Сущность финансовой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 13:57, реферат

Краткое описание

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами,
которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных
формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным)
денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании
фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении
налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении
средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и
подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность финансовой политики государства.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

внутренние  и  внешние.  К  внутренним  относятся   национальный   доход   и

национальное   богатство,   создаваемые   внутри   страны   и   используемые

государством для  выполнения  присущих  ему  функций.  К  внешним  относится

национальный доход, а в исключительных случаях -  и  национальное  богатство

другой страны, если они заимствуются  в  форме  государственных  займов  или

поступают в виде репарационных платежей.

  Состав государственных  доходов в значительной мере  обусловлен методами,  с

помощью которых  государство аккумулирует необходимые  ему денежные  средства.

В   условиях   рыночной    экономики    основными    методами    мобилизации

государственных доходов являются  налоги  (в  разных  их  формах),  займы  и

эмиссии.

  Совокупность  всех  видов  государственных   доходов,  формируемых  разными

методами, их взаимоувязанное  применение составляют  систему государственных

доходов, которая  призвана решать не только фискальные,  но  и  экономические

задачи - стимулировать  рост  производства  и  повышение  его  эффективности,

влиять  на   размещение   производительных   сил   по   территории   страны,

содействовать ускорению  научно-технического прогресса.

  Центральное  место в системе государственных  доходов занимают  налоги.  Они

являются универсальной  и  вместе  с  тем  исходной  категорией,  выражающей

основные  свойства  финансов,  функционирующих  в   развитой   экономической

системе  рыночного  типа.  Именно  в  условиях   функционирования   рыночной

экономики  налоговая  форма  становится  преобладающей   в   общей   системе

финансовых  взаимосвязей.   Налоги   имеют   фискальное,   экономическое   и

социальное значение.

  Вторым по  фискальному значению  доходом   являются  государственные  займы.

Они используются не только  для  покрытия  бюджетного  дефицита,  но  и  для

обеспечения различных  капитальных затрат, особенно  в  части  инвестирования

средств в государственный  сектор экономики. Существенно возрастает  значение

займов  в  периоды  кризисного  состояния   экономики,   когда   усиливается

финансовая напряжённость  разных звеньев финансовой системы.

   Между   налогами  и  государственными  займами существует  тесная  связь,

определяемая тем, что финансовой базой погашения  займов  выступают  налоги.

Растущие расходы  государства,  связанные  с  погашением  займов  и  выплатой

процентов по ним, обусловливают необходимость повышения  налогов.  Существует

и обратное влияние  налогов  на  займы.  Например,  рост  налогов  неизбежно

наталкивается  на  сопротивление  налогоплательщиков,  и  правительство,  не

желая допустить  обострения социальной напряжённости, идёт  по  пути  выпуска

всё новых и  новых займов.

  Третьим методом   мобилизации  государственных   доходов  является  эмиссия,

причём не только бумажно-денежная, но и  кредитная.  К  эмиссии  государство

прибегает лишь в  том  случае,  если  налоговые  и  займовые  поступления  не

обеспечивают покрытия растущих государственных  расходов,  а  на  финансовом

рынке складывается ситуация, неблагоприятная для  выпуска  новых  займов.  И

бумажно-денежная, и кредитная эмиссии, если они  обусловлены  необходимостью

покрытия бюджетного дефицита, ведут  к усилению  инфляционных  процессов в

экономике.

   Охарактеризованные  выше  методы  мобилизации   государственных   доходов

позволяют формировать  бюджетные фонды  на  разных  уровнях  государственного

управления. 

3. Государственные  расходы, их экономическое и социальное значение

   Государственные  расходы - это часть финансовых  отношений,  обусловленная

 использованием  централизованных и децентрализованных  доходов  государства.

 Специфика   государственных  расходов  состоит   в  обеспечении  потребностей

 государственной   сферы  деятельности.  Государственные   расходы   призваны

 удовлетворять  наиболее  важные  потребности   общества  в  области  развития

 экономики и  социальной сферы, осуществления  государственного  управления  и

 укрепления  обороноспособности страны.

    Государственные   расходы  состоят  из   прямых   расходов   государства,

 осуществляемых  через систему бюджетных и  внебюджетных  фондов,  и  расходов

 государственных   предприятий,  организаций,  учреждений.  И  те,  и  другие

 расходов производятся в целях расширения производства (путём финансирования

 капитальных  вложений и оборотных средств), образования общественных  фондов

 социального  назначения и удовлетворения  других потребностей государства.

