Становление и развитие кредитной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

За 10 лет коренного реформирования общественно-экономического строя в нашей стране была создана трехуровневая кредитная система рыночного типа. В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.

Содержание

Введение………………………………………………………….............………..3
1. Понятие и историческое развитие кредитной системы РФ………………………………………...………………………………..……….4
2. Историческое развитие кредитной системы России…………………………4
2.1. Структура кредитной системы Российской империи до 1917 г………………………………………………………………………………..……5
2.2. Структура кредитной системы СССР в 1925 г………………………6
2.3. Структура кредитной системы СССР 30-х годов…………………...7
2.4. Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов………9
2.5. Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992 г……………………………………………………………………………12
2.6. Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1994 г……………………………………………………………………………14
3. Современная кредитная система РФ…………………………………..…….15
3.1. Центральный Банк РФ (Банк России)………………………………16
3.2. Банковская система РФ………………………………………………18
3.3. Специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, кредитные союзы…25
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………….29
Приложение 1……………………………………..………………………30
Приложение 2 …………………………………………………………….32
Приложение 3……………………………………………………………..34

Вложенные файлы: 18 файлов

кол-во банков.doc

— 132.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Сравнение кредита Р и Л.doc

— 44.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Становление и развитие кредитной системы России.doc

— 194.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Денежная система08.doc

— 118.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Денежное ображение.doc

— 479.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

денежное обращение.doc

— 452.00 Кб (Скачать файл)

С институциональной  точки зрения кредитная система  представляет собой совокупность кредитных  институтов, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства в соответствии с основными принципами кредитования.

Кредитные системы отдельных  стран при всем своем разнообразии имеют общие черты: они состоят из банковской системы и специализированных кредитно-финансовых институтов (инвестиционных, страховых, финансовых компаний, пенсионных и благотворительных фондов, ссудосберегательных ассоциаций и кредитных союзов).

Основу кредитной системы  составляет банковская система. В большинстве  стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы: центральный банк и система  кредитных организаций.

Первый уровень банковской системы образует центральный банк страны, который выполняет следующие функции:

·         осуществляет эмиссию национальных денежных знаков, организует их обращение и изъятие из обращения, определяет стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;

·         проводит общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и контролирует исполнение банковского законодательства;

·         управляет счетами правительства, осуществляет зарубежные расчетные и кредитные операции;

·         реализует государственную денежно-кредитную политику с помощью традиционных для центрального банка методов воздействия на коммерческие банки: проведение политики учетной ставки, операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и регулирование норматива обязательных резервов коммерческих банков.

В большинстве стран  с рыночной экономикой и двухуровневой  банковской системой деятельность центральных  банков, направленность этой деятельности в основном совпадает, но есть, естественно, и отличия. Так, например, во главе банковской системы Франции, которая характеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем, а также преобладанием государственных кредитных институтов, стоит Министерство финансов. Центральный банк Франции – Банк Франции – наряду с двумя другими институтами (Национальный кредитный совет и Комиссия по банковскому контролю), которые осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков, находятся под руководством Министерства финансов. Банк Франции обладает монополией на эмиссию банкнот, но его задачи как банка банков ограничены.

Второй уровень  банковской системы представлен кредитными организациями, которые оказывают услуги юридическим и физическим лицам.

Помимо двухуровневой  структуры банковской системы существует резервная структура (в США). Центральный банк США – Федеральная резервная система (ФРС) – состоит из Совета управляющих (7 человек с 14-летним периодом полномочий) и двенадцати федеральных резервных банков в различных регионах страны. Задачей членов Совета являются контроль за деятельностью банков-членов ФРС и определение кардинальных направлений монетарной политики США. Членами ФРС являются не все коммерческие банки США. Для четырех тысяч банков, работающих по федеральной лицензии, членство в ФРС обязательно. Членство банков в ФРС имеет как преимущества, так и определенные недостатки. К преимуществам относится возможность участия в системе расчетов ФРС и использования в случае необходимости централизованного рефинансирования. К недостаткам (с точки зрения коммерческого банка как коммерческого предприятия) – необходимость формирования норматива обязательных резервов, устанавливаемого ФРС.

