Структура расходов (затрат) на производство и реализацию продукции на предприятии, и ее влияние на основные финансовые результаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 00:15, курсовая работа

Краткое описание

Произошедшие за последнее десятилетие коренные экономические преобразования резко изменили характер функционирования российских предприятий. Они получили практически полную хозяйственную самостоятельность, движение товаров и цен все больше подчиняется рыночным требованиям, создается рыночная инфраструктура в денежно-финансовой сфере -- широкая сеть коммерческих банков, финансовый и фондовый рынки. Значительная часть предприятий выведена из государственной собственности. Российский производитель имеет возможность выходить на внешние рынки.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы управления расходами (затратами) на производство и реализацию продукции
1.1 Понятие и сущность расходов (затрат)
1.2. Классификация расходов (затрат)
2. Анализ расходов (затрат) на производство и реализацию продукцию на предприятии (работ, услуг) (на примере ООО «СтройМакс»)
2.1 Понятие и принципы управления расходами (затратами) на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятии.
2.2 Методы управления расходами (затратами) на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятии.
2.3 Влияние расходов (затрат) на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятии на основные финансовые результаты
3. Направления оптимизации расходов (затрат) на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 264.60 Кб (Скачать файл)

Проанализируем затраты по статьям  калькуляции, результаты анализа представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 - Анализ затрат по статьям калькуляции на производство продукции ООО «СтройМакс» в 2009-2011 гг.

Статьи затрат

2010

2011

Полная с/с фактически выпущенной продукции

Отклонение от плана

Полная с/с фактически выпущенной продукции

Отклонение от плана

Полная с/с

Фактическая с/с

в абсолютном размере

к плановой сумме по данной статье

план с/с

факт с/с

в абсолютном размере

к плановой сумме по данной статье

1. Сырье и материалы

509362,49

559739,00

50376,51

109,89

485905

441732

-44173,21

90,91

2. Заработная плата

100585,58

115615,6

15030,03

114,94

130798

108097

-22700,49

82,64

3. Отчисление на соц. нужды

12502,43

11162,89

-1339,55

89,29

9908,9

10009

100,09

101,01

4. Расходы на содержание и эксплуатацию оборуд.

49120,70

47690,00

-1430,70

97,09

61452

56900

-4552,00

92,59

5. Вспомогательное производство

1638,00

1560,00

-78,00

95,24

1913,5

2012

98,50

105,15

6. Общепроизводственные расходы

16366,98

16701,00

334,02

102,04

13900

14200,0

300,00

102,16

7. Общехозяйственные расходы

45780,00

44880,51

-899,49

98,04

44524

34318,3

-10205,69

77,08

8. Полная с/с

735356,18

797349,00

61992,82

108,43

748401

667269,

-81132,80

89,16


 

Таким образом, в соответствии с данными таблицы 3. в 2010 г. наблюдается превышение плановой суммы затрат практически по всем статьям затрат, это повлекло за собой превышение полной себестоимости продукции на 8,43%. Следует отметить также, что в 2010 г. наблюдался резкий рост затрат, который отражен в анализе представленном в таблице 3. Наибольшее превышение плановой величины затрат произошло по статье «Сырье и материалы» и статье «Заработная плата». Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и общехозяйственные расходы были ниже запланированной величины, что связано прежде всего с вынужденными мерами по снижению затрат по возможным направлениям, так как по выше названным статьям произошел значительный перерасход.

К 2011 г. в связи с внедрением новых технологий, как уже было сказано выше, наблюдалось общее снижение затрат на 16,31%. В этом году наблюдается значительная экономия по всем статьям затрат. Снижение трудозатрат и повышение производительности труда позволило снизить затраты на оплату труда по сравнению с плановым показателем на 17,34% и одновременно, снизив потери от брака снизить затраты на сырье и материалы на 9,09%. Таким образом, в сумме под влиянием всех факторов, снижение общей суммы плановых показателей составило 10,84%.

