Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:13, курсовая работа
В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики. При этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве. Характерной чертой социальной политики 90-х годов была ее экономическая несостоятельность. Многолетний экономический спад практически не оставлял ресурсов для решения социальных проблем, происходило использование накопленных за предшествующие десятилетия запасов социального капитала.
Введение……………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. Резервный фонд РФ: порядок формирования и использования..
История становления резервного фонда РФ…………………….
1.2. Предназначение и порядок формирования резервного фонда РФ
1.3. Управление резервным фондом РФ……………………………….
1.4. Использование резервного фонда РФ……………………………..
ГЛАВА 2. Анализ развития резервного фонда РФ…………………….........
2.1. Развитие Резервного Фонда РФ с 2008 – 2009гг………………….
2.2. Перспективы развития Резервного фонда РФ с 2010 – 2012гг…...
Заключение……………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………
Министерство образования и науки РФ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Ивановский государственный архитектурно-строительный
университет»
Факультет экономики и управления
Кафедра менеджмента, экономического анализа и учета
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы и кредит»
на тему: «Резервный фонд Российской Федерации: порядок формирования и использования»
Выполнил:
Руководитель:
Иваново 2012
Содержание
Введение………………………………………………………… |
|
ГЛАВА 1. Резервный фонд РФ: порядок формирования и использования..
|
|
1.2. Предназначение
и порядок формирования |
|
1.3. Управление
резервным фондом РФ…………………………… |
|
1.4. Использование
резервного фонда РФ…………………………… |
|
ГЛАВА 2. Анализ развития резервного фонда РФ……………………......... |
|
2.1. Развитие Резервного Фонда РФ с 2008 – 2009гг…………………. |
|
2.2. Перспективы развития Резервного фонда РФ с 2010 – 2012гг…... |
|
Заключение…………………………………………………… |
|
Список используемой литературы…………………………………………… |
|
Введение
В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики. При этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве. Характерной чертой социальной политики 90-х годов была ее экономическая несостоятельность. Многолетний экономический спад практически не оставлял ресурсов для решения социальных проблем, происходило использование накопленных за предшествующие десятилетия запасов социального капитала. Сейчас ситуация существенно изменилась. За всю историю Российского государства в его казне еще ни разу не были сосредоточены такие огромные финансовые резервы, как сейчас. В прошлом страна располагала большей территорией, населением, природными ресурсами, более высоким уровнем производства, но вот именно денежный капитал такого масштаба сформировался впервые. Рост финансовых резервов, связанный с высокими мировыми ценами на топливо, происходит на фоне сохраняющихся сложных экономических и социальных проблем страны. Поэтому в настоящее время очень актуальны вопросы управления финансовыми резервами государства и создание резервных фондов.
Целью данной работы является изучение и анализ функционирования резервного фонда в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Объект работы – резервный фонд РФ.
Предмет работы – функционирование, формирование и использование денежных средств резервных фондов.
Методы примененные в настоящей работе – изучение научно-методической литературы и законодательной базы, сбор и обобщение материалов периодической печати по теме резервные фонды.
Практической основой данной работы является официальная информация Министерства финансов РФ и Федеральная служба государственной статистики РФ. В качестве теоретических источников использовались работы отечественных авторов Александрова И.М., Поляка Г.Б., А.М. Бабича и Л.Н. Павлова,
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В данной работе использовались нормативно-правовые акты, учебники, учебные пособия, периодические издания и интернет-сайты.
Глава 1. Резервный фонд РФ: порядок формирования и использования.