История развития банковского  дела знает и такой тип банковской системы, как централизованная монобанковская система. По этому типу была построена банковская система СССР и многих других социалистических стран.

2. Курс на развитие  рыночных отношений потребовал  создания качественно новой банковской  системы. Проведенная в середине 80-х гг. в СССР банковская реформа  привела к тому, что монополия  трех государственных банков была заменена монополией реорганизованных специализированных банков.

Первые коммерческие банки были созданы в августе 1988 г. В конце 1988 г. было создано 25 кооперативных  банков. В апреле 1989 г. было разрешено  создание акционерных коммерческих банков и коммерческих банков на паевых началах.

Основными премуществами  коммерческих банков по сравнению с  государственными специализированными  банками являлись предоставленная  свобода в выборе методов ведения  банковских операций и прямая зависимость  в привлечении клиентов на договорной основе.

В конце 1990 г. были приняты Законы СССР «О государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности». Вскоре были приняты соответствующие законы Российской Федерации.

Современная банковская система России представлена двумя  уровнями. В юридическом плане она базируется на принятых 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР специальных законах: Законе РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и Законе «О Центральном банке РСФСР (Банке России)». В соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» учредителями коммерческих банков могли быть не только юридические, но и физические лица, а также иностранные участники. С принятием этих законов начался более интенсивный процесс организации новых коммерческих банков.

В 1995 г. принят Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», а в 1996 г. – Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». В 2002 г. был принят Закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Эти законы внесли кардинальные изменения в существовавшую тогда кредитно-банковскую систему страны, положив начало качественно новому этапу в развитии этой системы и ее правового обеспечения.

Согласно законодательству в России стало возможным создание банка на основе любой формы собственности, что и положило начало ликвидации государственной монополии на банковскую деятельность.

В новой редакции Закона РФ «О банках и банковской деятельности»  отмечено, что банковская система  России включает в себя Банк России (это официальное название Центрального банка), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Законом «О банках и банковской деятельности» предусмотрена возможность  присутствия на российском кредитном  рынке банков, представляющих иностранный капитал, определены условия лицензирования их деятельности и полномочия Банка России в отношении формирования их уставного капитала.

Исключительное значение имело закрепление на законодательном  уровне принципа независимости банков от органов государственной власти и управления при принятии решений, связанных с проведением банковских операций. Согласно закону государство не отвечает по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных законом, а банки, в свою очередь, не отвечают по обязательствам государства.

В результате принятия и введения в действие вышеуказанных законов банковская система России приобрела следующий вид:

·         Центральный банк (Банк России);

·         коммерческие банки различных видов, в том числе специальные банки развития;

·         банки со смешанным российско-иностранным капиталом;

·         филиалы банков-резидентов и нерезидентов;

·         союзы и ассоциации банков.

При рассмотрении кредитно-банковской системы России в ней обнаруживаются связи двух типов.

Во-первых, взаимосвязи между самими коммерческими банками, кредитными учреждениями; во-вторых – связь между Центральным банком, с одной стороны, и коммерческими банками, кредитными учреждениями – с другой. При этом в первом случае связь обеспечивает отношения координации между указанными элементами системы, а во втором – перерастает в отношения субординации, которые главным образом и обеспечивают целостность системы.

Из сказанного следует, что банковская система России имеет  двухуровневую структуру. Критерием отнесения элементов к тому или другому уровню является их положение в системе. Так, Центральный банк расположен на верхнем уровне, поскольку уполномочен государством регулировать и контролировать систему в целом, т.е. осуществлять функцию управления всей системой. Что же касается коммерческих банков и кредитных учреждений, то они должны быть однопорядковыми, полностью равноправными, и составляют нижний, контролируемый уровень системы.

Вся система банковских и кредитных учреждений подвергается, согласно Закону, ежегодной проверке со стороны специально созданных аудиторских организаций с соответствующими полномочиями. Новое банковское законодательство внесло кардинальные изменения не только в элементный состав кредитно-банковской системы, но и сами принципы построения и управления этой системой, которая приобрела возможность самоуправления.