Проведя анализ себестоимости по калькуляционным  статьям на производство продукции  за исследуемый период видно, что  наибольшее влияние на отклонение фактической  величины от плановой оказывают статьи затрат: «Сырье и материалы», «Заработная  плата» и «Общехозяйственные расходы». Следовательно, важнейшим направлением снижения затрат на производство и  реализацию продукции является поиск  резервов по сокращению этих расходов.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ  РАСХОДАМИ (ЗАТРАТАМИ) НА ПРОИЗВОДСТВО  И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ,  УСЛУГ) НА ПРЕДПРИЯТИИ.

Управление затратами  осуществляется путем совместной реализации совокупности функций управления. Для  реализации этих функций в современной  экономической науке разработаны  разнообразные методы, приемы, способы  и образы действий. Применительно  к затратам метод управления рассматривается  как принятая последовательность действий, определяющая особенности реализации функций управления, позволяющей  добиться поставленных при применении метода целей.

В управлении затратами крупных  предприятий могут найти применение различные методы. Их выбор обусловлен, в первую очередь, целями управления и наличием условий для применения. В связи с этим рассмотрим возможности  методов управления затратами и  условия их применения. Совокупность методов управления затратами предприятия  и их сущность представлены в табл. 4.

Таблица 4. Сущность и условия применения метода

Метод

Сущность метода

Условия применения метода

Директ-костинг

Постоянные накладные расходы  не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно  на счет прибылей и убытков в том  периоде, когда они произошли

Разделение затрат на переменные и  постоянные

Абзорпшн-костинг

В себестоимость продукции включаются все затраты (в том числе и  накладные)

Использование методов распределения  накладных затрат, позволяющих наиболее точно установить величину накладных  затрат, включаемых в себестоимость  единицы продукции

Стандарт-кост

Для каждого вида затрат (материальных, трудовых и других) определяются обоснованные нормы расхода (стандарты) ресурса на единицу продукции. Затраты ресурсов по нормам и отклонения от норм потребления ресурсов учитываются отдельно

Наличие системы стандартов (норм и нормативов)

Метод ABC

Деятельность предприятия рассматривается  в виде процессов или рабочих  операций. Сумма затрат предприятия  в течение периода или затрат на определенный вид продукции определяется на основании затрат на осуществление  совокупности соответствующих процессов  и операций

Выделение видов деятельности и операций по ним

Расширение существующей системы  бухгалтерского учета

Дополнительное обучение персонала

Таргет-костинг

На основании заданной цены реализации изделия и желаемой величины прибыли  устанавливается целевая себестоимость, которая в дальнейшем обеспечивается усилиями всех служб предприятия. Обеспечивает целевую себестоимость на стадии планирования продукции. Является инструментом стратегического управления затратами

Тесное горизонтальное взаимодействие между функциональными подразделениями  предприятия

Постоянное применение

Организация постоянного контроля уровня затрат

Надежность маркетинговых прогнозов  и правильное позиционирование предприятия  на рынке

Кайзен-костинг

Предполагает не достижение определенной величины затрат, а постоянное, непрерывное  и всеохватывающее их снижение

Обеспечивает целевую себестоимость  в процессе производства продукции

Используется преимущественно  в оперативном управлении затратами  и контроле за их уровнем

Постоянное применение

Проведение непрерывных, относительно небольших усовершенствований производственных процессов, способных в совокупности дать значительный результат

Вовлечение всех сотрудников в  непрерывное совершенствование  качества деятельности и создание необходимой  системы мотивации

CVP-анализ (анализ точки безубыточности)

Основывается на сопоставлении трех величин: затрат предприятия, дохода от реализации и получаемой прибыли, соотношение  которых позволяет определить выручку  от реализации (объем реализации), которая  при известных величинах постоянных затрат предприятия и переменных затрат на единицу продукции обеспечит безубыточность деятельности или планируемый финансовый результат

Соблюдение системы допущений (неизменность цены; разделение затрат на переменные и постоянные; отсутствие отклонения фактических постоянных и переменных затрат от плановых)

Для графического решения количество видов продукции не должно превышать 3-4

Бенчмаркинг затрат

Предполагает сравнение состояния  управления затратами на предприятии  с предприятиями-лидерами для дальнейшего  принятия решений в области управления затратами

