Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 23:58, реферат
Было бы грубой ошибкой считать, что достаточно избрать главу администрации, городское собрание и принять устав, чтобы муниципальное самоуправление стало свершившимся фактом. К сожалению, к 1917г. городское самоуправление в России ещё не успело до конца сложиться, а позднее были уничтожены даже его зачатки, так что начинать сегодня приходится практически с нуля.
На сегодняшний день местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Современное состояние местного самоуправления
Территориальные ресурсы
Экономические ресурсы
Социальные и управленческие ресурсы
Социально-организационные ресурсы
О проблемах и перспективах местного самоуправления
Список использованных источников
Омский государственный технический университет (ОмГТУ)
Кафедра: Государственное, муниципальное управление и таможенное дело
Реферат
На тему: ресурсная база местного самоуправления современной России
Омск, 2012
Современное состояние местного самоуправления
Территориальные ресурсы
Экономические ресурсы
Социальные и управленческие ресурсы
Социально-организационные ресурсы
О проблемах и перспективах местного самоуправления
Список использованных источников
Было бы грубой ошибкой считать, что достаточно избрать главу администрации, городское собрание и принять устав, чтобы муниципальное самоуправление стало свершившимся фактом. К сожалению, к 1917г. городское самоуправление в России ещё не успело до конца сложиться, а позднее были уничтожены даже его зачатки, так что начинать сегодня приходится практически с нуля.
На сегодняшний день местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Правовую основу местного самоуправления составляют:
Европейская хартия местного самоуправления,
Конституция Российской Федерации,
общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
федеральные конституционные законы,
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
уставы муниципальных образований,
решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.
Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.
Изъятие местного самоуправления из системы государственного управления было преждевременным - без полной законодательной проработки деталей, без квалификационного стандарта, без заблаговременного обучения, без учета тонких механизмов жизнеобеспечения городской инфраструктуры и жилого фонда. Тем не менее, это произошло, и сейчас необходимо определить реалистическую стратегию самоутверждения муниципального образования в чрезвычайно неблагоприятных социально-экономических условиях.
В такой ситуации мобилизация всех наличных ресурсов выживания и развития города или поселка городского типа становится ключевой по значению задачей. Сделать это особенно трудно в связи с тем, что общественное самоуправление по сей день остается весьма расплывчатой идей, что оно не проявлено и не разведено с низовым уровнем территориального самоуправления. Соответственно, как можно более полное выявление экономических, социальных и управленческих ресурсов территории, рассматриваемой вместе с населением, превращается для города в вопрос жизни или смерти.
Задача эта сложна, но относится к категории решаемых, что подтверждается и мировым, и нашим - пока ещё ограниченным по времени и охвату — опытом. Важно лишь подчеркнуть, что в силу множества социально-психологических причин (потребность в перестройке устоявшихся местных отношений, связей, иерархий, в формировании игровых ситуаций и пр.) для мобилизации своих внутренних ресурсов муниципальному образованию нужна помощь внешних экспертов.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.
В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:
муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений
o сельское поселение — один или несколько сельских населенных пунктов
o городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа
городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района
внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).
Границы и статус муниципальных образований установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.
Возможно, наибольшим препятствием на пути развития местного самоуправления в России является отсутствие необходимой ясности в определении понятия "местное". Частично такое положение вещей объясняется спецификой постсоветских умонастроений, сказавшейся, в частности, на позиции законодателей: с одной стороны, вследствие торжества установки на децентрализацию и демократизацию городские поселения перестали рассматриваться в качестве низового уровня государственной системы управления, и местное самоуправление было выведено за ее рамки, с другой - поскольку для эффективного осуществления столь радикальной перестройки не было достаточных социально-экономических и социально-психологических оснований, сохранилась ориентация на прежние образцы административно-
В крупных городах столь же естественным образом была унаследована и прежняя модель районирования. Основой выделения районов служит не самоопределение, но логика прямой административной подчиненности, а районные администрации являются по сути отделами городской администрации. Иными словами, как и следовало ожидать, попытка постсоветской России перескочить века развития одним реформаторским прыжком удалась лишь настолько, насколько это было возможно.
