Совершенствование факторинговых операций в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 18:38, дипломная работа

Краткое описание

В настоящий момент развитие российского рынка товаров и услуг привело к усилению конкуренции и серьезной борьбе за каждого клиента. Продавцам все чаще приходится привлекать покупателей снижением цены на товар, скидками, бесплатной доставкой, бонусами, розыгрышами призов и прочими льготными условиями. В стандартную практику взаимоотношений входит и отсрочка платежа за продаваемый товар и оказываемые услуги. Однако этот широко распространённый способ работы с покупателями имеет и свои недостатки. Предложив отсрочку платежа, предприятие фактически оказывается кредитором покупателя, что непременно сказывается на кассовых разрывах и нехватке оборотных средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ФАКТОРИНГА В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
.1 Понятие, основные виды и функции факторинга. История развития факторинга в России и его современная практика
.2 Зарубежный рынок факторинга
.3 Налогообложение факторинговых операций
. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «НАЦИОНАЛЬНАЯ ФАКТОРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ»
.1 Общая характеристика "Национальная Факторинговая Kомпания" (ЗАО)
.2 Анализ финансовой деятельности "Национальная Факторинговая Kомпания" (ЗАО)
. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «НАЦИОНАЛЬНАЯ ФАКТОРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ»
.1 Расчёт показателей российского рынка факторинга
.2 Мероприятия по совершенствованию деятельности Банка «Национальная факторинговая компания»
.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
.4 Пути совершенствования и перспективы развития факторинга в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование факторинговых операций в коммерческих банках.docx

— 130.93 Кб (Скачать файл)

В 1989 году появилось письмо Госбанка СССР № 252 «О порядке осуществления  операций при уступке поставщиками банку права получения платежа  по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные  услуги». В 1992 году Федеральным законом  «О банках и банковской деятельности»  факторинг был включен в состав банковских операций и сделок. [3]

Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием  цивилизованных факторинговых технологий и отвратительной платежной дисциплиной  дебиторов, что приводило к немалым  потерям. Но уже в 1994 году, набравшись опыта и намереваясь выйти  на рынок международного факторинга, первым российским банком, принятым в FCI, стал «Тверьуниверсалбанк», позже  был принят «Мосбизнесбанк», и многие другие. Безусловным лидером рынка  тогда был «Международный московский банк» с объёмом факторинговых  сделок в 70 млн. долларов США в год. После кризиса 1998 года был определённый всплеск факторинга, поскольку появилось  очень много проблемных долгов, которые  переуступались банкам с большим  дисконтом.

Понятие, основные виды и  функции факторинга

Одним из наиболее перспективных  видов банковских услуг является факторинг - рискованный, но высокоприбыльный бизнес, эффективное орудие финансового  маркетинга, одна из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным  процессам развития экономики.

Факторинг - операция, в соответствии с которой Клиент передает Фактору  дебиторскую задолженность (существующую и/или будущую), а Фактор по переданной дебиторской задолженности оказывает  Клиенту услуги, такие как управление дебиторской задолженностью с предоставлением  информационного обслуживания Клиента, финансирование, защита от риска неплатежа.

Гражданский кодекс Российской Федерации (Глава 43, ст. 824) определяет факторинговые  операции следующим образом: «По  договору финансирования под уступку  денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется  передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ, оказания услуг третьему лицу, а  клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование». [1]

В конвенции УНИДРУА «О международном факторинге» (UNIDROIT Convention on International Factoring) «под факторинговым  контрактом понимается контракт, заключенный  между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым:

. Поставщик должен или  может уступать финансовому агенту  денежные требования, вытекающие  из контрактов купли-продажи товаров,  заключаемых между поставщиком  и его покупателями (должниками), за исключением контрактов, которые  относятся к товарам, приобретаемым  преимущественно для личного,  семейного и домашнего использования.

2. Финансовый агент выполняет,  по меньшей мере, две из следующих  функций:

- финансирования поставщика, включая заем и предварительный  платеж;

ведение учета (бухгалтерских  книг) по причитающимся суммам;

предъявление к оплате денежных требований;

защита от неплатежеспособности должников.

3. Должники должны быть  уведомлены о состоявшейся уступке  требования». [4]

Конвенция подписана 14 государствами, ратифицирована Италией, Нигерией и  Францией и вступила в силу в 1995 году. Положения, закрепленные в ней, используются законодателями многих стран в качестве основы при разработке специального правового регулирования этого  вида договоров. Материалы конвенции  использовались и российскими законодателями при принятии соответствующих норм Гражданского кодекса.

