Совершенствование факторинговых операций в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 18:38, дипломная работа

Краткое описание

В настоящий момент развитие российского рынка товаров и услуг привело к усилению конкуренции и серьезной борьбе за каждого клиента. Продавцам все чаще приходится привлекать покупателей снижением цены на товар, скидками, бесплатной доставкой, бонусами, розыгрышами призов и прочими льготными условиями. В стандартную практику взаимоотношений входит и отсрочка платежа за продаваемый товар и оказываемые услуги. Однако этот широко распространённый способ работы с покупателями имеет и свои недостатки. Предложив отсрочку платежа, предприятие фактически оказывается кредитором покупателя, что непременно сказывается на кассовых разрывах и нехватке оборотных средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ФАКТОРИНГА В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
.1 Понятие, основные виды и функции факторинга. История развития факторинга в России и его современная практика
.2 Зарубежный рынок факторинга
.3 Налогообложение факторинговых операций
. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «НАЦИОНАЛЬНАЯ ФАКТОРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ»
.1 Общая характеристика "Национальная Факторинговая Kомпания" (ЗАО)
.2 Анализ финансовой деятельности "Национальная Факторинговая Kомпания" (ЗАО)
. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «НАЦИОНАЛЬНАЯ ФАКТОРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ»
.1 Расчёт показателей российского рынка факторинга
.2 Мероприятия по совершенствованию деятельности Банка «Национальная факторинговая компания»
.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
.4 Пути совершенствования и перспективы развития факторинга в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование факторинговых операций в коммерческих банках.docx

— 130.93 Кб (Скачать файл)

) Факторинг позволяет  Клиенту также избавиться от  рутинной работы, связанной с  отслеживанием состояния дебиторской  задолженности, напоминанием дебиторам  о задержках платежей. Обычно  факторинговая компания по первому  требованию поставщика предоставляет  ему отчет о состоянии дебиторской  задолженности (административное  управление дебиторской задолженностью), включающий в себя информацию  обо всех поставках поставщика  и платежах его покупателей.  Также в случае безрегрессного  факторинга фактор берет на  себя заботу о взыскании долгов  с дебиторов, что особенно актуально  для небольших компаний, не располагающих  собственными ресурсами для инкассации. Это позволяет им экономить  трудовые и финансовые ресурсы.

) Оценка платежеспособности  покупателей поставщика. В странах,  где кредитные бюро и рейтинговые  развиты, эта функция факторинговых  компаний является не самой  востребованной. В странах же  с переходной экономикой факторинговые  компании могут играть роль  кредитных бюро и рейтинговых  агентств, аккумулируя информацию  о платежной дисциплине компании. Помимо этого, факторинговые компании  могут использовать различные  методы оценки потенциальных  покупателей поставщика. В России  немногие факторинговые компании предоставляют клиентам независимую информацию о дебиторах Клиента.

) Страхование рисков, связанных  с поставкой товаров с отсрочкой  платежа, в том числе риска  неполучения платежа от покупателя  в срок.

Платежная дисциплина российских покупателей является для факторинга оптимальной: она не слишком хорошая  и не слишком плохая. По некоторым  данным, в 98% случаев задержки платежей не превышают 7 дней. Это не проявление неплатежеспособности, это фактор развития рынка: чем более зрелым становится рынок, тем чаще задерживаются платежи. Чем выше конкуренция среди поставщиков, тем лучшие условия могут выторговать  себе покупатели, тем более капризным  становится их поведение.

Факторинговое обслуживание может включать в себя все или  лишь некоторые из предложенных функций. Отдельные функции факторинга выполняют  банковские и страховые инструменты, таким образом, выступая конкурентами факторинга. А факторинг интересен, прежде всего, тем компаниям, которые  заинтересованы именно в сочетании  услуг, присущих данному продукту.

