Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 05:27, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является анализ управления финансами в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и разработка предложений по его улучшению.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
•раскрыть понятие, состав и направления использования финансов муниципальных образований;
•рассмотреть теоретические основы проведения анализа финансового состояния муниципальных учреждений;
•охарактеризовать статус и основные направления деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения № 481 г. Челябинска;
•проанализировать динамику структуры сметы расходов, активов и пассивов;
•разработать конкретные предложения по активизации привлечения дополнительных источников доходов с целью улучшения результатов деятельности МДОУ;
•экономически обосновать целесообразность реализации внесенных предложений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ……………………………………...….6
1.1. Финансы муниципальных образований: понятие, состав,
направления использования …………………………………………………...…..6
1.2. Распорядители и получатели бюджетных средств на
муниципальном уровне…………………………………………………….……....11
1.3. Национальный проект «Образование» и Программа развития
дошкольных образовательных учреждений в городе Челябинске……….…......21
1.4. Особенности анализа финансового состояния муниципальных
учреждений………………………………………………………………….…..….30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
№ 481 Г. ЧЕЛЯБИНСКА……………………………………………………..……35
2.1. Статус, цели, задачи и основные направления деятельности
МДОУ № 481 г. Челябинска………………………………………………..……..35
2.2. Анализ финансового состояния МДОУ № 481…………………...…..43
2.3. Составление и исполнение сметы доходов и расходов
МДОУ № 481………………………………………………………………….……51
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ № 481 Г. ЧЕЛЯБИНСКА………………………………………64
3.1. Основные тенденции в деятельности МДОУ № 481……….………..64
3.2. Совершенствование предпринимательской деятельности и
освоение новых источников внебюджетных доходов…………….……………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..…………………...72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….…..………….……….75
Привлечение дополнительных источников финансирования - особое направление работы учреждения.
Средства учреждения, получаемые от собственника, а для муниципальных учреждений это средства местного бюджета, отражаются в смете. Согласно статье 298 ГК РФ учреждение может распоряжаться средствами, полученными по смете, только с согласия собственника. Доходами от предпринимательской деятельности согласно гражданскому законодательству учреждение распоряжается самостоятельно.
Следует
учесть то, что в направлении организации
финансирования из бюджета органы местного
самоуправления обладают возможностями
организации дополнительного
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
№ 481 Г. ЧЕЛЯБИНСКА
3.1.
Основные тенденции в
В результате анализа финансового состояния Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 481 г. Челябинска, выявлено, что, несмотря на положительные финансовые результаты деятельности бюджетного учреждения, финансовое положение организации нестабильно.
Увеличение валюты баланса заслуживает положительной оценки и свидетельствует о росте «производственных» возможностей учреждения. Но если учесть фактор инфляции, то изменение валюты баланса не является положительным, особенно в 2008 году, когда валюта баланса увеличилась незначительно.
Согласно
горизонтальному анализу
За отчетный период сократились расчеты с прочими дебиторами и кредиторами, что является положительным фактором, так как кредиторская задолженность является дестабилизирующим фактором для деятельности учреждения.
Проанализировав вертикальную структуру пассива баланса МДОУ № 481 можно отметить как положительный момент достаточно высокую долю фондов и резервов в валюте баланса, их удельный вес увеличился с 93,62 процента до 96,7 процента. В целом тенденцию роста капитала и резервов можно признать положительной.
Ситуация с выполнением сметы финансирования с каждым годом ухудшается. Это является отрицательным показателем потому, что чем меньше бюджетное финансирование, тем выше родительская плата, а также учреждение вынуждено искать новые пути получения прибыли для покрытия своих расходов.
Несмотря на значительное увеличение расходов на обеспечение услуг связи и на обеспечение продуктами питания, резкого увеличения общей суммы расходов не произошло, потому что по некоторым статьям расходы значительно сократились.
Смета расходов утверждается руководителем и является основным документом, определяющим объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, предназначенных на содержание учреждения.
Ситуация с выполнением сметы финансирования с каждым годом ухудшается. Это является отрицательным показателем, потому что чем меньше бюджетное финансирование, тем выше родительская плата, а также учреждение вынуждено искать новые пути получения прибыли для покрытия своих расходов.
Несмотря
на достаточно большую долю финансирования,
в общем наблюдается
При уменьшении бюджетных ассигнований отмечается рост родительской платы и благотворительных взносов, потому что для покрытия расходов дошкольное образовательное учреждение вынуждено поднимать размеры родительской платы, а также увеличивать стоимость дополнительных платных занятий (танцы, английский язык, хореография, плавание), которые составляют доходы от внебюджетной деятельности. Но в связи с поднятием цен, спрос на дополнительные занятия падает, чем объясняется уменьшение доли доходов от внебюджетной деятельности.
В 2007 году коэффициент оборачиваемости значительно уменьшился (на 0,12), а в следующем году немного вырос (на 0,04). В целом в течение анализируемого периода доходность образовательного учреждения сократилась на 0,08. Понизившийся коэффициент оборачиваемости сокращает возможности образовательного учреждения покрывать свои расходы, увеличивать капитал и стабильно функционировать.
