Сущность Центрального Банка и его происхождение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 16:12, лекция

Краткое описание

В арсенале центрального банка преимущественно эко¬номические методы регулирования, его денежно-кредитная политика основана на использовании денег, кредита, процента, валютного курса как инструментов стимулирования экономического развития.
Центральный банк можно назвать институтом обмена, обслуживающим переход материальных благ от одного экономического субъекта к другому.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность ЦБ.doc

— 651.00 Кб (Скачать файл)

3. Операции, осуществляемые банком, могут обслуживать как макро-, так и микроуровень экономических отношений.

4. Субъектами взаимоотношений Центрального банка Российской Федерации являются главным образом российские и иностранные кредитные организации. Клиенты Банка России отличаются от клиентов коммерческого банка и тем, что не имеют возможности выбирать тот или иной денежно-кредитный институт для банковского обслуживания. По этой причине Банк России обязан предоставить им полный набор своих услуг, отвечающих их потребностям.

5. Операции Банка России осуществляются в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике. Они охватывают отношения как между отечественными товаропроизводителями, так и с иностранными экономическими агентами.
6. Операции, выполняемые Банком России, носят договорной характер.

7. Операции, выполняемые Банком России, осуществляются на комиссионной основе.

8. Операции Банка России проводятся по регламентам, которые он самостоятельно разрабатывает в форме указаний, положений и инструкций.

9. Операции Банка России в определенной степени отличаются от операций коммерческих банков. Отличие операций центрального банка от операций коммерческих банков и в том, что они:

выполняются, как уже  говорилось, во взаимоотношениях главным образом с кредитными учреждениями;

в отличие от операций коммерческих банков центральные банки, как правило, не занимаются управлением имуществом (кроме управления ценными бумагами);

при общем сходстве основного  набора операций, выполняемых центральным банком как банком, отдельные из них осуществляются в ином объеме на иных условиях.

10. Банковские операции как отношения Банка России с клиентами следует отличать от тех действий, которые он осуществляет в порядке регулирования денежного обращения и деятельности коммерческих банков, используя такие инструменты, как валютная интервенция, изменение процентных ставок, размеров резервных требований и др.

 

1.5.2. Классификация  операций Банка России

По своей природе банковские операции, как известно, подразделяются на банковские и небанковские.

По содержанию операции центрального банка можно подразделить на экономические, юридические, технические, охранные.

По характеру выполняемой работы выделяются аналитические, управленческие, контрольные, счетные, бухгалтерские и другие операции. По планированию деятельности можно выделить операции стратегические и тактические.

По этапам осуществления операции центрального банка подразделяются на первоочередные и последующие.

По периодичности совершения операции центрального банка можно подразделить на единовременные (разовые) и многоразовые (повторяющиеся).

По отношению к национальному рынку операции делятся на внутренние и международные.

По используемой валюте операции могут проводиться в национальной валюте, валюте иностранных государств и с использованием комбинации валют (мультивалютные операции)

По отношению к балансу банка выделяют активные, пассивные и  забалансовые операции.

 

1.5.3. Пассивные  и активные операции банка  России

Свои функции  центральный банк осуществляет через  банковские операции – пассивные и активные.

К основным пассивным операциям центрального банка относятся:

1) эмиссия банкнот;

2) прием средств коммерческих  банков и казначейства.

Источником ресурсов центрального банка служат вклады казначейства и денежные резервы (так называемы  «обязательные  резервы») коммерческих банков. В центральном банке и  его местных органах сосредоточены  соответствующие бюджетные счета, по которым проводятся денежные операции, связанные с исполнением доходных и расходных частей федерального и местных бюджетов.

3) операции по  образованию собственного капитала.

Активные операции центрального банка – это операции по размещению центральным банком своих ресурсов. К основным активным операциям центрального банка относятся:

1) учетно-ссудные  операции;

2) вложения в  государственные ценные бумаги;

3) операции с  золотом и иностранной валютой.

 

1.5.4. Годовая  финансовая отчетность Банка  России

Ежегодно Банк России составляет годовую финансовую отчетность, которая отражает операции, выполняемые им в рамках установленных полномочий. В состав годовой финансовой отчетности входят:

  • годовой баланс;
  • счет прибылей и убытков;
  • отчет о полученной прибыли и ее распределении;
  • отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России;
  • отчет об управлении Банком России ценными бумагами и Долями в капиталах организаций;
  • отчет о расходах на содержание служащих Банка России;
  • отчет об исполнении сметы капитальных вложений.

Годовой отчет публикуется  не позднее 15 июля года, следующего за отчетным. Помимо этого Банк России ежемесячно публикует свой баланс, сведения о денежном обращении, сводные данные об активных и пассивных операциях.

 

Раздел 2

Организационное построение центрального банка РФ

 

2.1. Принципы организационного построения  Банка России

 

2.1.1.  Система  организационного построения банка 

Система организации деятельности центрального банка состоит из определенных блоков.

Фундаментальный блок: сущность, статус и задачи центрального банка; принципы организационного построения.

Организационный блок: структура органов управления; полномочия органов управления; инфраструктура центрального банка.