Функция финансирования выполняется  банковскими кредитами. Функцию  принятия кредитного риска выполняют  документарные аккредтивы, банковские гарантии и страхование кредитного риска.

Аккредитив представляет собой обязательство банка выплатить  поставщику товара за счет заказчика-покупателя определенную сумму при условии, что поставщик предоставит банку  в установленный срок документы, подтверждающие исполнение обязательств перед заказчиком. Основная функция  аккредитива - снижение недоверия как  со стороны покупателя, так и продавца, особенно, когда они работают друг с другом впервые.

Банковская гарантия, в  отличие от аккредитива, не является платежным инструментом (платеж по ней наступает в исключительных случаях) и служит дополнительным обеспечением исполнения обязательств по сделке. В  частности, гарантия позволяет не вносить  предоплату, а произвести платеж по факту поставки или с рассрочкой. Иногда предоставление банковской гарантии является непременным условием участия  клиента в сделках или операциях (например, таможенные или тендерные  гарантии).

Оба эти инструмента используются, как правило, предприятиями, работающими  на внешнеэкономическом рынке, и  объемы операций по аккредитивам и  банковским гарантиям находятся  в зависимости от внешнеторгового  оборота страны. После кризиса 1998 года многие иностранные компании сократили  объем своей деятельности на российском рынке, что привело к отрицательной  динамике операций по аккредитивам и  гарантиям. Однако в последние годы наблюдается рост по данным банковским продуктам, в том числе и в  связи с ростом внешнеэкономической  деятельности.

Кредитное страхование осуществляют страховые компании. Страховщик определяет страховую сумму исходя из предоставленной  страхователем информации обо всех контрагентах, которым осуществляет поставку на условиях отсрочки платежа. По результатам анализа кредитоспособности и платежной дисциплины по каждому  контрагенту устанавливается кредитный  лимит, в пределах которого компания может принять риски на страхование. Сумма кредитных лимитов составляет агрегированную страховую сумму. Далее  определяется страховой тариф как  процент от страховой суммы. Застрахованные права денежного требования могут  выступать гарантией при получении  кредита. Компании, которым не нужно  финансирование, но которые хотели бы избавиться от кредитного риска, могут  просто пользоваться кредитным страхованием, а не факторингом. Но на российском рынке очень мало компаний, предоставляющих  такой вид страхования. Страховщики  объясняют это непрозрачностью  рынка, из-за которой проверить финансовое состояние дебитора очень сложно, и отсутствием перестрахования  таких рисков.

Еще одним конкурентом  факторинга являются торговые отсрочки, которые получает поставщик (клиент фактора) от своих поставщиков. Такие  отсрочки могут в различной степени  компенсировать те отсрочки, которые  он вынужден предоставлять своим  покупателям, причем поставщик может  выступать не только в качестве торговой компании, но и сам являться производителем - тогда он также будет получать отсрочки оплаты (коммерческий кредит) при поставках ему, например, сырья  и материалов.

Аккумулирование факторингом  ряда функций является важным преимуществом  перед другими формами финансирования, особенно большое значение это имеет  для предприятий малого и среднего бизнеса, которые не обладают достаточным  объемом трудовых и финансовых ресурсов.

 

1.2 Зарубежный рынок факторинга

 

По итогам 2011 года российский рынок факторинга вышел на второе место в мире по темпам роста

Согласно последним данным FCI объем мирового рынка факторинга в 2011 году увеличился на 22% по сравнению  с 2010 годом. Оборот рынка в прошлом  году составил более 2 триллионов Евро или 2,6 триллионов долларов. В целом, факторинговая индустрия прошла финансовый кризис и преодолела его последствия гораздо лучше, чем банковский и страховой сектора - даже с учетом того, что в 2009 году объемы существенно сократились, данные 2010 года превышают данные 2008, года, когда отрасль показал рекордные значения. В 2011 году устойчивый рост продолжился, и прошедший год стал годом очередного рекорда.