В Европе, США, а также в других развитых странах местное самоуправление складывалось в ходе многовековой борьбы между автономным муниципальным и государственным началами. Продуктом этой борьбы стало формирование многообразных компромиссных систем муниципального устройства. Внимательный анализ международного опыта со всей убедительностью демонстрирует, что хотя наличие общего представления об имеющихся в мире образцах муниципальных систем несомненно полезно, их нельзя просто взять и перенести на российскую почву. Тысячелетнюю эволюцию невозможно подменить умозрительной схемой, насаждаемой сверху. Тем не менее, накопленный в мире опыт может оказаться весьма полезным и для нашей страны. В первую очередь речь идет об опыте США (как позитивном, так и негативном), поскольку складывающаяся в России федеративная система государственного устройства, ориентированная на усиление роли субъектов Федерации, начинает все больше напоминать американскую, прежде всего в плане решительного доминирования штата над муниципальными образованиями.
История эволюции муниципального начала показывает, что какова бы ни была конкретная форма муниципального образования, ключевым остается вопрос об определении базовой, минимальной единицы городской среды, своего рода "молекулы" муниципального обустройства. Основная сложность, возникающая при его решении, заключается в том, что для выполнения разных функций требуются разные "молекулы". Так, если взять опыт США, то минимальной жизнеспособной единицей, исходя из способности налогоплательщиков содержать (хотя, как правило, с субсидией штата) школу, полицию, суд и мэрию, выступает муниципальное образование на 2-2,5 тыс. жителей. Следующим по рангу будет поселение (или "соседство" внутри среднего города) на 10-12 тыс. жителей (в последнем случае функции поддержания социальных институтов переносятся на общегородской уровень). В крупных городах над уровнем "соседств" надстроены районы, администрации которых, ограничиваясь контролем за работой социальных институтов, выполняют функции управления по отношению к службам правопорядка и безопасности. Наконец, в большинстве крупнейших городов мы сталкиваемся с особым уровнем агломерации, где функционируют координационные советы, вырабатывающие политику регулирования взаимоотношений между городом-ядром с окрестными территориями и муниципальными образованиями. Значительное влияние на деятельность таких советов (благодаря особым условиям финансирования их программ) оказывают власти штата - и федеральное руководство.
На всех перечисленных уровнях главным "героем" является территория, а ведущей задачей - максимально полное использование ее ресурсов в ситуации, когда общественный интерес реализуется, прежде всего, через регулирующее воздействие на рыночную среду, в которую эта территория изначально погружена.
Описанные выше конструкции в чем-то напоминают российские, хотя имеются и серьёзные отличия. Прежде всего, это касается структур низового и высшего уровней: у нас не отстроены модели ни "соседств" и иных форм общественного самоуправления, ни координации агломераций. Кроме того, в нашей стране ещё не сложилась рыночная среда и, что особенно важно, не развиты рыночные формы операций с недвижимостью. Следует также учитывать, что если в США и в большинстве других стран мира основу бюджета муниципального образования составляют налоги с недвижимости и с продаж, то мы всё ещё имеем дело с "перевернутой" структурой налогообложения, переносящей упор с поступлений от частных налогоплательщиков на государственные субсидии.
Самоопределение Места должно осуществляться, как минимум, по следующим параметрам: а) относительно охватывающей его целостности (округи, города или района); б) относительно входящих в его состав низовых целостностей ("соседств"); в) относительно структуры собственного функционирования и, наконец, г) относительно своей роли в складывающихся рыночных отношениях. Однако наиболее существенным и всё ещё трудным для понимания остается тот факт, что вне жителей и без вовлеченности жителей ресурсы территории оказываются не более чем потенциальными. В условиях нашей страны именно активизация этого потенциала может стать (по крайней мере, теоретически) компенсатором неразвитости рыночных отношений, а затем - по мере формирования рынка товаров и услуг - мощным его дополнением.
Реальная самостоятельность и эффективность местного самоуправления зависит в первую очередь от наличия и объема материально-финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципального образования. Эти объема материально-финансовые ресурсы и составляют финансово-экономическую основу местного самоуправления.
Как институт муниципального права финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципального образования.
Финансово-экономическая самостоятельность и уровень реального осуществления местного самоуправления зависят от состояния и развития экономики общества. Вместе с тем укрепление и развитие местного самоуправления в свою очередь оказывает влияние на укрепление и способствует развитию экономического развития страны.
Информация о работе Ресурсная база местного самоуправления современной России