Региональные финансы: роль и значение в социально-экономическом развитии регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 09:04, реферат

Краткое описание

Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют.

Содержание

Введение………………..………………………...……………………….…….3
1.Особенности организации финансов на региональном уровне…………5
2.Бюджеты субъектов РФ: формирование доходов, условия возникновения расходных обязательств……………………………………………………10
3.Расходы бюджетов субъектов РФ………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………..25
Тест на тему «Финансовая система и характеристика ее звеньев»…………..…………………………………..………..………………...27
Задача…………………………………………………………………….……….30
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Научный реферат.docx

— 63.17 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО  «Волгоградский государственный технический  университет»

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Экономика и управление»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

 

 

 

ВАРИАНТ № 5

(Зачетная  книжка №)

 

 

 

 

                                                                             Выполнил: ст-т гр.

                                                                       Проверил: к.э.н., доцент

Митрофанова И. А.

 

 

 

 

 

Волгоград

2012

 

Оглавление

Научный реферат  на тему «Региональные финансы: роль и значение в социально-экономическом развитии регионов»………..…………………...3

Введение………………..………………………...……………………….…….3

  1. Особенности организации финансов на региональном уровне…………5
  2. Бюджеты субъектов РФ: формирование доходов, условия возникновения расходных обязательств……………………………………………………10
  3. Расходы бюджетов субъектов РФ………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………..25

Тест на тему «Финансовая система и характеристика ее звеньев»…………..…………………………………..………..………………...27

Задача…………………………………………………………………….……….30

Список использованных источников…………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проводимый  в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйствования и управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и практики управления к региональному уровню социально-экономического развития, а также финансовому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию регионов. Причем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом, понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику, автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (районами, городами и т. д.).

Актуальность  решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой

политики.

В связи  с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций, особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом развитии региона, а также принципов формирования  статей доходов и расходов региональных бюджетов.

 В работе рассмотрен бюджет Республики Карелия на 2009г.

Бюджеты субъектов РФ стоят на втором уровне бюджетной системы, но это не умаляет  их значение. Именно от данных бюджетов зависит то, как будут развиваться  конкретные регионы, как в них  будет жить и работать население. Региональный бюджет отражает конкретное положение субъекта РФ. От него зависит, на решение, каких задач будут  направлены средства. А характеризуют  региональный бюджет его доходы и  расходы.

В связи с  этим представляется актуальность темы научной работы.

 

 

 

  1. Особенности организации финансов на региональном уровне.

Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют

его на обще региональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране

финансовых  ресурсов. В соответствии с общими подходами, используемыми для определения региональных финансов, ими  можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения. Финансы региона — это прямой «слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы.

Вместе  с тем финансы региона — неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются

теми же характеристиками, что и для финансовой системы  страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном — региональном или местном — уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления.

Финансовые  ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:

  • ресурсы бюджетов всех уровней (используются для текущего финансирования экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов развития соответствующих территорий);
  • ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финансирования оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования);
  • ресурсы внебюджетных фондов;
  • кредитные ресурсы коммерческих  банков и прочих финансовых структур (используются для срочного и возвратного финансирования оборотных средств и капиталовложений);
  • дотации, субвенции и другие поступления из вышестоящих бюджетов для покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).

Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных единиц, функционирующих в регионе.

Основная  особенность региона заключается  в том, что здесь действуют  как бы три самостоятельные финансовые подсистемы – государственная, в  том числе самого субъекта РФ; муниципальных  образований, конституционно независимых от государства, а так же отдельных юридический и физический лиц, прежде всего хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема – к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридический и физический лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональные или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирование регионального и муниципального заказа и пр.

Сущность  и роль региональной финансовой системы  в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.

1. Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.

2. Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд

региона. В  результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются

большие ресурсы, расходование которых может существенно  повлиять на развитие общества.

3. Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства.

Таким образом, финансы региона представляют собой  систему экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.

В условиях отказа от планово-директивных методов управления (в том числе и на территориальном уровне) и перехода на преимущественно рыночные начала хозяйствования финансовые инструменты становятся основным рычагом воздействия на ход экономических и социальных процессов в регионе. Являясь прежде всего инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса. Финансы региона должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный минимальный доход.

Региональные  финансы, являясь инструментом государственной  социальной политики, также должны обеспечивать через территориальные бюджеты финансирование  части расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения.

Региональные  финансы играют важную роль в выравнивании уровней социально-экономического развития регионов. Межбюджетное перераспределение  финансовых ресурсов, нацеленное  на сглаживание существенных межрегиональных различий, также осуществляется через финансовую систему региона.

Региональные  финансы являются важнейшим условием социально-экономического развития региона с точки зрения финансирования обще региональных проектов, направленных на развитие обще региональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион  дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона.

Следует различать понятия «финансы региона» и «финансовый потенциал региона». Финансовый потенциал по своему содержанию понятие более емкое. Оно охватывает все текущие финансовые возможности  региона и включает следующие элементы: консолидированный бюджет (областной бюджет и бюджеты муниципальных образований), внебюджетные фонды, а также различные межбюджетные потоки; ценные бумаги, эмитированные органами местного самоуправления субъекта Федерации или органами местного самоуправления; финансовый потенциал предприятия и организаций всех форм собственности; средства населения, находящихся на руках или в банках и иных финансовых институтах, а также в виде различных ценных бумаг; финансовые ресурсы институтов кредитно - банковской системы данного региона, а также средства, привлекаемые местными банками с других территорий.

Иногда  в экономической литературе допускается  и более широкое толкование финансового  потенциала, в который включается вся совокупность экономический  активов, имеющий стоимостную оценку и способных выступать источником финансовых средств в результате их реализации, залога, аренды и пр. В широком экономическом смысле финансовый потенциал включает основные фонды, природные ресурсы и прочие элементы материального богатства, сосредоточенного в пределах региона.

Под категорией «финансы региона» (в отличие от финансового потенциала) обычно понимают ту часть финансового потенциала, которая в текущем году реально  задействована в финансово –  товарных потоках, т.е. непосредственно  участвует в процессе воспроизводства  на региональном уровне.

 

2. Бюджеты субъектов РФ: формирование доходов, условия возникновения расходных обязательств.

Региональными называется бюджеты субъектов Российской Федерации: областей, краев, республик  и пр. По своему статусу региональные бюджеты занимают как бы двойственное положение. С одной стороны, у  них свои самостоятельные источники  формирование доходов и направления  расходование средств. С другой стороны, региональные бюджеты занимают определенное промежуточное место в финансово  – бюджетной системе страны, получаю  помощь из федерального бюджета, они  сами оказывают аналогичное финансовое содействие нижестоящим муниципальным  образованиям (местным бюджетам). Причина  такого положения заключается в  том, что регионы и находящиеся  в их приделах муниципальные образования  существенные отличающиеся друг от друга  по своему социально – экономическому и бюджетному потенциалу, а также  по потребностям в ресурсах бюджетного финансирования. Участниками бюджетного процесса в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия [2, с. 15]. Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Бюджетный процесс включает пять стадий:

Информация о работе Региональные финансы: роль и значение в социально-экономическом развитии регионов