фундаментальные исследования
и содействие научно-техническому прогрессу;
исследование и использование космического
пространства;
финансирование федеральных
энергетических систем, ядерной энергетики,
расщепляющихся материалов, федерального
транспорта, путей сообщения, информации
и связи, деятельности в космосе;
ликвидацию последствий чрезвычайных
ситуаций стихийных бедствий федерального
масштаба;
выравнивание финансового положения
субъектов Федерации, обеспечение реализации
решений федеральных органов государственной
власти, приведших к увеличению бюджетных
расходов или уменьшению бюджетных доходов
бюджетов других уровней, обеспечение
осуществления отдельных государственных
полномочий, передаваемых на другие уровни
власти;
федеральную инвестиционную
программу;
погашение и обслуживание государственного
долга
России;
другие мероприятия, предусмотренные
федеральным законом о федеральном бюджете
на соответствующий год.
За счет средств федерального
бюджета и бюджетов субъектов Федерации
совместно финансируются расходы на государственную поддержку
отраслей промышленности (за исключением
атомной энергетики), строительства и
строительной индустрии, сельского хозяйства,
автомобильного и речного транспорта,
связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и проектно-изыскательские
работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
обеспечение социальной защиты
населения;
обеспечение охраны окружающей
природной среды, охраны и воспроизводства
природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической
деятельности;
обеспечение предупреждения
и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
правоохранительную деятельность
обеспечение противопожарной безопасности;
развитие рыночной инфраструктуры;
обеспечение развития федеративных
и национальных отношений;
обеспечение деятельности избирательных
комиссий субъектов Федерации в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
обеспечение деятельности средств
массовой информации;
финансовую помощь другим бюджетам;
Другие мероприятия, отнесенные
в соответствии с Конституцией РФ к предметам
совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Распределение и закрепление
между бюджетами разных уровней бюджетной
системы Российской Федерации этих расходов
производится по согласованию соответственно
органов государственной власти Российской
Федерации и органов государственной
власти субъектов Федерации и утверждаются
соответствующими законами о бюджетах.
Порядок согласования распределения и
закрепления рас ходов совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Федерации
определяется Правительством РФ.
Исключительно
из бюджетов субъектов Федерации финансируются
следующие функциональные виды расходов:
1.обеспечение функционирования
органов законодательной (представительной)
и исполнительной власти субъектов Федерации;
2.обслуживание и погашение
государственного долга
субъектов Федерации;
3.проведение выборов и референдумов
субъектов Федерации;
4.обеспечение реализации региональных
целевых про-
5.формирование государственной
собственности субъектов Федерации;
6.осуществление международных
и внешнеэкономических связей субъектов
Федерации,
7.содержание и развитие предприятий,
учреждений и организаций, находящихся
в ведении органов государственной власти
субъектов Федерации,
8.обеспечение деятельности
средств массовой информации субъектов
Федерации;
9.оказание финансовой помощи
местным бюджетам,
10.обеспечение осуществления
отдельных государственных полномочий,
передаваемых на муниципальный уровень;
11.компенсация дополнительных
расходов, возникших в результате решений,
принятых органами государственной власти
субъектов Федерации, приводящих к увеличению
бюджетных расходов или уменьшению бюджетных
доходов местных бюджетов;
12.прочие расходы, связанные
с осуществлением полномочий субъектов
Федерации.
Исключительно
из местных бюджетов финансируются следующие
функциональные виды расходов.
1.содержание органов местного
самоуправления;
2. формирование муниципальной
собственности и управление ею;
3.организация, содержание и
развитие учреждений образования, здравоохранения,
культуры, физической культуры и спорта,
средств массовой информации, других учреждений,
находящихся в муниципальной собственности
или в ведении органов местного самоуправления;
4.содержание муниципальных
органов охраны общественного порядка;
5.организация, содержание и
развитие муниципального жилищно-коммунального
хозяйства;
6.муниципальное дорожное строительство
и содержание дорог местного значения;
7.благоустройство и озеленение
территорий муниципальных образований;
8.организация утилизации и
переработки бытовых отходов (за исключением
радиоактивных);
9.содержание мест захоронения,
находящихся в ведении муниципальных
органов;
10.организация транспортного
обслуживания населения и учреждений,
находящихся в муниципальной собственности
или в ведении органов местного самоуправления;
11.обеспечение противопожарной
безопасности;
12.охрана окружающей природной
среды на территориях муниципальных образований;
13.реализация целевых программ,
принимаемых органами местного самоуправления;
14.обслуживание и погашение
муниципального долга;
15.целевое дотирование населения;
16.содержание муниципальных
архивов;
17.проведение муниципальных
выборов и местных референдумов;
финансирование реализации
иных решений органов местного самоуправления
и прочие расходы, отнесенные к вопросам
местного значения, определяемые представительными
органами местного самоуправления в соответствии
бюджетной классификацией Российской
Федерации.
По взаимному согласию
органов государственной власти Российской
Федерации, субъектов РФ и местного само
управления отдельные виды расходов могут
передаваться из одного уровня бюджетной
системы в другой с соответствующей передачей
доходных источников или иных финансовых
средств.
Средства бюджетов могут направляться
на финансирование долгосрочных целевых
программ, выходящих за пределы одного
финансового года и включаемых в бюджет
последующих лет. Перечень и объем финансирования
программ, принимаемых к финансированию
из бюджета, утверждается на очередной
финансовый год в качестве приложения
к бюджету.