Правильный выбор предприятия-эталона

Наличие полной и достоверной информации об эталонных результатах и методах  их достижения

Кост-киллинг

Направлен на максимальное снижение затрат в кратчайшие сроки без ущерба для деятельности предприятия и  перспектив его развития. Используется в антикризисном менеджменте  и управлении конкурентоспособностью

Наличие полной и достоверной информации о состоянии затрат на предприятии

Стремление руководства предприятия  к снижению издержек

Определенным образом построенная  система мотивации персонала

LCC-анализ

Затраты определяются на производство и продажу конкретного продукта в течение всего его жизненного цикла и в дальнейшем сопоставляются с соответствующими доходами. Применяется  в стратегическом управлении затратами

Наличие точных и детальных маркетинговых  описаний состояния рынка и позиционирования продукции или услуг предприятия

Четкая идентификация этапов жизненного цикла продукта

Метод VCC

Рассматривает цепочку потребительской  стоимости, в частности, предусматривает  анализ затрат, находящихся вне сферы  прямого воздействия предприятия. Применяется в стратегическом управлении затратами

Соответствие стратегического позиционирования предприятия особенностям деятельности предприятия и сложившейся конъюнктуре  рынка

Полное знание конъюнктуры рынка, внутренних процессов предприятия, полное представление о деятельности хозяйствующих субъектов, взаимодействующих  с предприятием


Рассмотренные методы управления затратами, относящиеся как к  стратегическому, так и к оперативному управлению, достаточно разнообразны по своему содержанию, различны по своим  целям и особенностям применения. Каждый метод имеет недостатки, ограничивающие его применение, и преимущества, что и показано в табл. 5.

Таблица 5. Преимущества и недостатки методов управления затратами

Метод

Преимущества

Недостатки

Директ-костинг

Необходимая информация может быть получена из регулярной финансовой отчетности без создания дополнительных учетных  процедур

Прибыль периода не зависит от постоянных накладных расходов при изменении  остатков запасов

Снижается трудоемкость распределения  накладных затрат, появляется возможность  определить вклад каждого вида продукции  в формирование прибыли предприятия

В сочетании с методом стандарт-костинга позволяет оптимизировать производственную программу, обоснованно определить цены на новую продукцию, обосновать необходимость или отказ в новых заказах

Позволяет сделать выбор между  собственным производством или  закупкой продукции

Многие виды затрат не могут быть однозначно отнесены к категории  переменных или постоянных

Слабое внимание к постоянным затратам

Искажение финансового результата из-за занижения или завышения  стоимости ранее произведенной  продукции

Создает иллюзию прибыльности технологически сложных, требующих значительных инвестиций проектов

Абзорпшн-костинг

Отсутствие разделения затрат предприятия  на постоянные и переменные

Более точное определение финансового  результата деятельности предприятия

Отражение покрытия доходом от реализации продукции каждого вида или вида деятельности не только прямых переменных затрат, но и постоянных накладных  затрат

Повышение обоснованности выбора дополнительного заказа или отказа от него

Ретроспективность и условность в  распределении накладных затрат

Установление фактической себестоимости  единицы продукции только в конце  периода

Условный характер распределения  накладных затрат

Включение в себестоимость продукции  затрат, непосредственно не связанных  с производством, усложнение учетных  и расчетных процедур, недостаточное  внимание к характеру поведения затрат в зависимости от объема выпускаемой продукции

Стандарт-кост

Формирование необходимой информационной базы для анализа и контроля затрат, наглядность в отражении отклонений от плана в процессе формирования затрат

Минимизация учетной работы, связанной  с калькулированием себестоимости, своевременное обеспечение менеджеров информацией об ожидаемых затратах на производство

Применение для периодически повторяемых  затрат

Успешность применения зависит  от состава и качества нормативной  базы

Невозможность установить нормы по отдельным видам затрат

Метод ABC

Значительное повышение обоснованности отнесения накладных расходов на конкретный продукт, более точное калькулирование себестоимости

Обеспечение взаимосвязи получаемой информации с процессом формирования затрат

Требует значительных изменений в  системе бухгалтерского учета и  совершенствования систем информационной поддержки, что влечет за собой рост затрат на управление