Схема факторинга выглядит достаточно просто. Поставщик отгружает покупателю на условиях отсрочки платежа. Накладные  передаются в факторинговую компанию. Она в свою очередь платит компании по накладным за отгруженный товар  от 50% до 90% долга покупателя (размер этой суммы зависит от величины сделки, продолжительности отсрочки оплаты, рисков, связанных с работой клиента, и количества отгруженного товара). Позже покупатель переводит на счет факторинговой компании деньги в  размере стоимости товаров, поставленных компанией на условиях отсрочки платежа. После этого факторинговая компания переводит остаток суммы поставщику (рис. 1.1).

 

Рис. 1.1. Схема факторинга

. Поставка товара на  условиях отсрочки платежа.

. Уступка права требования  долга по поставке Банку.

. Выплата досрочного платежа  (до 90% от суммы поставленного  товара) сразу после поставки.

. Оплата за поставленный  товар.

. Перевод остатка средств  10%.

. Комиссия за услуги  выставляется отдельным счетом, в конце каждого месяца.

Рассмотрим схему взаимодействия поставщика, покупателя и факторинговой  компании на числовом примере.

Поставщик переуступает факторинговой  компании денежные требования к своим  Клиентам на сумму 1 000 000 рублей. Согласно договору, факторинговая компания после  предоставления документов, подтверждающих выполнение обязательств Поставщика перед  Покупателями (поставка товаров), перечисляет  поставщику финансирование в размере 90% от суммы уступленных денежных требований. В нашем примере 900 000 рублей. Оставшуюся сумму (100 000 рублей) Фактор перечисляет на счет Поставщика после получения денег от покупателей. Дебитор осуществляет платеж на счет Фактора в срок, указанный в  договоре поставки товара, который  заключен с поставщиком (клиентом факторинговой  компании). Комиссия за услуги выставляется отдельным счетом, в конце каждого  месяца.

Комиссия, которую взимает  факторинговая компания, обычно включает в себя:

·процент от оборота поставщика;

·фиксированный сбор за обработку  документов по каждой поставке;

·процент за пользование  денежными ресурсами ;

·помимо этого, факторинговая  компания может взимать и другие платежи, например, за каждый день просрочки  платежа покупателями.

Ставки комиссии указываются  в тарифном плане, который подписывается  приложением к Генеральному договору факторинга.

Виды факторинговых сделок.

Различают внутренний факторинг (domestic factoring) и внешний факторинг (international factoring). Факторинг называется внутренним, если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая  компания находятся в одной и  той же стране. Факторинг называется внешним (чаще используется название международный), если поставщик и его клиент являются резидентами разных государств. При  обслуживании таких поставок в большинстве  случаев используется схема косвенного факторинга, при котором происходит распределение обязанностей между  двумя факторинговыми компаниями: факторинговая  компания в стране продавца берет  на себя финансирование экспортера, а  факторинговая компания в стране покупателя принимает на себя кредитные  риски и берется за инкассацию дебиторской задолженности.

Использование факторинга в  международной торговле может быть очень выгодно в случаях, когда  торговля осуществляется между странами с существенными различиями в  их экономических и правовых системах. Поскольку факторинговая компания страны-импортера обладает более  полной информацией о платежеспособности компаний своей страны, это позволяет  ей объективно оценивать надежность покупателей. Если импорт-фактор соглашается  работать по схеме международного факторинга, то он автоматически принимает на себя риск неплатежеспособности импортера, тем самым гарантирует полную возвратность средств.

Кроме того, экспортер вынужден подстраховаться на случай резкого  скачка курса валют. Используя факторинг, экспортер получает значительную часть  от стоимости проданного товара сразу  после отгрузки, таким образом, снимая с себя валютный риск.

 

Рис. 1.2. Схема международного факторинга

. Договор Экспортного  факторинга.

. Уведомление Импорт-Фактора  о поставке.

. Договор купли-продажи.

. Поставка товара.

. Предоставление отгрузочных  документов.

. Финансирование в объеме, определенном договором.

. Одобрение кредитоспособности  иностранного Дебитора.

. Оплата за поставленный  товар.

. В случае неплатежа  Импортера Импорт-Фактор оплачивает  полностью его задолженность.

 

Международный факторинг  может осуществляться и без посредничества импорт-фактора, в этом случае схема  взаимодействия контрагентов аналогична классическому факторинговому взаимодействию (рис. 1.2).

Факторинг с регрессом (recourse factoring) и без регресса (non recourse factoring). В случае факторинга с регрессом факторинговая компания, не получив денег с покупателей, имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика. В этом случае факторинговая компания берет на себя ликвидный риск (риск неуплаты в срок), но кредитный риск остается на поставщике. Денежные требования в случае факторинга с регрессом выступают, по сути, обеспечением краткосрочного финансирования. В случае безрегрессного факторинга риск неуплаты со стороны Дебиторов полностью переходит к факторинговой компании. В развитых странах преимущественное развитие получила безрегрессная схема финансирования: в Италии, например, доля безрегрессного факторинга - 69%, в США - 73%. По данным FCI (Factors Chain International) доля факторинга с регрессом составляет 30% от всего объема факторинговых сделок (см. таблицу 1 Приложения).

