закон Самарской области «О бюджетном процессе в Самарской области» определяет бюджет субъекта как составную часть консолидированного бюджета области, предназначенную для мобилизации доходов и финансирования расходов общеобластного значения, а также оказания помощи бюджетам самоуправляющихся административно - территориальных единиц области при недостаточности их собственных доходов.

В соответствии с требованиями государственного устройства Российской Федерации в целях гармонизации и сочетания экономических интересов регионов и муниципальных образований наряду с взаимоотношениями с хозяйствующими субъектами и гражданами устанавливаются также взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Федерации, между бюджетом субъекта РФ и бюджетом муниципального образования, находящегося на его территории. В ходе взаимодействия бюджетов осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов и обеспечивается реализация целей финансово-бюджетной политики.

Таким образом, финансовая сущность бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных с мобилизацией и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня и перераспределением его между бюджетами.

Соответственно, финансовая сторона бюджета субъекта РФ (регионального) представляет совокупность денежных отношений, складывающихся на уровне субъекта Федерации по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства в целях образования, распределения и использования централизованного в масштабах определенного региона денежного фонда, предназначенного для финансирования функций и задач субъекта Российской Федерации.

Признание регионального  бюджета в качестве финансовой категории  требует исследования качественных признаков, характеризующих данную категорию, свойств (черт), раскрывающих её специфику и позволяющих выделить ее из системы финансовых категорий. Специфичность - это главное, что отличает финансовую сущность регионального бюджета как самостоятельной категории от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, которые также являются финансовыми категориями.

К особым (исключительным) чертам регионального бюджета относятся, на наш взгляд, следующие:

- имеет возможность рассчитывать  на помощь из федерального бюджета;

- является средством регулирования  местных бюджетов.

Характеризуя роль региональных  бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют региональным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами).

1.2. Функции региональных бюджетных систем

Основные функции, которые  призвана выполнять бюджетная система  региона, можно сформулировать следующим образом:

• создание повышения уровня и качества жизни населения региона;

• содействие справедливому  распределению доходов между  отдельными группами населения, проживающего на территории региона;

• развитие деловой активности в регионе путем направления  региональных инвестиций, подконтрольных администрации, в «точки роста» регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;

• выравнивание условий  предпринимательства в территориальных  образованиях региона путем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур.

     Эти функции носят общий характер и действенны' в любых странах и условиях. На определенном этапе эти функции могут претерпевать видоизменения, могут появиться новые задачи, вызванные особенностями переходной экономики.

Глава 2.  Формирование регионального бюджета РФ

Ежегодно принимается  закон об областном бюджете на текущий год, в котором подробно расписан механизм формирования доходов  и расходов, определены основные параметры  бюджета (например,  «Закон  о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области»).  Закон описывает взаимодействие   между  федеральным бюджетом,  бюджетом Псковской области и  местными  бюджетами,  а  также взаимоотношения бюджетов с предприятиями, организациями и учреждениями как самостоятельно хозяйствующими  субъектами  с  целью  сочетания  их экономических интересов в соответствии с бюджетно-финансовой политикой Псковской области.

2.1.  Бюджетная система области и бюджетный процесс

Бюджетная  система  области  представляет  собой  совокупность областного бюджета и местных  бюджетов,  основанную  на  экономических отношениях и юридических нормах.

Составной  частью  бюджетного  процесса   является   бюджетное регулирование,  представляющее  частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами  разных  уровней,  в  том  числе  посредством регулирующих налогов,  дотаций, субвенций и трансфертов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Составление   бюджета   производится   на   основе   концепции социально-экономического развития Российской Федерации,  налогового  и бюджетного законодательства,  законов области,  утвержденных областной Думой, целевых программ,  постановлений  областной  Думы,  прогнозных, ценовых  и  объемных показателей деятельности юридических и физических лиц,  прогноза социально-экономического развития  области,  районов  и городов области.

Областной бюджет утверждается в форме закона Псковской области. В Законе - принцип самостоятельности областного бюджета,  как  части бюджетной  системы  области заключается  в  том,  что  утверждение  и исполнение  областного бюджета осуществляется органами государственной власти области. Самостоятельность обеспечивается наличием собственных  источников доходов   и   правом   определять   направления   их  использования  и расходования. В Псковской области собственные доходы составили 11540,5 млн. руб. В структуре собственных доходов для налоговых доходов составила,82,1 процента. (см. Приложение).  

К ведению исполнительных  органов государственной власти (администрации области) относятся составление проекта соответствующего бюджета, исполнение этого бюджета и контроль за исполнением выделенных бюджетных ассигнований.  К ведению областной  Думы  относятся   рассмотрение   проекта   соответствующего бюджета,  утверждение этого  бюджета,  контроль  за  его  исполнением, утверждение отчета об его исполнении. Вмешательство иных органов и организаций  в  процесс  составления проекта,   утверждения   и   исполнения  бюджета  не  допускается,  за исключением  случаев,  предусмотренных  законодательными  актами  Российской Федерации.

2.2. Определение основных направлений бюджетно-финансовой политики

Администрация  области  на  основе  анализа социально-экономической   ситуации в области  с учетом  данных  об исполнении  консолидированного  и  областного  бюджетов  разрабатывает прогноз  экономического  и  социального  развития  области  и  целевые программы.

Информация о работе Региональные бюджеты: содержание, функции, источники формирования и направления использования