Таргет-костинг

Маркетинговая ориентация производства

Определение целевых затрат для  новых продуктов

Контроль затрат еще на стадии разработки продукции

Для целевого снижения затрат могут  потребоваться значительное время  или серьезные инвестиции

Технические возможности предприятия  не всегда позволяют снизить себестоимость  до заданного уровня

Кайзен-костинг

Обеспечивает непрерывное снижение затрат и удержание их на заданном уровне

Необходима мотивация сотрудников  и корпоративная культура, поддерживающая вовлеченность персонала в деятельность организации

CVP-анализ (анализ точки безубыточности)

Позволяет определить объем продаж, при котором достигается безубыточность производства или заданный финансовый результат

Простота, наглядность и оперативность  метода

Разделение затрат предприятия на переменные, которые линейно зависят  от объема продукции, и постоянные, которые от него не зависят, что на практике однозначно сделать весьма сложно

Любое изменение входящих в модель факторов (переменных и постоянных затрат, объема реализации и цены) может  дать существенное изменение конечного  результата

При количестве видов продукции больше трех графическое решение модели становится невозможным

Основывается на допущении, что  производительность труда, которая  непосредственно определяет переменные издержки, не зависит от масштаба и  не изменяется во времени, а структурные  сдвиги качественного состояния, характеризующие  изменение системы предприятия, отсутствуют

Бенчмаркинг затрат

Позволяет получить комплексную оценку управления затратами на предприятии  в сравнении с эталонным предприятием, которая является серьезной предпосылкой постепенного улучшения управления затратами на основе опыта и технологий других предприятий

Неверный выбор предприятия-эталона  снижает эффективность метода

Требует системности и целенаправленности в применении опыта других предприятий

Кост-киллинг

Позволяет быстро сократить затраты  предприятия, возникающие и во внутренней, и во внешней среде

Жесткость метода (предусматривает в  том числе сокращение затрат на заработную плату и сокращение персонала)

Требует системного применения (использование  время от времени, к отдельным  видам затрат или в отдельных  подразделениях предприятия ощутимых результатов не приносит)

LCC-анализ

Получение в долгосрочном периоде  оценки понесенных затрат и их покрытия соответствующими изделию доходами

Обеспечение точного прогноза всех затрат и соотнесение получаемого  дохода и понесенных затрат применительно  к производству изделия в целом

Обеспечение стратегического видения  структуры затрат и сопоставление  ее со структурой доходов

Отсутствие периодизации финансовых результатов

Неопределенность в учете накладных  затрат: если их не учитывать, страдает комплексность используемой информации; если учитывать, то используемая информация приобретает вероятностный характер

Может потребовать затрат на получение  обширной дополнительной информации

Метод VCC

Позволяет представить величину затрат предприятия в свете создания новой стоимости, оценить целесообразность процессов, ведущих к формированию затрат, максимально полно привязать затраты предприятия к ожидаемым доходам

Требует создания соответствующего информационного  обеспечения, постоянной оптимизации  затрат в рамках оперативного управления деятельностью предприятия и участия квалифицированных специалистов


Неотъемлемой частью рассмотренных  методов стратегического и оперативного управления затратами является анализ затратообразующих факторов. Его, пожалуй, нельзя рассматривать в качестве самостоятельного метода управления затратами, но таким анализом нельзя пренебрегать ни в стратегическом, ни в оперативном управлении затратами. Анализ затратообразующих факторов требует рассмотрения факторов формирования затрат в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Знание затратообразующих факторов и степени их влияния на величину затрат предприятия, а также зависимостей между факторами позволяет, воздействуя на факторы формирования затрат, в долгосрочном периоде оказывать управленческое воздействие на саму величину полных затрат предприя.

   Управление затратами   ООО «СтройМакс» представляет собой непрерывный процесс их учета, анализа, планирования и контроля, результатом которого является выработка управленческих решений, направленных на оптимизацию затрат и их снижение.