В законе (решении) о бюджете
могут определяться обязательные для
исполнения получателем бюджетных средств
условия финансирования конкретных расходов,
предусмотренных законом (решением) о
бюджете.
Если получатель бюджетных
средств не выполняет условий, определенных
законом (решением) о бюджете, министр
финансов Российской Федерации, руководитель
со ответствующего органа исполнительной
власти субъект Российской Федерации
или органа местного самоуправления на
любом этапе исполнения бюджета обязан
осуществит блокировку расходов, связанных
с выполнением определенных условий4.
2 Глава. Обеспечение экономического
и социального развития страны.
2.1
Расходы на экономическое и социальное
развитие РФ.
Государственные расходы - одна
из сторон финансовой деятельности государства.
Она неразрывно связана с процессом собирания
денежных средств в государственный фонд.
Независимо от источников поступления
все расходы государства имеют единые
принципы их использования. Они распределяются
в соответствии с социально-экономическими
программами правительства, а размер государственных
расходов определяется задачами и потребностями,
выраженными в этих программах.
В условиях
рынка государственные расходы
находятся в определенном соотношении
с расходами коммерческих структур,
общественных, религиозных и иных
негосударственных организаций. Это
соотношение определяется экономической
политикой государства, уровнем
благосостояния населения, размерами
государственного сектора в экономике
и другими факторами. За последние
годы в России в связи с развитием негосударственных
форм собственности государственные расходы
по сравнению с их объемом в условиях СССР
существенно сократились. Однако, несмотря
на эти изменения, в России так же, как
и в других странах, государственные расходы
занимают главное место в системе общественных
расходов.
Государственные расходы - это
широкое понятие. Они охватывают как расходы
бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов,
так и расходы государственных предприятий,
расходы по государственному страхованию
и предоставлению кредитов. При этом центральное
место в системе государственных расходов
занимают расходы бюджета.
Расходы государственного
бюджета представляют собой денежные
средства, направляемые на финансовое
обеспечение задач и функций
государства и местного самоуправления.
Они выражают экономические отношения,
на основе которых происходит
процесс использования средств централизованного
фонда денежных средств государства по
различным направлениям.
Государственное
социально-экономическое планирование
предполагает в качестве обязательного
условия учет взаимосвязи макроэкономических
и финансовых показателей. Макроэкономические
показатели выступают в качестве объекта
социально-экономического планирования,
а финансовые – сформированы в рамках
государственного бюджета. Наиболее существенными
механизмами связи между социально-экономическим
развитием и бюджетной системой являются
следующие.
1. Социально-экономическое
развитие субъектов РФ обеспечивается
не только их собственными
бюджетными ресурсами, но и различными
формами финансовой помощи за
счет федерального бюджета. Такая
практика призвана гарантировать
жизнеспособность всех структурных
элементов единой экономической
системы страны.
2. При разработке федерального,
региональных и местных бюджетов
за основу принимаются показатели
прогноза социально-экономического
развития соответствующего уровня,
что обеспечивает достоверность
и реалистичность расчета доходов
и расходов этих бюджетов. Тем
самым обеспечивается единство
всех аспектов государственного
планирования, что необходимо для
сохранения целостности и сбалансированности
всех составляющих экономического
пространства России.
В соответствии
со ст. 136 Бюджетного кодекса РФ
предоставление целевой финансовой
помощи бюджетам субъектов Российской
Федерации предусматривается специальным
федеральным законом либо законом
о федеральном бюджете на очередной
финансовый год. Такая финансовая помощь
предоставляется в форме субвенций и субсидий,
направленных на финансирование:
а) расходов по федеральным
целевым программам;
б) капитальных расходов;
в) расходов, передаваемых из
бюджетов других уровней бюджетной системы
РФ;
г) иных целевых расходов.
2.2 Безвозвратный характер бюджетного финансирования.
Расходы бюджета представляют собой
процесс выделения и использования финансовых
ресурсов, аккумулированных в бюджетах
всех уровней бюджетной системы, в соответствии
с законами о бюджетах на соответствующий
финансовый год.
Формирование
расходов бюджетов всех уровней
бюджетной системы базируется
на: единых методологических
основах;
нормативах минимальной бюджетной
обеспеченности;
финансовых затратах на оказание
государственных услуг, устанавливаемых
Правительством РФ.
Органы государственной
власти субъектов РФ, местного
самоуправления с учетом имеющихся
финансовых возможностей могут
самостоятельно увеличивать нормативы
финансовых затрат на оказание
государственных муниципальных
услуг.
Расходы бюджетов
в зависимости от их экономического
содержания делятся на текущие и капитальные
расходы. Эта группировка устанавливается
экономической классификацией расходов
бюджетов РФ.
Капитальные расходы
бюджетов — часть расходов бюджетов,
связанных с расширенным воспроизводством,
при осуществлении которых создается
или увеличивается имущество, находщееся
в собственности Российской Федерации,
субъектов РФ, муниципальных образований.
Капитальные расходы обеспечивают инновационную
и инвестиционную деятельность. К ним
относятся расходы, предназначенные для
инвестиций, на проведение капитального
ремонта, средства, предоставляемые в
качестве бюджетных кредитов на инвестиционные
цели, и т.п.