Регулирующий блок: законодательство; ведомственные нормативные акты.

 

2.1.2. Принципы  организационного построения Банка  России

Центральный банк является общенациональным общественным денежно-кредитным институтом, эмиссионное дело которого выступает основополагающим занятием. Это порождает определенные принципы организации, обуславливающие структуру звеньев управления;

Различают следующие  принципы:

  • централизации деятельности;
  • разделения властных полномочий по соответствующим уровням управления;
  • функциональный;
  • согласования с интересами других экономических субъектов.
2.2. Национальный банковский совет
2.2.1.  Состав Национального банковского совета

Национальный банковский совет, как орган, работающий на общественных началах, был предусмотрен в законодательстве еще в 90-е годы. По закону, который в то время действовал, у него были достаточно солидные полномочия. Закон возлагал на Национальный банковский совет важные функции. Он должен был рассматривать концепцию совершенствования банковской системы Российской Федерации, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, и при этом давать по ним заключения, анализировать итоги их выполнения, проводить экспертизу проектов нормативных актов в области банковского дела. Этот совет должен был рассматривать наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций; участвовать в разработке основных принципов организации системы расчетов в Российской Федерации.

С принятием Федерального закона от 10 июля 2002 г. “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, ситуация изменилась. Национальный банковский совет из совещательного органа превратился в орган, который контролирует важнейшие решения Совета директоров Банка России, его финансово-хозяйственную деятельность. Он получил право утверждать основные направления денежно-кредитной политики и некоторые другие решения Банка России. 

Национальный банковский совет, создан Указом Президента РФ от 18 октября 1994 г. № 2002.

В состав Национального банковского совета входит 12 членов, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом Российской Федерации, трое - Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Члены Национального банковского  совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.

Заседания Национального банковского  совета проходят не реже чем один раз  в три месяца.

2.2.2.  Компетенции Национального банковского совета

В компетенцию Национального банковского совета входит:

1. Рассмотрение годового отчета Банка России.

2. Утверждение на основе предложений  Совета директоров на очередной  год не позднее 15 декабря предшествующего года:

  • общего объема расходов на содержание, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;
  • общего объема капитальных вложений и общего объема прочих административно-хозяйственных расходов.

3. Утверждение при необходимости  на основе предложений Совета  директоров дополнительных расходов.

4. Рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации;

5. Рассмотрение основных направлений  единой государственной денежно-кредитной политики.

6. Решение вопросов, связанных с  участием Банка России в капиталах  кредитных организаций.

7. Назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов.

8. Ежеквартальное рассмотрение  информации Совета директоров  по основным вопросам деятельности Банка России.

9. Внесение в Государственную  Думу предложений о проведении  проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;

10. Утверждение по предложению  Совета директоров порядка формирования резервов Банка России и порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;

2.3. Органы управления  Центрального банка 

РФ

2.3.1. Председатель Банка России: полномочия, порядок назначения  и освобождения от должности

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка  России в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации относится к ведению Государственной Думы. Для назначения Председателя Банка России на должность необходимо, чтобы за него было подано большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Кандидатуру для назначения на должность  Председателя Банка России в соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции Российской Федерации Государственной Думе представляет Президент Российской Федерации.

Для обеспечения непрерывности  реализации функций Банка России Президент Российской Федерации должен представить Государственной Думе нового Председателя Банка России не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

Если Государственная Дума отклонит предложенную Президентом Российской Федерации кандидатуру на должность Председателя Банка России, то Президент должен в течение двух недель внести новую кандидатуру. При этом одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.

Председатель Банка России назначается на должность сроком на 4 года и может быть освобожден от занимаемой должности в случае истечения срока своих полномочий либо досрочно. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

В соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции Российской Федерации вопрос об освобождении от должности Председателя Банка России перед Государственной Думой ставит Президент Российской Федерации.

Председатель Банка России может  быть досрочно освобожден от должности только в случаях:

  • невозможности исполнения служебных обязанностей в связи с болезнью, что должно быть подтверждено заключением государственной медицинской комиссии;
  • подачи личного заявления об отставке;
  • совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
  • нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

Закон не устанавливает количества голосов депутатов Государственной  Думы, достаточного для освобождения Председателя Банка России от должности. Представляется, что освобождение Председателя Банка России от должности должно происходить в порядке, аналогичном назначению на должность, т.е. большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (а не от присутствующих на заседании).

Председатель Банка России:

  • действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;
  • председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим;
  • подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России, и вправе делегировать право подписания нормативных актов Банка России лицу, его замещающему, из числа членов Совета директоров;
  • назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;
  • вправе делегировать свои полномочия своим заместителям;
  • подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями Банка России;
  • несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;
  • обеспечивает реализацию функций Банка России и принимает решения по всем вопросам, отнесенным федеральными законами к ведению Банка России, за исключением тех, по которым в соответствии с Федеральным законом о Банке России решения принимаются Национальным банковским советом или Советом директоров.

Информация о работе Сущность Центрального Банка и его происхождение