Непосредственное участие в  управлении затратами предприятия  принимают:

- генеральный директор ООО «СтройМакс»;

-планово-экономический отдел;

-главный бухгалтер.

Управление затратами  ООО «СтройМакс» реализуется в следующих присущих финансовому менеджменту функциях:

- финансовый анализ;

- планирование;

- оперативное регулирование;

- учет;

- контроль за их состоянием.

Рассмотрим более подробно, как осуществляется на предприятии каждая из перечисленных выше функций финансового менеджмента.

Как в целом экономический анализ, так и анализ затрат на производство и реализацию продукции представляет собой объективно необходимый элемент  управления производством, в том  числе затратами. Они являются этапом управленческой деятельности. С помощью  экономического анализа познается  сущность хозяйственных процессов, осуществляется оценка хозяйственных  ситуаций, выявляются резервы производства, и таким образом, обосновываются решения для планирования и управления.

Анализ затрат на производство и  реализацию продукции в ООО «СтройМакс» осуществляется планово-экономическим отделом по следующим основным этапам.

Анализ сметы затрат. Для принятия оптимальных решений по оперативному управлению производством и сбытом продукции, обеспечения контроля за затратами на производство и реализацию продукции и снижения издержек как важнейшего фактора роста прибыли от продаж планово-экономический отдел ООО «СтройМакс» осуществляет систематическое сопоставление данных фактических затрат на производство со сметными и с данными за период, предшествующий отчетному. На динамику затрат на производство оказывают влияние два фактора: структурные изменения в ассортименте выпускаемой продукции и изменения объема выпуска.

Анализ себестоимости единицы  продукции. Анализ фактически достигнутых  результатов проводится сравнением фактической калькуляции с нормативной (сметной).

Анализ затрат на рубль выпускаемой  продукции. При анализе затрат на рубль товарной продукции главный  экономист исследуемого предприятия  учитывает влияние четырех основных факторов: изменение структуры выпущенной продукции; изменение уровня затрат на производство отдельных изделий; изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы; изменение  оптовых цен на продукцию.

Планирование является важнейшей  функцией управления затратами. Планирование себестоимости в ООО «СтройМакс» осуществляется в целях: подготовки исходной информации для планирования прибыли и рентабельности - основных показателей эффективности производства, обеспечения необходимых условий для осуществления хозрасчетных взаимоотношений между подразделениями предприятия, установление оптовых и розничных цен на производимую продукцию на уровне, обеспечивающим безубыточную работу, выработки и принятия оптимальных управленческих решений в области финансовой (технической, организационной) политики, выявление нормальной величины текущих затрат при определенных (заданных или выбранных) условиях производства.

Планирование в ООО «СтройМакс»  осуществляется планово-экономическим отделом путем разработки перспективных (на ряд лет) и текущих (годовых) планов.

Перспективный план на исследуемом  предприятии представляет собой  производственную программу деятельности с подразделением по кварталам и  содержит следующие основные разделы: сведения о предприятии; бюджет предприятия на планируемый период; показатели деятельности предприятия на планируемый период: показатели экономической эффективности деятельности предприятия, дополнительные показатели деятельности и прогноз экономической эффективности деятельности на два года.

Планирование себестоимости предшествует тщательный и всесторонний анализ, в ходе которого устанавливается  влияние на себестоимость продукции  основных технико-экономических факторов в базисном периоде. Информацию о  фактических затратах планово-экономический  отдел получает от главного бухгалтера из сметы затрат и отчетной калькуляции  базисного периода.

Особое внимание уделяется на величине и причинам возникновения затрат, обусловленных неправильной организацией производственного процесса: сверхнормативного  расхода сырья, материалов, энергии; доплат рабочим за сверхурочные работы; потерь от простоев оборудования; излишних расходов, вызванных нерациональными  хозяйственными связями по поставкам  сырья и материалов; нарушениями  технологической и трудовой дисциплины. Одновременно выявляется внутрипроизводственные резервы в области организации  производства и труда, внедрение  новой техники и технологии с  оценкой их экономической эффективности.

Информация о работе Структура расходов (затрат) на производство и реализацию продукции на предприятии, и ее влияние на основные финансовые результаты