Сущность, закономерности и тенденции развития финансов бюджетных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в следующем.
Осуществляемый в России переход от административно - хозяйственной системы в рыночной экономике потребовал коренного изменения всего хозяйственного законодательства РФ, налогового - в первую очередь. В прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятий, оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования работников и на научно-техническое развитие.
В настоящее время с развитием рыночной экономики во все сферы хозяйственной деятельности проникают новые экономические отношения, коренным образом изменяется налоговая система, а вместе с тем законы, положения, нормативные акты. Создаются акционерные, арендные и совместные предприятия с участием юридических и физических лиц. Происходят заметные изменения в составе средств и источников финансирования предприятий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Финансы бюджетных учреждений в системе финансов………….……..5
1.1. Характеристика финансов бюджетных учреждений…………………..5
1.2. Место финансов бюджетных учреждений
в финансовой системе страны……………………………………………………....8
2. Назначение и функции бюджетных, казенных учреждений………...…16
2.1. Назначение бюджетных учреждений………………………………….16
2.2. Назначение казенных учреждений…………………………………….19
3. Сущность, закономерности и тенденции развития финансов бюджетных учреждений……………………………………………………...……24
Заключение…………………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы бюджетных учреждений, закономерности и тенденции их развития.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Бюджетные учреждения представляют платежные документы  в федеральное казначейство, которое  после проверки передает их банкам (в основном ЦБ РФ). Банк принимает от казначейства расчетные документы, передает ему подтверждение о приеме документов к обработке, выписки по счетам.

Помимо расчетных  услуг, бюджетные учреждения связаны  с финансово-кредитной системой кассовым обслуживанием. При этом, наличные средства бюджетные учреждения получают непосредственно в банке, но по чековой книжке, выданной структурам казначейства.

Казначейское  исполнение бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ основывается на единства кассы и подведомственности расходов (ст. 215.1 БК).

В соответствие с этим порядком, на Федеральное  казначейство (ст. 166.1 БК), возложены  следующие бюджетные полномочия:

1)   распределение доходов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов;

2)   открытие в Банке России и кредитных организациях счетов по учету средств федерального бюджета, определение режима этих счетов;

3)   установление порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

4)   установление порядка открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

5)   открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

6)   ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

7)   доведение до главных распорядителей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств;

8)   доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;

9)   ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление и представление в Министерство финансов РФ отчетности о кассовом исполнении федерального бюджета. [21; С. 83]

Исполнение  бюджета по расходам предусматривает (ст. 219 Бюджетного кодекса РФ):

- принятие бюджетных обязательств;

- подтверждение денежных обязательств;

- санкционирование оплаты денежных обязательств;

- подтверждение исполнения денежных обязательств.

По  отчетам Федерального казначейства местные органы власти полностью  перешли на казначейское обслуживание. Необходимо учитывать, что действующее законодательство устанавливает определенные требования к модели организации казначейского исполнения местных бюджетов в РФ.

Статья 161 Бюджетного кодекса РФ указывает  на то, что субсидии и бюджетные  кредиты бюджетным учреждениям  не предоставляются. Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы).

2.   Взаимодействие бюджетных учреждений с налоговыми органами.

Основным  нормативным документом, регламентирующим налогообложение в Российской Федерации, является Налоговый кодекс Российской Федерации.

Бюджетные учреждения являются плательщиками  таких налогов как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, государственная пошлина, налог на имущество организаций, транспортный налог и земельный налог. Помимо этого, бюджетные учреждения могут применять специальные налоговые режимы, которые предусматривают освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов - это упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Бюджетные учреждения как российские организации являются плательщиками налога на прибыль вне зависимости от того, занимаются ли они предпринимательской деятельностью или нет, а значит, они должны представлять в налоговые органы декларацию по налогу на прибыль.

Бюджетные учреждения согласно статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации имеют  право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных  с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость.

Согласно  статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации действует несколько  ставок налога на добавленную стоимость: 0 % 10 % и 18 %. Кроме этого можно применять  расчетную ставку налога на добавленную стоимость.

В соответствии со статьей 235 главы 24 Налогового кодекса  Российской Федерации бюджетные  организации также являются плательщиками  единого социального налога.

Не  подлежат налогообложению суммы  материальной помощи, выплачиваемые  физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.

Некоторые категории бюджетных учреждений имеют льготы по уплате единого социального  налога в соответствии со статьей 245 Налогового кодекса Российской Федерации.

