Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 18:23, курсовая работа
В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Введение 3
Глава I Понятие денежного обращения, органы государственного финансового регулирования и контроля РФ 5
1.1 Понятие денежного обращения 5
1.2 Органы государственного финансового регулирования и контроля РФ 8
Глава II Роль Центрального банка в регулировании налично-денежного обращения 9
2.1Организационное устройство и цели Центрального банка 9
2.2Центральный банк как механизм регулирования денежного обращения 15
2.3Методы регулирования налично-денежного обращения Центральным банком РФ 19
Глава IIII Роль ГРКЦ в регулировании налично-денежного обращения 25
3.1Характеристика Головного расчетно-кассового центра, его основные функции 25
3.2Контроль ГРКЦ за налично-денежным оборотом 28
Заключение 31
Список литературы 35
Введение
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, но и здесь – экономическая роль государства велика.
Государственное регулирование экономики
(ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет
собой систему типовых мер законодательного,
исполнительного и контролирующего характера,
осуществляемых правомочными государственными
учреждениями и общественными организациями
в целях стабилизации и приспособления
существующей социально-экономической
системы к изменяющимся условиям.[1]
По мере развития рыночного хозяйства
возникали и обострялись экономические,
социальные проблемы, которые не могли
быть решены автоматически на базе частной
собственности. Появилась потребность
значительных инвестиций, малорентабельных
или нерентабельных с точки зрения частного
капитала, но необходимых для продолжения
воспроизводства в национальных масштабах;
отраслевые и общехозяйственные кризисы,
массовая безработица, нарушения в денежном
обращении, обострившаяся конкуренция
на мировых рынках требовали государственной
экономической политики (ГЭП).
Объективная возможность ГРЭ появляется
с достижением определенного уровня экономического
развития, концентрации производства
и капитала. Необходимость, превращающая
эту возможность в действительность, заключается
в нарастании проблем, трудностей, с которыми
и призвано справиться ГРЭ.
В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Особенно важна роль ГРЭ в развивающихся
странах, создающих независимую экономику,
в бывших социалистических странах, осуществляющих
переход от планового хозяйства на базе
государственной собственности к рыночному
хозяйству на базе частной собственности.
Актуальность темы заключается в изучении
экономической роли государства, одной
из важных частей экономического образования
в странах с развитым рыночным хозяйством.
Современное рыночное хозяйство невозможно
представить без государственного вмешательства.
Проблема государственного вмешательства
в экономику является основной для любого
государства. В рыночном хозяйстве государству
приходится постоянно корректировать
глубину влияния. Перед государством не
стоят такие задачи, как непосредственное
производство и распределение ресурсов,
товаров и услуг. Но оно не имеет и права
свободно распоряжаться ресурсами, капиталом
и произведенными товарами, как это делается
в распределительной экономике. Государство
должно постоянно балансировать, то, увеличивая,
то, уменьшая степень вмешательства. Рыночная
система – это, прежде всего гибкость
и динамизм в принятии решений, как со
стороны потребителей, так и со стороны
производителей. Государственная политика
просто не должно отставать от изменений
в рыночной системе, иначе оно превратится
из эффективного стабилизатора и регулятора
в бюрократическую надстройку, тормозящую
развитие экономики. В данной работе основной
целью является функции и степени влияния
государства на экономику страны не только
в теоретическом аспекте, но и на практическом
примере регулирования рыночной экономики
страны.
Государство всегда играло важную роль
в развитии рыночной экономики. Даже свободная
конкуренция не могла обойтись без государства,
которое брало на себя ответственность
за организацию денежного обращения, обеспечение
правовой основы рыночной экономики. Необходимость
в деятельности государства вызывалась
потребностями развития самой рыночной
экономики, обнаруживающей и плюсы, и минусы
своего функционирования. Так, доходы
в рыночной экономике распределяются
только по результатам конкуренции; отсюда
высокие и низкие доходы, банкротства.
1.1 Понятие денежного обращения
Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.
Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения. Образование общенациональных и мировых рынков при капитализме дало новый толчок дальнейшему расширению денежного оборота. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп.
Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они сосредоточиваются в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на счетах в кредитных учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным валовым внутренним продуктом. Чем больше общая денежная стоимость товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги предъявляют и для накопления, которое выступает в разных формах: вкладах в кредитных учреждениях, ценных бумагах, официальных государственных запасах.
Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной.
Налично-денежное обращение - движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения). Наличные деньги используются:
для кругооборота товаров и услуг;
для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а именно: расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий; по выплате страховых возмещений по договорам страхования; при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода; по платежам населения за коммунальные услуги и др.
Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами.
Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег; банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек). Эмиссию наличных денег осуществляет центральный (как правило, государственный) банк. Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в негодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет.
В России в связи с огромным расширением налично-денежного оборота в последние несколько лет предприняты попытки ограничить для юридических лиц этот оборот. Для хозяйствующих субъектов установлен лимит наличных денег. Ежедневно они подсчитывают все поступившие и выданные деньги и зачисляют их в оборотную кассу. Если остаток денег в конце превысит установленный лимит, то сумма сверх лимита зачисляется в резервный фонд. Однако на практике эти и другие ограничения действуют еще слабо.
Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждений привели к возникновению такого обращения.Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.
Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:
предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;
юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита;
юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;
физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.
Размер безналичного оборота зависит от объема товаров в стране, уровня цен, звенности расчетов, а также размера распределительных и перераспределительных отношений, осуществляемых через финансовую систему. Безналичное обращение имеет важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости оборотных средств, сокращении наличных денег, снижении издержек обращения.
В РФ форма безналичных расчетов определяется правилами Банка России, действующими в соответствии с законодательством. Определено, что расчеты предприятий всех форм собственности по своим обязательствам с другими предприятиями, а также между юридическими лицами и физическими за товарно-материальные ценности производятся, как правило, в безналичном порядке через учреждения банка. В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам.
К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй -- платежи в бюджет (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и другие обязательные платежи) и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.
Между налично-денежным и безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении.
Наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.
Информация о работе Роль государства в регулировании денежного обращения