Для стабильного функционирования дошкольных образовательных учреждений необходимо увеличение коэффициентов за счет максимизации финансовых поступлений. Резкие изменения значений коэффициента фондоотдачи свидетельствует о нестабильном финансовом положении дошкольного образовательного учреждения, а так же о том, что объем оборотных средств растет быстрее, чем объем финансовых поступлений.
Бюджетное учреждение может иметь два источника получения имущества и денежных средств:
- выделение бюджетных средств на целевое финансирование деятельности учреждения;
-
получение доходов от ведения
предпринимательской
В соответствии со ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании" [ 6 ] к предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся:
- продажа и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного дошкольного учреждения;
- торговля покупными товарами, оборудованием;
- оказание посреднических услуг;
-
долевое участие в
-
приобретение акций, облигаций,
-
ведение приносящих доход иных
внереализационных операций, непосредственно
не связанных с собственным
производством,
Таким
образом, финансирование образовательных
учреждений представляет собой комплекс
мер, направленных как на совершенствование
основной образовательной деятельности
учреждений, так и на эффективное
использование финансовых ресурсов.
3.2.
Совершенствование
На основании данных приведенных в разделе 2.3 и таблице 6 видно, что в 2006 – 2008 годах доходы от внебюджетной деятельности сокращались.
Современные
условия жизни: динамика и темп, большие
нагрузки -умственные и физические,
ухудшение здоровья воспитанников,
возросший уровень родительских
притязаний - все это вызывает необходимость
организации платных
Для того, чтобы детский сад выжил в современных условиях, а, следовательно, учитывал запросы родителей, стратегия развития МДОУ нацелена на то, чтобы превратиться в современное, востребованное, авторитетное, открытое образовательное учреждение.
В настоящее время доходы от внебюджетной деятельности МДОУ № 481 получает от:
-
поступлений от платной
- добровольных пожертвований и взносов.
Из таблицы 6 видно, что доходы от оказания платных услуг за анализируемый период сократились.
Это произошло потому, что сократились бюджетные ассигнования, следовательно детский сад был вынужден увеличить родительскую плату, а также плату за дополнительные услуги, что повлекло снижение спроса на них, а следовательно, и уменьшение дохода.
Предлагается ввести новые дополнительные платные услуги, например:
А) логопедические занятия;
Б) обучение навыкам работы с компьютером.
Оздоровительные услуги:
А) тренажерный зал;
Б) массаж.
Кроме обозначенных услуг предлагается новый вид социальной услуги – это гувернерство.
Услуга заключается в том, что в выходные дни будет организована группа из 18-20 детей на время с 8 часов утра до 20 часов вечера. Все желающие родители воспитанников детского сада и малышей района, не посещающих детский сад, могут приводить своих детей в детский сад по выходным дням. Предлагается организовать группу, установить умеренную плату, которая будет для родителей выгоднее, чем нанимать няню, а МДОУ получит дополнительный доход.
Рассчитаем доход МДОУ от оказания новой платной услуги, опираясь на 8 дней в месяц, в которые услуга будет оказываться, и на среднее количество воспитанников – 20 детей.
Ежемесячные дополнительные расходы в связи с введением новой услуги:
- начисления на оплату труда - 17 600 руб. (учитывается плата за рабочую смену воспитателю – 1 000 руб., помощнику воспитателя – 600 руб., повару – 600 руб.);
- расходы на обеспечение продуктами питания – 8 000 руб. в месяц (при расчете 50 руб. на питание каждого ребенка в день).
Итого расходов: 25 600 руб.
В расчетах не учитываются расходы на коммунальные услуги, услуги на содержание имущества и прочие расходы, потому что эти статьи расходов финансируются в основном за счет бюджета.
Плата за посещение детского сада в выходной день составит 200 руб. потому, что для привлечения воспитанников плата должна быть не высокая, чтобы родителям было выгоднее оставить ребенка в детском саду, чем нанимать няню, оплата которой составляет 200 руб. не в день, а в час. При общей численности воспитанников 160 человек получается, что каждый ребенок посетит детский сад в выходной день примерно лишь 1 раз. Можно полагать, что за невысокую плату возможно привлечь гораздо больше детей, чем 20 человек в день, поэтому прибыль рассчитывается по минимальным суммам показателей.
Рассчитаем доход МДОУ в месяц от предоставления новой платной услуги:
200 руб. × 20 чел. × 8 раб. дн. = 32 000 руб./мес.
Прибыль МДОУ (доходы за вычетом расходов) составит:
32 000 ¾ 25 600 = 6 400 руб./мес.
Годовая прибыль от новой дополнительной платной услуги составит:
6 400 руб. × 12 мес. = 76 800 руб.
Сведем
расчеты в таблицу 7.
Таблица 7 – Прибыльность введения новой платной услуги
Показатель | За рабочую смену | За месяц | За год |
Начисления на оплату труда, в том числе | 2200 | 17600 | 211200 |
воспитателю | 1000 | 8000 | 96 000 |
помощнику воспитателя | 600 | 4800 | 57600 |
повару | 600 | 4800 | 57600 |
Расходы на обеспечение продуктами питания | 1000 | 8000 | 96 000 |
Расходы всего | 3 200 | 25600 | 307200 |
Родительская плата за услугу | 4000 | 32000 | 384000 |
Прибыль МДОУ № 481 | 800 | 6400 | 76800 |