Рынками, которые показали впечатляющие темпы, стали Китай (+77%), Россия (+74%), Южная Африка (+41%), Нидерланды (+31%) и Австралия (+28%).

Статистика по рынку факторинга в Европе показана в таблице 1.2.

Комментируя статистику, Джероен  Констамм, генеральный секретарь FCI, отметил, что с каждым годом растет значимость факторинга, как инструмента  обеспечения бизнеса оборотным  капиталом и управления кредитными рисками. Г-н Констамм добавил: «Факторинг не заменяет банковские услуги. С другой стороны, все больше банков предлагают своим клиентам факторинг, создавая дочерние компании или факторинговые  подразделения в банковских структурах. Факторинговый подход к управлению рисками в корне отличается от банковского - структура факторинговой  сделки, предполагающая покупку дебиторской  задолженности, позволяет обеспечить большую возвратность выплачиваемого финансирования в отличие от кредитования под различные виды активов».

 

Таблица 1.2. Статистика по рынку  факторинга в Европе

Количество игроков рынкаСтранаВнутренний  факторинг, млн. ЕвроМеждународный  факторинг, млн. Евро42Великобритания249 66418 41645Италия142 68632 49612Франция141 41033 170100Германия119 12038 14024Испания109 08313 0424Голландия30 00016 0006Бельгия28 7049 50074Турция25 5915 27840Швеция28 2591 00015Португалия24 8123 06733Россия20 9442308Ирландия17 0471 28318Польша14 2003 7007Норвегия14 3342 06112Греция12 6852 046…610всего  Европа1 025 558192 253

По итогам 2011 года российский рынок факторинга занял 1 место по обороту среди стран Восточной  Европы и 11 место среди всех европейских  стран. Стоит отметить, что доля европейского рынка факторинга в мировом составляет около 60%. Заместитель председателя правления НФК, Корнелиу Робу комментирует: «В 2011 году российский рынок показал  выдающиеся результаты - по темпам роста  нас опередил только Китай. Уверен, что по результатам 2012 года мы точно  будем в европейском топ-10. Более  того с учетом тенденций последних  лет мы имеем все шансы в  ближайшие 2-3 года вплотную подойти  к первой пятерке. Это будет выдающийся результат с учетом того, что история  факторинга в той же Великобритании исчисляется несколькими десятилетиями».

 

.3 Налогообложение факторинговых  операций

 

В связи с ростом конкуренции  на товарных рынках и рынках услуг  многие поставщики вынуждены предоставлять  отсрочку или рассрочку платежа  своим клиентам, выступая тем самым  в качестве кредитора и принимая на себя кредитные, валютные и процентные риски. Это приводит к отвлечению оборотных средств поставщиков, отрицательно влияя на показатели их финансовой отчетности. Начиная с 2005 года, данная проблема усугубляется необходимостью (для большинства компаний) признания  реализации «по отгрузке» для  целей исчисления налога на прибыль. Иными словами, обязанность по уплате налога может возникнуть раньше момента  получения денежных средств от покупателя.

Одним из способов высвобождения  средств, «замороженных» в дебиторской  задолженности, является факторинг.

По договору финансирования под уступку денежного требования (так договор факторинга определен  в Гражданском кодексе, далее - «ГК  РФ») одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего  из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг. [1]

Финансовый агент также  может оказывать ряд сопутствующих  услуг, как то: покрытие рисков, административное управление дебиторской задолженностью, учет состояния дебиторской задолженности, предоставление отчетов клиенту  о состоянии задолженности, контроль своевременности оплаты должниками.

Следует отметить, что с  налоговой точки зрения существует мало отличий между налогообложением операций факторинга и уступки требования (цессии). Так, статьи 155 и 279 Налогового кодекса (далее - НК РФ), содержащие особенности  исчисления налоговой базы по НДС  и налогу на прибыль, соответственно применяются как к факторингу, так и к цессии. Основное отличие  связано с тем, что факторинг  представляет собой финансовую услугу. [2]

Далее рассмотрим порядок  налогообложения операций факторинга для поставщика и фактора, а также  рассмотрим особую форму факторинга - факторинг как обеспечение.