Обычно факторинговые  компании принимают на факторинговое  обслуживание без регресса более  надежных Дебиторов. При этом факторинг  с регрессом обычно не предполагает Уведомления Дебиторов о переуступке  прав денежного требования.

В мире внутренний факторинг  чаще бывает с регрессом, чем внешний. В странах Восточной Европы 66% внутреннего и 35% внешнего факторинга заключено с регрессом.

Факторинг открытый (discloused factoring) и закрытый (indiscloused factoring). При открытом факторинге Покупатель уведомлен о том, что в сделке участвует лицо-фактор и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки. В случае же закрытого факторинга Покупателя не ставят в известность о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора. В мировой практике факторинг без регресса обычно бывает открытым, факторинг с регрессом - как открытым, так и закрытым.

Финансирование может  быть в форме предварительной  оплаты (до 90% переуступаемых денежных требований) или оплаты требований к определенному сроку. В отсутствие предварительной оплаты сумма переуступленных  долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику на определенную дату или по истечении определенного  времени.

Рассмотрим функции факторинга:

) Основная функция факторинга - предоставление финансовых средств  поставщику продукции сразу после  ее отгрузки или в определенный  договором факторинга день (финансирование). Таким образом, поставщик имеет  возможность поставлять продукцию  своим покупателям с отсрочкой  платежа, при этом получать  значительную часть от суммы  поставки сразу же после поставки  или по удобному для него  графику, не дожидаясь платежа  от своего покупателя. Если компания  нацелена на увеличение объема  продаж, то она имеет возможность  постоянно пускать деньги в  оборот и при этом конкурировать  с другими поставщиками за  Клиентов, предоставляя отсрочку  платежа. Также поставщик, заключив  договор факторинга, заранее знает,  в какой день деньги поступят  на его счет. Обычно же, предоставив  отсрочку платежа своим покупателям,  поставщик не знает, когда они  расплатятся с ним и расплатятся  ли вообще.

Кроме того, финансирование при факторинге имеет ряд необходимых  преимуществ, среди которых стоит  отметить, в первую очередь, следующие:

·поставщик не должен возвращать выплаченные ему деньги, так как  расходы фактора будут возмещены  из платежей покупателей;

·финансирование будет длиться  также долго, как долго поставщик  будет продавать свою продукцию;

·финансирование автоматически  увеличивается по мере роста объемов  продаж.

Таким образом, финансирование в рамках факторинга навсегда избавляет  поставщика от проблемы дефицита оборотных  средств, и это происходит без  роста его кредиторской задолженности. Кроме того, факторинговое финансирование более целевое, чем, например, кредит: компания выплачивает проценты именно за тот промежуток времени, когда  ей нужны деньги. Если деньги компании не нужны, то она может не уступать Банку свои денежные требования. В  целом эта услуга получается даже дешевле, чем кредит, несмотря на большие  проценты, поскольку в случае получения  кредита, компания практически всегда имеет на счету определенный неснижаемый  остаток.

Факторинг - это одна из форм залогового финансирования, при этом объем финансирования прямо зависит  от стоимости переуступаемых факторинговой  компании денежных требований, то есть от величины долга покупателей поставщика. В отличие от других форм залогового кредитования, в данном случае денежные требования покупаются фактором, а  не используются в качестве залога (хотя возможна и такая ситуация, когда права требования поставщика к своим покупателям выступают  залогом при выдаче кредита). Таким  образом, при факторинге происходит смена собственника, поставщик продает  денежные права требования факторинговой  компании. Эта особенность факторинга становится очень важной в странах  с переходной экономикой, законодательство которых далеко от совершенства: закон  о банкротстве предприятий работает плохо, правовое обеспечение торговых сделок не развито, торговые законы не работают. В случае банкротства поставщика факторинговая компания не рискует  потерять свои деньги, поскольку права  требования дебиторам поставщика перешли  к ней и не подлежат изъятию  при процедуре банкротства.

Факторинговое финансирование в отличие от обычного кредитования доступно высокорисковым, информационно  непрозрачным предприятиям, поскольку  риск невозврата долгов лежит не на них, а на их покупателях, и кредитоспособность поставщика становится менее важной, чем кредитоспособность его покупателей. Поэтому использование факторинга возможно, когда покупателями клиента  являются крупные и надежные компании, в том числе иностранные. Например, крупные сетевые магазины, такие  как «Ашан», «Седьмой Континент», «Метро», работают со своими многочисленными  поставщиками по факторинговой схеме.

Информация о работе Совершенствование факторинговых операций в коммерческих банках