1 января 2004 года был создан
Стабилизационный фонд
Зачисление средств
Стабилизационный фонд – целевой бюджетный фонд с законодательно установленными источниками образования, средства которого могут расходоваться на покрытие дефицита бюджета, образуемого при сокращении объема поступлений от экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефти), могут временно размещаться в долговые обязательства иностранных государств по выбору Правительства (предоставление займов иностранным государствам), а также могут направляться на покрытие текущих и капитальных расходов бюджета. Стабилизационный фонд РФ был создан в 2003 г., как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 г. Основной идеей "бюджета развития" было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать "локомотивами развития" российской промышленности в условиях кризиса[11]. Новая идея стабилизационного фонда поначалу была прямой противоположностью идеи "бюджета развития". Она предполагала, в первую очередь, формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на нефть, во вторую очередь, стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря тому, что сверхдоходы будут вложены в иностранные активы. Наконец, стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе. Иными словами, средства Стабфонда, в отличие от средств "бюджета развития", предназначались для финансирования наиболее важных задач: Стабилизационный фонд РФ в своей идее изначально выглядел как некий резервный фонд с некоторыми дополнительными функциями[12]. Идея была поддержана практически всеми (государственными органами и обществом) – успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя. Бюджеты последних лет формировались с профицитом, исходя из определенного уровня цен на нефть, а весь "сверхпрофицит", который появлялся из-за того, что реальная цена была постоянно выше прогнозируемой, направлялся в Стабфонд[13]. Фонд из части доходов бюджета, обеспеченных высокими ценами на нефть, может обезопасить экономику на годы неблагоприятной экономической ситуации. Стабилизационный фонд (первое время его называли фондом будущих поколений) казался эффективным способом борьбы с ежегодными попытками пустить дополнительные доходы бюджета на противоречащие политике государства цели. Самый сложный вопрос - кому доверить управление средствами фонда. В странах, где действуют аналогичные структуры, фондами управляет Центробанк, Минфин либо отдельное агентство. Не менее тяжелый для решения вопрос - что будет происходить с деньгами стабилизационного фонда. В мировой практике средства таких фондов вкладываются в доходные надежные бумаги, преимущественно за рубежом. В России принято решение вкладывать средства стабфонда в наиболее ликвидные ценные бумаги западных государств[14]. Стабилизационные фонды (фонды будущих поколений) существуют в странах, где существенная часть доходов бюджета формируется за счет поступлений от экспорта природных ресурсов (нефть медь, фосфаты) и предназначены для сглаживания колебаний доходов и расходов в годы неблагоприятной конъюнктуры[15]. Фонды подобные российскому Стабилизационному фонду существуют во многих странах. По некоторым оценкам, в мире существует около 35 таких фондов. Основные цели этих фондов в целом совпадают. Во-первых - это снижение зависимости бюджета и экономики в целом от поступлений от экспорта сырьевых товаров (Чили, Норвегия, Казахстан, Азербайджан, Аляска, канадская провинция Альберта и т.д.). Во вторых – обеспечение равномерного распределения доходов от использования невозобновляемых природных ресурсов во времени, т.е. их сбережение (Норвегия, Чили, Казахстан, Азербайджан, Аляска, канадская провинция Альберта, Австралия). И в третьих- снижение инфляционного давления на экономику страны (во всех фондах). Существование фондов способствует поддержке долгосрочной макроэкономической устойчивости стран, однако не полностью решает задачу рационального использования бюджетных средств. Для этого должна проводиться разумная и эффективная политика в области бюджетных расходов. Различия между существующими фондами обычно находятся в деталях. Так, существует несколько распространенных способов формирования и использования фондов: способ "полного сбережения", способ "постоянного потребления" и правило "средней цены". «Способ полного сбережения» предполагает сбережение всех поступлений от невозобновляемых ресурсов с переводом части средств на покрытие дефицита "несырьевого" бюджета, то есть бюджета без учета поступлений от сырьевых товаров. Обычно этот перевод или трансферт эквивалентен доходу от управления средствами фонда. Средства фонда за исключением трансферта сберегаются и инвестируются в иностранные финансовые активы. Этот способ используется в Норвегии[16]. «Способ постоянного потребления» заключается в том, что ежегодно расходуется только постоянный доход от сырьевого сектора, то есть трансферт в бюджет из фонда остается постоянным по отношению к ВВП. Остальные средства сберегаются и инвестируются в иностранные ценные бумаги. Этот способ используется в Казахстане[17]. «Способ средней цены» предполагает что поступления от нефти в части, не превышающей цену отсечения, направляются в бюджет, все что свыше - в Стабфонд. Подобная практика, так называемый способ "средней цены", существует в ряде подобных фондов, наиболее яркий пример – Медный стабилизационный фонд в Чили[18]. Механизм его формирования следующий: правительство ежегодно определяет долгосрочную цену на медь и рассчитывает объем перечисляемых в фонд средств по определенной формуле, в зависимости от превышения фактической цены по экспортным контрактам над базовой долгосрочной. Особенность в том, что эти правила применяются к государственной медной компании и по сути являются для нее дополнительным налогом. Средства фонда приравниваются к золотовалютным резервам и управляются ЦБ. Правительство может их использовать, в случае если цена меди ниже базовой. Средства фонда направляются на выплату внешнего долга и субсидирования цен на бензин.
Стабилизационный фонд выполняет следующие функции[19]:
Использование средств стабилизационного фонда.
Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей. Объемы использования средств Стабилизационного фонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, проект которого вносится Правительством Российской Федерации.
1. 2. Предназначение и порядок формирования резервного фонда РФ.
Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Совокупный объем Резервного фонда РФ, по данным на 1 апреля 2012г., составил 1 трлн. 826,62 млрд руб.[20]
Предназначение:
Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.
Резервный фонд формируется за счет:
В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта.[21]
Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:
Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.
Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.
С 1 января 2010 г. до 1
января 2014 г. нормативная величина
Резервного фонда не
Информация о работе Резервный фонд Российской Федерации: порядок формирования и использования