Вначале рассмотрим порядок  налогообложения для поставщика. Как указывалось выше, факторинг  дает возможность поставщику сократить  временной разрыв между получением выручки от клиентов и моментом признания  дохода для налоговых целей.

Статья 279 НК РФ позволяет  поставщику сразу вычитать убыток от реализации права требования с учетом следующих особенностей:

Если договор уступки  заключен до наступления предусмотренного договором реализации товаров (работ, услуг) срока платежа, сумма убытка не может превышать сумму процентов, которые были бы уплачены по долговому  обязательству, представляющему собой  цену, указанную в договоре факторинга с учетом ограничений, установленных  НК РФ для таких процентов (ставка рефинансирования ЦБ РФ, умноженная на 1,1 - для рублевого обязательства, 15% - для обязательства, выраженного  в иностранной валюте).

В случае если договор уступки  заключен после наступления срока  платежа по договору реализации товаров (работ, услуг), то половина суммы убытка уменьшает налоговую базу на дату уступки права требования, а остальные 50% - по истечении 45 дней с момента  уступки права требования.

Вышеизложенный порядок  вычета убытка делает факторинг интересным инструментом налогового планирования. Так, факторинг может быть использован  для более эффективного с налоговой  точки зрения структурирования операций по реализации амортизируемых основных средств и/или ценных бумаг (т.к. НК РФ устанавливает ограничения на вычет убытков по таким видам  активов).

Если поставщик использует метод «по оплате» для признания  НДС, уступка прав требования по дебиторской  задолженности (по облагаемым НДС товарам, работам и услугам) приравнивается к оплате товаров (работ, услуг) для  целей исчисления НДС. При этом НДС  исчисляется исходя из цены реализации товаров, работ или услуг покупателю, а не из суммы, оговоренной в договоре факторинга, которая, как правило, меньше цены реализованных товаров (работ, услуг) на сумму дисконта.

Таким образом, сама уступка  прав требования для поставщика не является оборотом для целей НДС, однако она может ускорить момент признания налогового события по реализации. В маловероятной ситуации, когда уступка прав требования осуществляется с премией, премия подлежит включению  в базу по НДС.

Рассмотрим порядок налогообложения  операций факторинга для фактора. При  определении налоговой базы фактор вправе уменьшить доход, полученный при реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга. Исходя из данной формулировки, существует риск того, что расходы будут вычитаться для целей налогообложения только в пределах доходов, полученных от реализации права требования. Такая позиция  была высказана в ряде писем налоговых  органов.

При реализации фактором услуг  финансирования под уступку денежного  требования дата получения дохода определяется как день последующей уступки  данного требования или исполнения должником данного требования. При  этом необходимо учитывать такие  доходы, как, например, проценты по денежному  требованию и курсовую разницу, момент признания дохода по которым может  быть ранее вышеназванной даты. Также, существуют особенности признания  результата по факторингу при частичном  исполнении/переуступке прав требования.

Согласно статье 155 НК РФ налоговая  база по НДС при оказании финансовых услуг фактором определяется как  сумма превышения сумм дохода, полученного  фактором при последующей уступке  требования или прекращения соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования в случае, если первоначальное требование облагается НДС. При этом, зачет НДС, начисленного на «маржу» фактора, у  поставщика будет, скорее всего, невозможен, так как НДС на вознаграждение фактору не уплачен поставщиком. Поэтому одной из основных задач  в структурировании операций факторинга является снижение негативного эффекта  в этой связи. Основным направлением для решения данной проблемы является переквалификация дисконта фактора  в комиссию за услуги [2].

Информация о работе Совершенствование факторинговых операций в коммерческих банках