Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование сущности внутреннего государственного долга России, его основных показателей структуры и динамики, механизма самовоспроизводства и его влияния на экономику страны, определение методов оптимизации и рассмотрение тенденции его развития.
Введение……………………………………..…………………………………..
3
1 Теоретические основы внутреннего государственного долга..........
6
1.1 Понятие и виды государственного долга…………...................................
9
1.2 Особенности категорий внутреннего государственного долга…………
13
2 Система управления внутренним государственным долгом в РФ...
18
2.1 Структура государственного внутреннего долга РФ
18
2.2 Управление государственным внутренним долгом РФ……………...
24
3 Тенденции развития государственного внутреннего долга РФ …...
29
3.1 Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики РФ……………………………………………...
29
3.2 Приоритеты и инструменты внутренней долговой политики РФ…...
36
Заключение…………………………….…….……………………………..........
45
Список использованных источников..........……………………………............
48
По состоянию на 1 января 2011г. государственный долг субъектов составил 2,4% ВВП, в том числе государственный внешний долг субъектов –менее 0,1% ВВП.23
За последние два года наблюдалось существенное изменение структуры государственного долга субъектов РФ в сторону увеличения доли обязательств по привлеченным бюджетным кредитам от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вследствие чего доля рыночного долга снижалась.
Эти изменения стали следствием сознательной государственной антикризисной политики в сфере межбюджетных отношений: в условиях сокращения доходов субъектов и ограниченного доступа к рыночным ресурсам наращивание объемов льготного кредитования из федерального бюджета было оправдано и позволило стабилизировать ситуацию с региональными бюджетами.
В предстоящий период политика в сфере межбюджетных отношений претерпит кардинальные изменения. Объём кредитования региональных бюджетов из федерального бюджета будет существенно сокращён с перспективой получения субъектами бюджетных кредитов только в связи с чрезвычайными ситуациями. С 2012 года уже не планируется предоставление бюджетных кредитов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования.
В результате такой политики, в предстоящем периоде потребности субъектов Российской Федерации в рыночных заёмных ресурсах будут объективно возрастать. Данное обстоятельство, с одной стороны, налагает на субъекты повышенные требования к соблюдению благоприятных показателей платёжеспособности, а с другой - создаёт условия для конкуренции на внутреннем долговом рынке за заёмные ресурсы. Этот фактор станет дополнительным стимулом, обуславливающим необходимость скорейшей реализации мер по повышению емкости и ликвидности этого рынка.
С 01.01.2011г. вступили в силу нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, предоставляющие право субъектам возобновить практику внешних заимствований в целях финансирования дефицита бюджета и погашения внешнего долга, но с существенными ограничениями, например, субъекты вправе осуществлять внешние облигационные займы при условии получения рейтингов от не менее чем 2-х ведущих международных рейтинговых агентств.
Исходя из предусмотренных Бюджетным кодексом ограничений, потенциально в текущем году возможен выход на международный рынок капитала только 6-ти субъектов (г.Москва, г.Санкт-Петербург, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Башкортостан).
В связи с вышеизложенным, предстоящий период потребует повышенного внимания руководства страны к ситуации в сфере государственного долга субъектов Российской Федерации, так как отсутствие должного внимания может привести к росту доли рыночного долга.
Переход к активному управлению государственным долгом является важным направлением долговой политики РФ на краткосрочный период.
Эффективное решение задачи по минимизации постоянно растущих расходов, направляемых на погашение и обслуживание государственного долга, а также расходов по управлению рисками диктует необходимость перехода к практике применения так называемых активных операций с государственным долгом. Их главное содержание, на наш взгляд, должно состоять в целенаправленном воздействии на структуру задолженности (по срокам, используемым валютам и инструментам, процентным ставками и т.п.).
Опыт ряда зарубежных стран показывает, что в данном контексте ключевое значение имеет создание подконтрольного государству специализированного рыночного института, обладающего необходимым набором полномочий и кадровым потенциалом. Применительно к нашей стране речь идет об Российском финансовом агентстве (РФА), политическое решение о создании которого было принято еще в 2008г. Данный институт мог бы возложить на себя ответственность за взаимодействие с инвесторами и другими участниками финансовых рынков, а его деятельность формировала и поддерживала бы адекватное восприятие инвестиционным сообществом кредитного риска России. С другой стороны, в перспективе к РФА могли бы перейти и функции основного консультанта Минфина России по вопросам оптимизации структуры и снижению расходов по погашению и обслуживанию государственного долга, минимизации процентных и валютных рисков федерального бюджета.
Планируется, что РФА будет осуществлять от имени Российской Федерации внутренние и внешние государственные заимствования, то есть размещать государственные ценные бумаги, а также проводить операции с данными ценными бумагами на вторичном рынке с целью оптимизации структуры государственного долгового портфеля. По мере создания необходимых предпосылок и условий, РФА будет инвестировать часть средств российских фондов.
А пока остается надеяться на принятие разработанного Минфином России соответствующего законопроекта и учреждение Правительством РФ в ближайшей перспективе такого института, который перешёл бы к грамотному активному управлению государственным долгом Российской Федерации.
Самостоятельную проблему текущей долговой политики представляет собой и вопрос о компенсационных выплатах по «дореформенным» сбережениям граждан, обеспечение выполнения обязательств по которым осуществляется за счёт источников финансирования дефицита федерального бюджета, а именно за счёт государственных внутренних заимствований. За последнее десятилетие сумма денежных средств, направляемых на эти цели, выросла более чем в 9 раз.