    Специфическим   видом  государственных  расходов  в   условиях   рыночной

 экономики   являются  затраты  на  инвестиции  в   действующие   или   вновь

 создаваемые   предприятия,  нередко  осуществляемые  на   долевых   началах.

 Создаваемая  за счёт  государственных  инвестиций  собственность  передаётся

 специальным  органам управления госимуществом.

     Совокупность   конкретных   видов   государственных   расходов,   тесно

 взаимосвязанных  между собой, составляет систему   государственных  расходов.

 Организационное  построение данной системы базируется на целевом направлении

 средств, безвозвратности  расходования государственных ресурсов,  соблюдении

 режима экономии.

   Основными  целевыми направлениями государственных  расходов в  коммерческой

 сфере деятельности  являются капитальные вложения и финансирование оборотных

 средств,  в   некоммерческой  -  заработная  плата,   затраты   на   текущее

 содержание,   капитальные   вложения   и   т.п.   Принцип   безвозвратности

 расходования   государственных    ресурсов    означает,    что    средства,

 использованные  на финансирование народного  хозяйства, социальные  и  другие

 цели, не нуждаются  в  обязательном  их  возмещении.  Достижению  наибольшей

 результативности  в процессе осуществления государственных  расходов отвечает

 такой принцип  их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть

 охарактеризован  как система форм  и  методов   последовательной  минимизации

 затрат относительно  получаемого результата. Этот принцип  не всегда связан с

 сокращением  расходов, но обязательно предполагает  наиболее  целесообразное

 их осуществление.

   Финансирование  государственных расходов осуществляется  в разных формах  -

 самофинансирования,  бюджетного  финансирования,  кредитного   обеспечения.

 Самофинансирование  используется  для  покрытия  расходов   государственных

 предприятий   за  счёт  их  собственных   финансовых   ресурсов.   Бюджетное

 финансирование    применяется    для    обеспечения     затрат,     имеющих

 общегосударственное  значение. Кредитное обеспечение   применяется,  с  одной

 стороны, государственными  предприятиями, получающими банковские  ссуды  для

 покрытия своих   текущих  и  инвестиционных  затрат,  а  с  другой  стороны,

 государственными  структурами  разного  уровня  управления,  прибегающими  к

 заимствованию  денежных средств на финансовом рынке в форме государственного

 кредита. Рациональное  соотношение  между  названными  формами  финансового

 обеспечения   государственных  расходов  позволяет   найти  разумный  баланс

 экономических  интересов, добиться высокой   результативности  от  применения

 каждой из  форм. 

                          Государственный бюджет 

1. Сущность государственного  бюджета, его  роль  в   социально-экономических

 процессах 

   Финансовые  отношения,  складывающиеся  у   государства  с  предприятиями,

 организациями,  учреждениями и населением, называются  бюджетными.  Бюджетные

 отношения   характеризуются  большим   многообразием,  поскольку   опосредуют

 разные направления  распределительного процесса (между  секторами  экономики,

 сферами   общественной   деятельности,   отраслями   народного   хозяйства,

 территориями  страны) и охватывают все уровни  хозяйствования  (федеральный,

 республиканский,  местный).

    Совокупность  бюджетных  отношений  по  формированию   и   использованию

 бюджетного  фонда страны составляет  понятие   государственного  бюджета.  По

 экономической  сущности государственный бюджет  -  это  денежные  отношения,

 возникающие  у государства с юридическими  и  физическими  лицами  по  поводу

 перераспределения  национального дохода (частично и национального богатства)

 в связи с  образованием и использованием  бюджетного фонда,  предназначенного

 на финансирование  народного  хозяйства,  социально-культурных  мероприятий,

 нужд обороны  и государственного управления. Благодаря  бюджету  государство

 имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на  решающих  участках

 экономического  и социального развития.

    Проявление  присущих  бюджету  свойств,  его  использование  в   качестве

 инструмента   распределения  и   контроля   возможно   только   в   процессе

 человеческой  деятельности,  что  находит   своё  отражение  в   создаваемом

 государством  бюджетном механизме. Последний  является  реальным  воплощением

 бюджетной политики, отражает конкретную нацеленность  бюджетных отношений на

 решение   экономических  и  социальных  задач.  При  правильном   построении

 бюджетного  механизма он может реально  влиять на рост экономики и  социальной

 сферы,  ускорение   темпов  научно-технического  прогресса,   обновление   и

 совершенствование материально-технической базы общественного производства.

   Государственный  бюджет всегда являлся важным  инструментом воздействия  на

 развитие экономики  и социальной сферы. При переходе  к  рыночной  экономике

 государственный  бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдёт

 лишь изменение  методов бюджетного воздействия  на общественное производство.

Информация о работе Сущность финансовой политики государства