Перестройка банковской системы путем создания второго  уровня в виде самостоятельных коммерческих банков была названа реформой банковской системы начала 90-х гг. И если на начало 1990 г. в СССР было около 200 коммерческих банков, то на начало 1995 г. в России – 2,5 тыс. коммерческих банков. Для сравнения: в США, чтобы создать одну тысячу банков, потребовалось около 80 лет (1781–1860 гг.).

Такой бурный рост коммерческих банков в стране проходил в сложной экономической обстановке. Проблемы, с которыми столкнулись население, юридические лица, в том числе – банки:

·         обвальный рост цен и практически одномоментное обесценение денежных сбережений населения и оборотных средств предприятий, вследствие чего возник кризис платежеспособности юридических лиц;

·         снижение объема производства, развитие прямого продуктообмена между товаропроизводителями;

·         распад единой денежной системы бывшего СССР и введение бывшими союзными республиками национальных валют при отсутствии опыта в этой области;

·         появление рынка ценных бумаг и внутреннего валютного рынка при отсутствии должного законодательства;

·         активизация деятельности криминальных структур в финансово-банковской сфере;

·         низкий уровень кредитоспособности и платежеспособности юридических и физических лиц.

Кроме внешних  факторов, связанных с общеэкономической  ситуацией, на формирование новой банковской системы в стране влияли и проблемы внутри самой банковской системы. К этим проблемам можно отнести:

·         недостаточную мобильность банков, созданных на базе бывших Госбанка СССР и Стройбанка СССР и принявших на себя обслуживание их клиентов. Эта часть банков, несмотря на то, что располагала квалифицированными кадрами, вынуждена была продолжать обслуживание многочисленной клиентуры, обремененной финансовыми трудностями;

·         создание новых банков проходило в условиях острого дефицита квалифицированных кадров, что не могло не сказаться на обеспечении достаточного для новых рыночных условий уровня выполнения банками своих функций;

·         возникновение межбанковской конкуренции при сохранении в большинстве районов России «монобанковской» системы – один банк или его филиал на одно административно-территориальное подразделение. Такие банки – «монополисты районного масштаба» – по разным причинам не могли обеспечить спрос на разнообразные банковские услуги со стороны юридических лиц. В результате клиенты начали тяготеть к столичным банкам, что влекло за собой концентрацию финансовых ресурсов в московских банках и усугубляло ситуацию на региональных банковских рынках.

В банковской системе  России в 1998 г. наблюдалась острая кризисная  ситуация, вызванная как внутренними, так и внешними причинами. В России до банковского кризиса 1998 г. были представлены все виды банков, а всего к концу 1997 г. насчитывалось 2,7 тыс. коммерческих банков, имеющих лицензию Центрального банка России, и около 6 тыс. филиалов. Однако на настоящий момент Банком России зарегистрировано более 1300 кредитных организаций. Для сравнения можно отметить, что в США в настоящее время насчитывается 13 тыс. банков. 40% из общего числа коммерческих банков России по-прежнему сосредоточены в Москве, в других городах страны их катастрофически не хватает.

К внешним причинам кризиса  в банковской сфере можно отнести  общее нестабильное состояние экономики. Внутренним – плохое управление банками, их активами и пассивами, рисками, недостатки в учете и отчетности, излишества некоторых банков в расходовании средств на собственные нужды.

Исходными внешними факторами, обусловившими кризис банковской системы  России, является неудовлетворительное состояние реального сектора  экономики и государственных  финансов, выразившееся в спаде производства и хроническом дефиците бюджета, а также ошибки в экономической политике, предопределившие возникновение предкризисной ситуации в банковской сфере в декабре 1997 г. Положение дел оставалось тяжелым на протяжении января–августа 1998 г. В августе Правительство РФ не смогло больше продолжать обслуживание внешнего и погашение внутреннего долга. Это привело к замораживанию выплат по ГКО и ОФЗ, остановке финансовых рынков, скачку валютного курса, что и явилось непосредственной причиной банковского кризиса в РФ, поскольку значительная часть банков ориентировалась на предсказуемый валютный курс и устойчивое функционирование рынка ГКО-ОФЗ.

Внешние проявления банковского кризиса выразились в следующем:

Деньги, кредит, банки.doc

— 332.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Курсовая.doc

— 194.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Курсовик.doc

— 143.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Реферат Деньги.doc

— 160.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Становление и развитие кредитной системы России