Действующей нормативной базой, формируемой рядом законодательных актов, принятых в середине 1990-х годов, предусматривается полная компенсация всех потерь вкладчиков, то есть восстановление покупательной способности их сбережений до уровня, соответствующего покупательной способности денег в 1990-1991 годах. При этом, однако, в этих актах проблема нахождения источников финансирования соответствующих бюджетных расходов не решена.
Между тем, Федеральным законом от 10.05.1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» предполагается осуществить переоформление дореформенных сбережений граждан в целевые долговые обязательства, имеющие статус государственных ценных бумаг и выпускаемые на весь объем гарантированных сбережений. Возникающий в результате государственный внутренний долг оценивается, по состоянию на начало 2011 года, в 25 трлн. руб.
Очевидно, что практическая реализация данной концепции восстановления сбережений граждан накладывает на федеральный бюджет непомерные обязательства. Если это произойдет в действительности, то государство лишится возможности в течение длительного времени осуществлять финансирование иных расходов. Очевидно, что выпуск на финансовые рынки государственных ценных бумаг в таком объёме невозможен, и по другим причинам.
Очевидно, соответствующую компенсацию надо осуществить, исходя из посильного для федерального бюджета коэффициента такой компенсации, а также ограничения роста государственного долга.
Вне зависимости от макроэкономических сценариев и конъюнктуры рынков капитала в предстоящий период внутренняя государственная долговая политика будет направлена на обеспечение способности Российской Федерации осуществлять заимствования в объёмах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для нашей страны как надежного суверенного заёмщика. Решению этой задачи будет способствовать регулярное присутствие России на рынках капитала, прозрачная и последовательная аукционная политика, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом, последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги РФ.
Фактический объём государственных заимствований будет определяться результатами исполнения федерального бюджета и конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков. Накопленный объём долговых обязательств перед национальными кредиторами будет находиться в пределах, исключающих значимое ухудшение долговой устойчивости России. Долговая политика будет направлена на повышение кредитных рейтингов нашей страны и обеспечение безусловной платежеспособности.
Заключение
Государственный долг является
характеристикой
Превышение расходов государственного бюджета над его доходами составляет бюджетный дефицит. Если же доходы государства превышают его расходы, то их разница составляет положительное сальдо бюджета, или профицит. Непосредственным итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма - государственный долг. Обслуживание государственного долга - это выплата процентов по нему и выплаты основной суммы долга. Обслуживание долга - одна из форм расходов государственного бюджета, и поэтому оно существенно влияет на размер текущего дефицита.
Таким образом, на наш взгляд, бюджетный дефицит является важнейшим обобщающим показателем бюджетно-налоговой политики в краткосрочном периоде, а государственный долг – в долгосрочном периоде.
Существует два основных способа финансирования дефицита бюджета в экономике рыночного типа: эмиссия и заимствования. Кроме того, мировая практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного из методов решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета.
Различают внутренний и внешний государственный долг. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте РФ. Дефицит федерального бюджета России в последние годы покрывался в основном за счет внутренних заимствований. И эта тенденция сохраняется.
Государственный внутренний долг России разбит на две категории: долговые обязательства правительства и рынок ценных бумаг.
Структура внутреннего долга России, в основном, представлена среднесрочными облигациями федерального займа с переменными и постоянными купонами (ОФЗ) и государственными сберегательными облигациями (ГСО).
Все меньшую значимость имеет деление государственного долга на внутренний и внешний. Взаимосвязь и взаимозависимость внешнего и внутреннего долга предопределяется общностью назначения привлекаемых государством заимствований.
Под управлением государственным долгом понимается «совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг». В соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ «управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации».
Существует большое количество методов решения проблемы государственного долга. К ним относятся как бюджетно-экспортные, так и финансово-технические. Бюджетно-экспортные методы являются долгосрочными и связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета. Технические же методы – краткосрочные, и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей. Родионова В.М. выделяет следующие основные финансово-технические методы управления государственным долгом: консолидацию, конверсию, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочку погашения и аннулирование займов.
Высокий уровень мировых цен на энергоносители обуславливает относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального бюджета в ближайшие годы. Вместе с тем, опережающий рост расходной части бюджета формирует перспективу его устойчивого дефицита, не позволяя России вернуться к практике накопления суверенных фондов в существенных объёмах. Государственные заимствования на рынках капитала выступят в среднесрочной перспективе основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. При этом объёмы возможного предложения государственных ценных бумаг, прежде всего, на внутреннем облигационном рынке, могут составить беспрецедентное для современной России величины – до 2 триллионов рублей заимствований ежегодно.
Реализация подобного рода весьма амбициозных планов объективно невозможна на неподготовленном долговом рынке. Без осуществления комплекса срочных мер, направленных на кардинальную модернизацию и либерализацию внутреннего рынка госдолга, рост потребностей федерального бюджета может привести к «шоковой» реакции инвесторов, существенному увеличению стоимости государственных заимствований, негативным последствиям для макроэкономической и финансовой стабильности страны.
В этой связи развитие национального долгового рынка рассматривается в качестве абсолютного приоритета государственной долговой политики на среднесрочный период. Ключевыми задачами на этом направлении будут являться совершенствование инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг, повышение его ликвидности, расширение инвесторской базы, создание комфортных и конкурентоспособных условий для участников рынка из числа различных групп инвесторов.
Список использованной литературы
Информация о работе Система управления внутренним государственным долгом в РФ