Уплата  налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Основная  налоговая ставка составляет 13 процентов. Но есть и другие налоговые ставки, применяемые в отдельных случаях.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Налоговые органы имеют право взыскивать с  бюджетного учреждения сумму неудержанного  или неперечисленного налога, пени за задержку перечисления удержанных налогов в бюджет и штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению в бюджет.

Помимо  указанных налогов бюджетные  учреждения являются плательщиками  транспортного налога.

Бюджетные организации уплачивают его в  том случае, если имеют на балансе  транспортные средства.

В соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения также признаются плательщиками  земельного налога, в том случае, если имеют земельные участки  на праве собственности или праве  постоянного или бессрочного  пользования.

Также бюджетное учреждение имеет право  применять специальные налоговые  режимы.

Первоначально упрощенная система налогообложения  предназначалась для коммерческих организаций малого бизнеса, но с 1 января 2003 года это ограничение было снято. Поэтому некоммерческие организации имеют право применять эту систему, если сочтут налогообложение при ее использовании менее обременительным. Причем даже тем бюджетным организациям, которые не ведут деятельность, приносящую доход, переход на упрощенную систему налогообложения (далее УСН) может быть выгоден.

Организации, которые перешли на УСН, платят единый налог в размере 6% дохода или 15% дохода, уменьшенного на величину расходов. Единый налог заменяет собой налог на прибыль, налог на имущество и  ЕСН.

Помимо единого налога, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не вправе применять  УСН организации, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, превышает 100 человек, а также организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.

Бюджетные организации, ведущие предпринимательскую деятельность (признающие это и выделяющие ее в бухгалтерском учете), в отдельных  случаях переходят на систему  налогообложения, в виде единого  налога на вмененный доход (далее ЕНВД).

Система налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход предусмотрена только для  отдельных видов деятельности. Эта  система налогообложения применяется, например, при оказании бытовых услуг, ветеринарных услуг, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках и некоторых других. Конкретный перечень услуг устанавливается по решению субъекта Российской Федерации. [21; С. 85]

Таким образом, можно сказать, что условия налогообложения деятельности бюджетных учреждений стали такими же, как и для коммерческих организаций, что нельзя признать правомерным по ряду причин.

Одна  из них состоит в том, что в  отличие от коммерческих организаций, которые могут выбирать для себя наиболее выгодные сферы деятельности и операции, бюджетные учреждения в соответствии с законодательством могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Таким образом, у бюджетных учреждений отсутствует возможность выбора наиболее рентабельных видов деятельности, и, кроме того, они не имеют возможности  самостоятельно распоряжаться полученными  доходами.

3.   Взаимодействие бюджетных учреждений с контрольными органами.

Согласно  Бюджетному кодексу РФ (ст. 265) законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового  контроля:

1)   предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

2)   текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

3)   последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. [1]

Согласно  ст. 266 Бюджетного кодекса РФ, финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, осуществляют:

1)   Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

2)   Федеральное казначейство;

3)   финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы;

4)   главные распорядители, распорядители бюджетных средств. [1]

 

 

 

 

 

 

 

2. Назначение и функции бюджетных, казенных учреждений

2.1. Назначение  бюджетных учреждений 

 

Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из средств федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов. [1]

К таким организациям относятся  органы управления, армия, суды, прокуратура, многие учреждения социально-культурной сферы, науки, образования, здравоохранения.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые  счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством РФ.

Итак, бюджетное учреждение это некоммерческая организация, созданная органом  государственной власти РФ или субъекта Федерации, а также органом местного самоуправления для осуществления  управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных некоммерческих функций, финансируемая полностью или частично в соответствии со сметой доходов и расходов за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда.

По условиям и  порядку финансирования бюджетное учреждение признаются также правоохранительные органы, организации и учреждения, созданные для обеспечения функций национальной обороны, другие организации, наделенные государственным (муниципальным) имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия.

Бюджетные учреждения функционируют как государственные  и муниципальные предприятия; все  они подлежат государственной регистрации  в порядке, определяемом законом  о регистрации юридических лиц. На финансирование бюджетного учреждения, кроме бюджетных ассигнований из федерального, регионального или местного бюджетов и средств внебюджетных фондов, могут использоваться и др. источники. К примеру, школы покрывают часть своих расходов за счет средств, вырученных от продажи ученических поделок, изготовленных в производственных мастерских; вузы - за счет средств от продажи научных разработок.

Информация о работе Сущность, закономерности и тенденции развития финансов бюджетных учреждений